Формирование метапредметных результатов в обучении младших школьников в рамках ФГОС нового поколения.


Муниципальное образование «Северо – Байкальский район»
МБОУ «Нижнеангарская средняя общеобразовательная школа №1»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯТема:
«ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Разработала: Репина Т.Н.,
учитель начальных классов,
высшей кагегории.
Нижнеангарск, 2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Изменилось общество, изменились дети, их потребности, интересы, ценности. Все это требует обновления системы образования, которое обозначено в новом стандарте. Модернизация общего образования влечёт за собой изменение целей обучения. Если в прежние годы целью обучения являлось качественное усвоение знаний, умений, навыков, то сегодня главная цель школы сформировать у учащихся потребность в самообразовании и саморазвитии. Как сказал английский поэт, критик Ричард Олдингтон: «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу».
Что такое метапредметный результат? Почему сегодня уделяется такое большое значение формированию метапредметных результатов?
Работая в школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю ступень обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету. Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут, затрудняются при самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избежать неудач. Таким образом, для повышения качества знаний необходимо: повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД), необходимо показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.
В настоящее время перед школьным образованием поставлены новые задачи, новые требования, на решение которых направлен ФГОС нового поколения. (ФГОС НОО Глава II, п.9,11)
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу «умения учиться» и межпредметными понятиями.(4)Формирование метапредметных результатов в современном образовании является одним из обязательных требований, предъявляемых сегодня к процессу обучения. Главная задача учителя в современной системе образования - научить учащихся самостоятельно добывать необходимую информацию, получать знания для того, чтобы тут же, в процессе обучения решать реальные задачи и находить решение современных проблем, используя неординарные подходы и творческие идеи.
Основная часть.
Работая с классом третий год, для себя поставила цель: cформировать у учащихся основы умения учиться, готовность к самостоятельному познанию, а это значит, сформировать у детей метапредметные результаты, или универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Считаю важным, чтобы у моих детей в процессе обучения развивались необходимые качества и мои дети могли использовать приобретенные знания в новых условиях, сохранили интерес, и то желание учиться, с каким они приходят на свои первые уроки в школе. Осуществить мои задачи помогает деятельностный и лично-ориентированный подходы.
На своих уроках стараюсь погрузить учащихся в деятельность, в процессе которой формируются регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Для того, чтобы работа учащихся на уроке была осмысленной, важно, чтобы учащиеся научились выделять и формулировать познавательную цель. Ведь без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной деятельности, и важно, чтобы дети это осознавали. Для того, чтобы помочь учащимся определить цель урока использую разные приемы, учитывая при этом возрастные особенности учащихся: создание проблемной ситуации, постановка целей, исходя из темы урока, постановка целей по структурно-логической схеме изучения явлений, через показ конечных результатов деятельности, прием "ассоциативный ряд" и т.д. Практика показывает, что организация целеполагающей деятельности способствует активному развитию учащихся, формированию у них инициативности, самостоятельности, ответственности. Далее с учащимися определяем последовательность действий, которые приведут нас к реализации поставленной цели, определяя промежуточные задачи; продумываем какой результат мы должны получить в итоге. Завершается деятельность учащихся контролем, в процессе которого учащиеся сравнивают способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, и коррекцией своих действий, а также рефлексией, которой уделяю особое внимание, т.к. в её процессе происходит самоанализ, осмысление, оценка результатов собственной деятельности учащихся. Использую разные виды рефлексии: шкалу самооценки, методику "состояние души", "выбери утверждение" и т.д.
Трудно переоценить роль проектной деятельности учащихся в достижении метапредметных результатов, которая направлена не на интеграцию знаний, а на их применение и приобретение новых в результате творческого сотрудничества учеников и учителя, а также путем самообразования. Работать над проектами мы начинаем с 1-го класса, продолжение идет и во 2, 3, 4 классах. Проектная деятельность заложена ФГОСами в каждом предмете . Во внеурочной деятельности учащиеся темы выбирают самостоятельно, исходя из своих интересов. На уроках над проектами мы работаем поэтапно: учимся определять цели проекта, формулировать задачи, выдвигать гипотезы. Завершается работа презентацией проектов, на которой порой присутствуют и родители учащихся. Метод проектов способствует активной включенности учащихся в процесс получения знаний, освоению новых знаний, а также использованию уже имеющихся знаний. Проектная деятельность развивает аналитические способности учащихся, формирует способность принимать решения, находить пути решения нестандартных задач, повышает и развивает чувство ответственности, способствует развитию коммуникативных качеств, так как учащиеся могут работать над проектами в парах и группами, при этом формируются следующие коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества со сверстниками и с учителем, постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Коммуникативные действия формируют: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
На уроках развитию коммуникативных действий способствует работа в парах и группах, организация диалога в ходе разрешения проблемных ситуаций, дисскуссия, ролевая игра, блиц - турнир, защита проекта. С первых дней обучения уделяю внимание формированию познавательных УУД, так как для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. С целью формирования логических универсальных действий придерживаюсь выработанного алгоритма. Первый класс. Ведущая деятельность – игровая. Основной принцип: постепенность, от простого, к сложному. Использую следующие виды деятельности учащихся на уроке: распознавание признаков предмета (цвет, размер, форма); выделение признаков предмета; выделение существенных признаков; угадывание предмета по описанию свойств; соотнесение признака одного предмета с тем же признаком другого; формирование понятия об общих отличительных признаках предметов. Указанные виды деятельности реализуются в различных дидактических играх. Второй класс. При формировании умений сравнивать 2 и более предмета, классифицировать предметы и явления по заданному основанию придерживаюсь следующей последовательности шагов: сравнение 2-х и 3-х предметов (чисел, геометрических фигур и т.д.); выявление признака классификации; разделение объектов по заданному признаку; поиск «лишнего» объекта; поиск основания классификации для предложенного набора объектов. Основной вид деятельности учащихся: тренировочные упражнения. В результате приобретенных учащимися знаний формируется матапредметные результаты. Третий класс. Для формирования умения выбирать основание для классификации объектов использую аналогичные, но усложненные упражнения с многозначными числами, дополняя их заданиями на проверку правильности равенства способом переформулирования его, основанном на знании взаимосвязи компонентов действий умножения и деления. В 3 – 4-х классах учимся с учащимися давать определение понятиям в следующей последовательности: тренировочные упражнения на установление рода и видового отличия; ознакомление с требованиями к понятию; упражнения на дополнение в неполном определении видовых отличий, самого видового или родового понятий; составление определения понятия по алгоритму. Дети, выполняя эти шаги, формулируют определение понятия и лучше его запоминают, т.к. оно формулировалось осознанно, самостоятельно.
