«Реализация требований ФГОС к достижению метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов».


Практико – ориентированный семинар
Тема: «Реализация требований ФГОС к достижению метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов».
Цель: показать возможности достижения метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов в начальной школе.
Задачи:

Показать практическую значимость использования приёмов работы по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках;
создать условия для активного взаимодействия участников семинара между собой;
повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической технологии для формирования УУД.
Ход семинара
Общее понятие метапредметных результатов и этапы их формирования.
Мотивация к деятельности.
Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.
Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика? Ответ на этот вопрос даёт великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто». Сам того не подозревая в 19 веке К. Д. Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки федеральных государственных стандартов второго поколения. Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Для этого необходимо сформировать метапредметные УУД. Что же это такое - метапредметность?
Мета (от греч. meta – после, за, через) – первая составная часть сложных слов, обозначающая следование за чем либо, переход к чему-либо другому, превращение. Применительно к образовательным результатам приставка «мета-» означает более высокий по сравнению с узкопредметным , «обобщающий» уровень способностей и знаний, приобретаемых учащимися.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».
Содержание метапредметных результатов составляют: личностные результаты и метапредметные УУД; смысловое чтение (работа с информацией), ИКТ – компетентность; проектная и учебно-исследовательская деятельность.
В начальной школе начинается работа по формированию личностных результатов и метапредметных УУД, которые подразделяются на три группы: регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Актуализация знаний.
У вас на столах лежат раздаточные листы №1. Восстановите предложения, определите о какой группе УУД идет речь.
1. __________________________ УУД связаны с решением проблемы.
2.___________________________ УУД обеспечивают социальную компетентность.
3._____________________________УУД обеспечивают организацию собственной деятельности.
4._______________________________УУД определяют мотивационную ориентацию.
Проверьте свои предположения.
1.Познавательные УУД связаны с решением проблемы.
2.Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность.
3.Регулятивные УУД обеспечивают организацию собственной деятельности.4.Личностные УУД определяют мотивационную ориентацию.
В файлах на раздаточных листах вы найдете краткую характеристику каждого УУД.
Лист 1. Краткая характеристика УУД.
Познавательные действия (включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач).
Регулятивные действия (обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.Коммуникативные действия (обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать.)
Личностные действия (позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов.Применение знаний на практике. Мультфильм «Кораблик»
ФГОС обозначил, что метапредметные результаты - «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».
-Посмотрите мультфильм «Кораблик», и определите, какие метапредметные УУД были сформированы у главных героев, а какие - нет.
Ознакомление с этапами формирования УУД.
Метапредметные УУД нельзя сформировать сразу, для этого необходимо время, учет возрастных особенностей детей, конкретизация и постепенное усложнение этих действий, то есть необходима поэтапность.
Практическая работа в группах:
1 группа: Раздаточный лист №2 .Восстановите последовательность этапов формирования метапредметных УУД.
Осознанный выбор и применение способа действия в контексте учебной задачи (цели).
Выполнение учебного действия по образцу, содержащему необходимый способ действия.
Осуществление способа действия по прямому указанию на его название.
Проверка выполненной работы по контрольному листу в файле.
Лист 2. Этапы развития метапредметных универсальных учебных действий
I этап II этап III этап
«Представление» «Способ» «Овладение УУД»
Выполнение учебного действия по образцу, содержащему необходимый способ действия. Осуществление способа действия по прямому указанию на его название. Осознанный выбор и применение способа действия в контексте учебной задачи (цели).
2 группа: Раздаточный лист №3. Выберите для каждого этапа формирования УУД название и определите возрастную группу (класс).
Первый этап - выполнение учебного действия по образцу, интуитивное
применение способа на основе многократных применений близких образцов, аналогий и т.д. Задание, предлагаемое ученику для выполнения, требует применения того или иного способа действия, которым ученик пока не владеет, не знает ни алгоритма его выполнения, ни названия способа. Однако он может выполнить его, опираясь на предложенный учителем образец, близкую аналогию. Этот этап называется ________________________. На этапе ученик в большинстве случаев не готов самостоятельно различать существенные и несущественные стороны выполняемого задания, может выполнить его только с опорой на образец на
конкретном предметном материале.
Второй этап - осуществление способа действия при выполнении учебной задачи. Этот этап называется __________________. На этом этапе ученик ориентируется на назначение и существенные аспекты способа действия. Ученик знает, как называется этот способ в
общепринятой или специально введенной педагогом терминологии. Он также знает и выполняет определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату, может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметный материал.
Третий этап - применение способа в контексте учебной деятельности. Этот этап называется _________________. Ученик уже готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации. Ученик также
выстраивает саму деятельность, поскольку владеет представлениями о ее структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности. На данном этапе ребенок не только
знает несколько способов достижения цели, но и может самостоятельно выбрать оптимальный в данных условия.
Слова для справок: «Способ», «Представление», «Овладение УУД».
Проверка выполненной работы по контрольному листу в файле.
