Реализация требований ФГОС к достижению метапредметных результатов обучения средствами учебного предмета «Математика».


Реализация требований ФГОС к достижению метапредметных результатов обучения средствами учебного предмета «Математика».
Формирование личностных результатов и коммуникативных универсальных учебных действий.
Слайд 2
1. Роль математики как важнейшего средства коммуникации в формировании речевых умений неразрывно связана и с личностными результатами, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. С этой точки зрения все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах (все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»).
Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано (все задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят»). Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.
2. Наличие в курсе математики большого числа уроков, построенных на проблемно-диалогической технологии, даёт педагогу возможность продемонстрировать перед детьми ценность мозгового штурма как формы эффективного интеллектуального взаимодействия. В том случае, если дети научились работать таким образом, у них формируется и понимание ценности человеческого взаимодействия, ценности человеческого сообщества, сформированного как команда единомышленников, ценности личности каждого из членов этого сообщества.
3. Так как курс математики ориентирован на развитие коммуникативных умений, на уроках запланированы ситуации тесного межличностного общения, предполагающие формирование важнейших этических норм. Эти нормы общения позволяют научить ребёнка грамотно и корректно взаимодействовать с другими.
4.Развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций, способствует организация на уроках математики:
- математических игр, предполагающих работу в парах, группах, которые подразделяются:
Слайд 3
на сюжетные;
Слайд 4
математические лото, лабиринты;
Слайд 5
геометрические игры;
Слайд 6
игры по перекладыванию спичек.
Слайд 7
Развитию коммуникативных умений способствует проведение математических диктантов, в роди диктующих могут выступать дети.
Слайд 8
Хорошо развиваются коммуникативные умения при составлении текстовых задач.
Слайд 9
Организация проектной деятельности так же способствует взаимодействию, для этого в учебниках математики содержатся специальные задания рубрики «Наши проекты».
Формирование регулятивных универсальных учебных действий.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Слайд 10
1.Перед изучением каждого раздела в учебнике размещен шмуцтитул – (нем. Schmutztitel) — специальная страница, предваряющая раздел книги
При работе со шмуцтитулом решается несколько методических задач:
1. Обеспечение мотивации изучения раздела.
2. Постановка целей работы по разделу.
3. Определение видов деятельности при изучении раздела.
4. Организация контрольно-оценочной деятельности по результатам изучения раздела.
Слайд 11
В учебниках математики содержание шмуцтитулов каждого раздела (темы) помогает учащимся принимать и понимать основные цели учебной деятельности, формулировать задачи, отражающие то, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале изложения материала урока представлены направления и общее содержание учебной деятельности, что помогает ученикам видеть перспективу работы по теме, соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения.
Слайд 12
Постановка учебной задачи показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний.
Слайд 13
2.Каждый раздел завершается заданиями рубрики «Проверим себя», содержание которых будет способствовать организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции.
Такая дидактическая структура: общая целевая установка на изучение темы – ее конкретизация в начале каждого урока – реализация поставленных задач в содержании урока – творческие проверочные задания – способствуют формированию регулятивных УУД.
Слайд 14
Формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации: определять наиболее эффективные способы достижения результата.
1.В учебниках предусмотрен материал, направленный на формирование умений планировать учебные действия: учащиеся составляют план учебных действий при решении текстовых задач;
Слайд 15
при применении алгоритмов вычислений, при составлении плана успешного ведения математической игры, при работе над учебными проектами.
Слайд 16
2.На уроках математики работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели (по П.Я. Гальперину).
Слайд 17
Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации: определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3.В конце каждого урока предусмотрены задания для самопроверки. Каждый раздел заканчивается рубрикой «Что узнали? Чему научились?», «Проверим себя и оценим свои достижения». В учебниках 3-4 класса каждая тема дополнена вопросами, направленными на обобщение теоретических знаний и контроль за их усвоением. Такое построение материала позволяет учащимся сделать вывод о достижении целей, поставленных в начале ее изучения. Все это создает условия для формирования умений проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль полученных знаний и освоенных способов действий.
Слайд 18
4.Следующим этапом развития организационных умений является работа над системой учебных заданий (учебной задачей) через применение технологии проблемного обучения. Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции. Проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием. Грамотно организованная проблемная ситуация позволяет школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока).
Существуют следующие типы метапредметных проблемных ситуаций:
-ситуация конфликта – ситуация рассматривающая противоположные решения;
- ситуации неожиданности – вызывает удивление неожиданностью, парадоксальностью;
- ситуации неопределенности – неоднозначные решения в виду недостатка или излишка данных;
-ситуация выбор – дается ряд готовых решений, необходимо выбрать правильное;
-ситуация ошибка – задание с заведомо допущенной ошибкой;
Слайд 19
- ситуация по двум противоречивым фактам;
Слайд 20
-ситуация «не могу» - дается практическое задание, не выполнимое вообще;
Слайд 21
-ситуация несоответствия – дается задание, где надо использовать знание в новой ситуации;
Слайд 22
- ситуации опровержения;
Слайд 23
- ситуации предположения.
Слайд 24
5.К концу начальной школы соответствующим возрасту становится использование проектной деятельности.
Слайд 25
Формирование познавательных универсальных учебных действий.
Для освоения способов решения проблем творческого и поискового характера можно использовать серию заданий следующих видов:
продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур, представленных по определенному правилу, закономерности;
Слайд 26
провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур по заданному признаку;
Слайд 27
провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.
Слайд 28
В учебниках математики предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, «Готовимся к олимпиаде»,
Слайд 29
задания конкурса «Смекалка».
Слайд 30
Содержание предметного материала предусмотрено выстроить так, что начиная с первого класса школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию, рассуждать, проводить обобщения, но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесным, практическим, знаковым, графическим). Все это способствует формированию умения решать задачи творческого и поискового характера. Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами.
Слайд 31
Использование знаково-символических средств предоставления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
На протяжении всего периода изучения предмета используются задания для организации деятельности моделирования Для математики это действие представляется наиболее важным, так как создаёт важнейший инструментарий для развития у детей познавательных универсальных действий. Так, например, большое количество математических задач может быть понято и решено младшими школьниками только после создания адекватной их восприятию вспомогательной модели.
Моделирование широко используется при введении нового материала:
1 – выстраивается математическая модель (предметная или схематическая) некоторого фрагмента реальной действительности;
2 – выявляются ее особенности и свойства;
3 – осуществляется их описание на языке математических символов и знаков (чисел, равенств, неравенств, арифметических действий, геометрических фигур).
Слайд 32
Например, в 1 классе при раскрытии смысла арифметических действий сложения и вычитания используются предметные и схематические модели и записи этих действий на языке математических символов и знаков.
Слайд 33
Со 2 по 4 класс используются схематические модели:
2 класс – при образовании и записи чисел в пределах 100;
3 класс – при раскрытии взаимосвязи чисел при сложении и вычитании, при построении таблицы умножения;
4 класс – при решении текстовых задач.
Слайд 34
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
С достижениями указанного результата связаны основные виды деятельности, на которых построена система заданий со следующими формулировками: «Рассмотри…», «Сравни, чем похожи, чем различаются?», «Проанализируй…», «Объясни, почему…», «Сделай вывод…», «Выбери верный ответ, обоснуй свой выбор…», «Найди и исправь ошибки», «Разбей на группы», «Найди истинное высказывание». Данная система заданий направлена на развитие математического стиля мышления, в частности на формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать предлагаемый ход решения того или иного вопроса, задачи.
Из вышесказанного следует, что учебный предмет «Математика» способствует развитию всех метапредметных УУД.