Статья Проектная и научно-исследовательская деятельность обучающихся как способ достижения метапредметных результатов обучения


Проектная и научно – исследовательская деятельность обучающихся как способ достижения метапредметных результатов обучения
Л.Е КолдарьТ.А Калинина
"Не мыслям следует учить, а мыслить"
И.Кант.
Система образования старается идти в ногу со временем, меняется быстрыми темпами. Это является требованием современного информационного общества, которое стремительно развивается. Такого роста развития технологий общество не знало никогда. Поэтому, перед школой стоит труднейшая задача – готовить ребят к такой жизни, о которой она сама ещё не имеет представления. Главной задачей современного образования становится не столько усвоение готовых знаний, сколько обеспечение его познавательным, общекультурным, личностным развитием, сформированностью у учащихся умения учиться. Общеобразовательные программы построены на основе более чем полувековой давности и не ставят перед собой задачу обновления знаний. Реорганизацию образования предлагает метапредметный подход, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Используя такой подход, школа способна сформировать у ребёнка представление о дисциплине, как о системе знаний о мире, выраженном в числах (математика), телах (физика), веществах (химия) и т.д. Внедрение метапредметного подхода в школьное образование является острой необходимостью, т.к. традиционные средства и методы педагогической деятельности не соответствуют современным реалиям, уровню развития технического прогресса. Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественно педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов. [4]
Современная  школа  должна  формировать  целостную  картину  мира, опираясь  на  понимание  связей  всех  явлений  и  процессов,  которые происходят  в  обществе, а это не возможно без межпредметности.   Если   знания  представлены  фрагментами, то восприятие  происходящего не охватывает полного понимания мира.  Во  многом  учебные  предметы  существуют  сами  по  себе.  Они  и не  удовлетворяют  требованиям  действительности. Поэтому  на  сегодняшний  день  вместо  простой  передачи  умений  и навыков  от  учителя  к  ученикам  приоритетной  целью  школьного  образования является  формирование  и  развитие  умений  учиться.  Ученик  должен самостоятельно  уметь  ставить  цели,  находить  пути  их  реализации,  уметь контролировать  и  научиться  оценивать  свои  достижения. 
 В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. Так проектная и научно-исследовательская работа учащихся в последнее время приобретает всё большую актуальность, так как это соответствует вызовам современной обстановки в обществе, образовании и является важным компонентом школы сегодня. Стимулировать природную потребность ребенка в новизне, развивает у него способность искать новое, научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиями, всё это является актуальным для современной образовательной практики. Поэтому востребованной в обучении является исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию познавательного интереса и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению знаний.
Каждый ребенок исследователь от природы, но его на первых порах надо обучать всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент. Исследовать обучающийся будет только то, что ему действительно интересно. Поэтому необходимо создавать такие условия в обучении, в которых ребенок может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. В проектной и исследовательской деятельности раскрывается весь потенциал ученика.
Ведь проект это есть замысел, в результате которого ученик должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий , исследуя и докапываясь до истины.
Достоинства метода проектов:
Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в неё душу.
Творческие проекты позволяют выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.
Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.
Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.
Перечисленные достоинства проектов и будут способствовать овладением определенными способностями, которые можно применять в разных областях жизнедеятельности. Проекты могут быть как небольшими, рассчитанными на один урок, так и достаточно объёмными, требующими от учащихся внеурочной подготовки. Как показывает практика, авторы наиболее интересных, неординарных проектов обладают более высокими показателями метапредметных компетенций. Как и другие методики, метод проектов создаёт сильную мотивацию к обучению, самообразованию. Обязательное включение в этот вид деятельности презентаций способствует формированию информационных компетенций.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Применение метода проектов имеет большие преимущества:
способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
организует процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют развивать творческие способности обучающихся.
осваивают технологию проведения исследования.
создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса. Выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. [2].
    Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
А метапредметный подход позволяет ученикам не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.
Литература
1. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm
2. Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это?//Учительская газета 2011. № 9 [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.ug.ru/article/643. Озеркова И.А. Метапредметный подход: способы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. 4. Аксенова Н. И. Метапредметное содержание образовательных стандартов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 104-107.