Лист 3. Базовый уровень развития метапредметных УУД в начальной школе и характеристика этапов.
1 класс
2 класс
3 класс 4 класс
Уровень
представления Уровень
представления Уровень способа Уровень овладения УУД
Выполнение
учебного
действия
по образцу,
содержащему
необходимый
способ
действия Выполнение
учебного
действия
по образцу,
содержащему
необходимый
способ
действия Осуществление
способа
действия
по прямому
указанию
на его
название
(назначение) Осознанный выбор и применение способа действия в контексте учебной задачи (цели).
Первый этап - выполнение учебного действия по образцу, интуитивное
применение способа на основе многократных применений близких образцов, аналогий и т.д. Задание, предлагаемое ученику для выполнения, требует применения того или иного способа действия, которым ученик пока не владеет, не знает ни алгоритма его выполнения, ни названия способа. Однако он может выполнить его, опираясь на предложенный учителем образец, близкую аналогию. Кратко данный этап обозначается нами как «Представление». На этапе представления ученик в большинстве случаев не готов самостоятельно различать существенные и несущественные стороны выполняемого задания, может выполнить его только с опорой на образец на конкретном предметном материале
Второй этап - осуществление способа действия при выполнении учебной задачи. Кратко этот этап обозначается как «Способ». На этом этапе ученик ориентируется на назначение и существенные аспекты способа действия. Ученик знает, как называется этот способ в
общепринятой или специально введенной педагогом терминологии. Он также знает и выполняет определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату, может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметный
материал.
Третий этап - применение способа в контексте учебной деятельности. Назовем этот этап «Овладение УУД». Ученик уже готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации. Ученик также
выстраивает саму деятельность, поскольку владеет представлениями о ее структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности. На этапе овладения УУД ребенок не только
знает несколько способов достижения цели, но и может самостоятельно выбрать оптимальный в данных условия.
3 группа. Раздаточный лист №4. Восстановите последовательность действий, чтобы у вас получился алгоритм формирования УУД на любом уроке.
Алгоритм формирования УУД на любом уроке:
Организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию.
Основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом).
Сформировать первичный опыт выполнения действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию.
Проверка выполненной работы по контрольному листу в файле.
Лист 4. Алгоритм формирования УУД на любом уроке:
1) Сформировать первичный опыт выполнения действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию.
2) Основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом).
3) Сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию.
4) Организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Выявление возможностей учебных предметов для достижения метапредметных результатов образования.
1.Актуализация. Составление рейтинга метапредметных УУД по учебным предметам.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Давайте проследим, какой вклад в достижение метапредметных результатов вносит каждый учебный предмет.
Практическая работа в группах.
Раздаточный лист №5 «Перечень метапредметных УУД». . В перечне метапредметных УУД отметьте знаком «+» те универсальные учебный действия, которые в большей степени вы формируете средствами своего предмета.Посчитайте примерное процентное соотношение и на основе этих данных заполните диаграмму «Рейтинг метапредметных УУД» по своему преподаваемому предмету.
(представители групп вывешивают свои диаграммы).
Сейчас мы можем наглядно наблюдать, какой вклад вносит тот или иной предмет в дело формирования метапредметных УУД.
2.Выступление по теме: «Реализация требований ФГОС к достижению метапредметных результатов обучения средствами учебного предмета «Математика» (Миронова И.А.., приложение 2.)
2.1 Фронтальная практическая работа. Вашему вниманию предлагаются задания, определите, какое УУД можно сформировать посредством этого задания. Задания взяты из диагностики.
3. Выступление по теме: «Реализация требований ФГОС к достижению метапредметных результатов обучения средствами учебного предмета «Окружающий мир» (Акбулатова Л.Т., приложение 2.)
3.1 Фронтальная практическая работа. После ознакомления с учебным текстом о солях, ученики составили меню для детей с ослабленным здоровьем. Определите, какими метапредметными УУД овладели ученики.
4. Выступление по теме: «Реализация требований ФГОС к достижению метапредметных результатов обучения средствами учебного предмета «Литературное чтение» (Селюкова Г.В., приложение 2.)
4.1 Практическая работа в группах. Организация работы на понимание прочитанного текста Е.Чарушина «Кот Епифан». Выполните задания к тексту и определите, какие метапредметные УУД формировались у учащихся.
5.Выступление по теме: «Реализация требований ФГОС к достижению метапредметных результатов обучения средствами учебного предмета «Русский язык» (Мелешкина О.Н., приложение 2.)
5.1.Мастер-класс по теме: «Организация урока русского языка для формирования метапредметных УУД»
Рефлексия в форме РАФТ (роль, аудитория, форма, тема) в группах.
Пример РАФТ Мелешкиной по курсу «Смысловое чтение».
Давайте поделимся впечатлениями о семинаре. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?
Всем большое спасибо за интересное общение!
В файлах вы найдете буклеты-памятки по формированию УУД на уроках в начальной школе.