Одно из важнейших познавательных универсальных учебных действий - постановка и решение проблемы или задачи: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Усвоение общего приёма решения учебных задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций - умение анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию. Умение решать учебные задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся. На уроках математики мы работаем с разными типами задач: с лишними и недостающими данными; не имеющими решения; с многовариантными решениями; комбинаторными задачами, открытыми задачами. Используем разные приемы обучения решению задач: подбор вопросов для уточнения связей между величинами условия задачи; краткая запись условия в виде чертежа, схемы, таблицы; постановка вопроса к предложенному условию; из предложенного набора математических выражений по данным задачи и вопросов выбрать соответствующие; составление выражений к готовым чертежам по условию задачи. После решения задачи организуем дополнительную работу над задачей. В ходе дополнительной работы после выполнения решения предлагаю следующие задания: переформулирование условия задачи; составление обратных задач; составление аналогичных задач; сравнение задач, сформулированных в прямой и косвенной форме, и их решений; анализ неверного решения; поиск различных способов решения задачи. Умение сравнивать, оценивать – это важный метапредметный результат. Формирование познавательных УУД по обучению грамоте начинается с первых дней учебы. В дальнейшем дети учатся пользоваться учебными пособиями: находить страницу, тему, задание. Учатся читать и понимать схемы, таблицы и другие символы, представленные в учебной литературе. В 3 – 4 классах ученики обучаются поиску нужной информации в дополнительных изданиях: энциклопедиях, справочниках, словарях, в электронных и цифровых ресурсах. Обучение русскому языку стараюсь построить в проблемном ключе: не излагаю готовые формулировки и сведения, а побуждаю учеников самим сделать самостоятельные выводы и обобщения. Одним из приемов, которым я пользуюсь, является «гипотеза». Ученикам задается проблемный вопрос. Они выдвигают гипотезу и стараются обосновать свою точку зрения. Это закладывает основу для дальнейшей работы по достижению метапредметных результатов.
Хотелось бы отметить комплект УМК «Школа России», который используется в моем классе. Как он помогает решить задачи по формированию метапредметных результатов - универсальных учебных действий. В настоящее время этот комплект усовершенствован, направлен на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Это отражено и в новом художественном оформлении учебников, тетрадей, и в системе заданий, и включении в учебники «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир» новых рубрик: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Что узнали», «Чему научились», «Подготовь сообщение на тему…» и т. д.
(Например, математика, автор М.И.Моро,М.А.Бантова). Дети учатся добывать новые знания: извлекать нужную информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) учатся преобразовывать из одной формы в другую. Примером может множество разнообразных заданий, направленных на формирование метапредметных результатов. Можно отметить «Окружающий мир», автор Плешаков А.А. , где формируется весь комплекс УУД, учит детей анализировать, сравнивать, классифицировать, исследовать, делать выводы, и т.д. Рабочая тетрадь позволяет закрепить полученные знания, использовать дополнительную литературу и другие источники, отследить результаты помогают «Тесты». Аналогично можно рассматривать и другие учебные предметы в начальной школе. Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача школы, поэтому, начиная с 1 класса проводится мониторинг, т. е. отслеживание индивидуальной динамики учащихся по формированию метапредметных результатов, с целью выявления проблемных зон и коррекции. Одной из форм мониторинга сформированности УУД у младших школьников является комплексная письменная проверочная работа, в которой разработаны комплексные задания по всем предметам (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира и др.) Интегрированная проверочная работа дает возможность проверить все три группы результатов: предметные, метапредметные и личностные. Работа стрится на основе чтения текста, что позволит проверить также сформированность коммуникативных УУД. Вывод по результатам выполнения комплексной работы делается с учетом полученного балла за ее выполнение.
Заключение
Таким образом, обучение в современной школе должно быть направлено на получение метапредметных результатов, т. е. на формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
«Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему этот путь».
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение», 2010; 7,8 с.
2. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение», 2010; 14,15 с3. Планируемые результаты начального общего образования под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010.