Классный час для 7 классов я — мыслитель


Система классных часов «Самоопределение в учёбе, труде и отдыхе»
Цель занятий – обеспечение становления и развития основных навыков самоопределения в учёбе, труде и отдыхе, содействие в появлении у школьников устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации.
Задачи:
Способствовать освоению методов изучения своих задатков, способностей в учебной и внеучебной деятельности;
Учить разрабатывать и реализовывать проекты организации работы по саморазвитию.
В каждом классе с учетом возрастных особенностей учащихся последовательно рассматриваются важнейшие вопросы, связанные с личностным самоопределением:
формирование реалистичной самооценки;
направленность личности;
развитие эмоциональной сферы;
диагностика особенностей интеллектуальной сферы в целях выявления склонностей к разным видам деятельности;
Метод обучения навыкам самоопределения заключается в выполнении проектов.
В 6 классе учащимся предлагаются проекты:
Я –мыслитель.
Я –самый любимый.
Я – великий исследователь:
Структура работы над проектом:
№ этап задачи
Содержание деятельности
1 Старт
Определение актуальности и практической значимости проекта,
самодиагностика
2 прогностический Определение программы развития
3 практический Реализация программы: упражнения, тренинги, ролевые игры и др.
На каждом этапе работы над проектом роль классного руководителя определяется уровнем самостоятельности учащихся.
№ этап Роль классного руководителя
1 Старт
Вводная беседа
Организация самодиагностики: инструментарий для самодиагностики, помощь в интерпретации результатов.
2 прогностический Помощь в разработке индивидуальных программ развития:
Познакомить с основными способами фиксации планов, их реализации
3 практический Организация упражнений, практикумов, ролевых игр и др.
Приведу пример работы над проектом: «Я -мыслитель»
Классный час № 1 по теме « Я – мыслитель»
Цель: помочь определить учащимся степень развитости умения планировать свою учебную деятельность, находить оптимальные способы реализации намеченных целей.
Задачи:
Организовать самодиагностику.
Организовать диспут- обсуждение проблемы
Предложить способы достижения высоких результатов в настоящее время.
Помочь составить программу саморазвития.
Планируемый результат: самодиагностика определения способов достижения высоких результатов .
Форма: разработка проекта «Я – мыслитель».
Ход классного часа № 1
Определение актуальности, практической значимости работы над тем как достичь более высоких результатов в учебной деятельности, расширить представления о своих природных склонностях и способностях..
Вступительное слово учителя:
Как научиться самостоятельно организовывать свою учебную деятельность? Как планировать реальные достижения в учебе? Как умело преодолевать трудности, возникающие при изучении отдельных предметов? Эти вопросы наверняка возникали ни раз в твоем сознании. Чтобы ответить на них, нужно понять, осмыслить принципы и особенности управления своей учебной работой. Требуется выяснить роль воли, терпения, гордости, совести, долга в мобилизации физических и психических сил для обеспечения высоких результатов.
Предлагаю вам принять участие в проекте «Мыслитель». Работая над ним, ты научишься самостоятельно обдумывать и находить имеющиеся у тебя внутренние возможности для достижения успехов – и не только в учебе, но и в любимых занятиях вне школы.
В VI классе возрастают требования учителей к самостоятельной работе учеников. Если в начальной школе тебе периодически могли помогать родители, учителя, которые считали естественным делом разъяснять некоторые трудные темы, то уже в V классе взрослые стали ориентировать тебя на формирование умения самостоятельно справляться с различными трудностями в учебе. Они вполне обоснованно считают, что ты можешь сам выполнить домашнее задания и проверить качество своей работы. Ты сам можешь контролировать свое поведение на уроках и переменах.
Повзрослев на год, ты уже способен создавать программы развития учебных навыков, склонностей которые проявляются у тебя в различной деятельности. И тогда ты сможешь доказать любому, что взрослеешь: возрастают твои умственные способности, появляется ответственность перед собой и другими людьми. Может быть именно эти изменения в тебе помогут определить значимость работы над этим проектом.
Первый твой шаг связан с определением цели проекта. В ней определяются результаты изменений, которые произойдут в твоём сознании и поведении в процессе приобретения знаний о своих возможностях.
Практическое задание
Перечисли несколько задач, укажи способы их достижения. Заполни соответствующие графы:
Актуальность и практическая значимость проекта цель задачи Классный руководитель:
2. «Какие у тебя способности к изучению школьных предметов»
Поскольку ты пытаешься составить программу достижения более высоких результатов в учебе, тебе необходимо лучше узнать свои способности к каждому предмету. Оценить, во-первых, степень своей заинтересованности в успехах по всем предметам. Во- вторых, наличие природных задатков к изучению того или иного предмета.
Начни с выяснения степени своей заинтересованности в достижении высоких результатов в учебе.
Заполни таблицу:
Название школьного
предмета Средний балл по итогам прошедшей четверти Планируемый средний балл
За текущую четверть По итогам учебного года
Средний балл подсчитывается путем выписывания всех отметок, полученных за четверть, и деления суммы на их количество. (можно посмотреть в электронном дневнике).
Может возникнуть желание по всем предметам получить за четверть одни «пятерки». Однако если сейчас средний балл составляет, например, 3,8, то надеяться на резкий скачек успеваемости бессмысленно. Такие учащиеся лишь демонстрируют отсутствие реального интереса к освоению навыков успешной учебы в школе. Умный человек сначала все рассчитает, оценивая свои возможности.
Не исключена ситуация, что ты можешь быть вполне доволен средним баллом. Например, по математике он составляет 4,3. Возникает проблема определения способностей к получению более высокого результата, более эффективных методов.
3. «Степень зрелости у тебя таких личностных качеств, как воля и терпение»
Классный руководитель:
Попробуйте дать определение уровня своей воли.
Воля проявляется в способности заставить себя выполнить какую-то сложную работу, несмотря на отсутствие большого желания. Человек понимает, что нужно обязательно сделать то, что требуют обстоятельства. Всю свою энергию он направляет на выполнение сложного задания, преодолевая трудности. Действует закономерность: чем сильнее развита воля, тем выше вероятность достижения желаемого успеха в любом деле.
Проверь свою силу воли.
Тест на наличие силы воли
Как ты действуешь, когда возникают трудности при выполнении обязанностей по дому?
а) делаю, когда заставят;
б) выполняю их в последнюю очередь;
в) выполняю после внутренней подготовки, убеждая себя в их необходимости;
г) сразу делаю трудную работу.
2. Как ты действуешь. Когда возникают трудности при реализации
различных увлечений?
а) отказываюсь от увлечений;
б) откладываю их на другое время;
в) реализую увлечение, убеждая себя в важности достижения намеченной
цели;
г) сразу ищу способы преодоления трудностей.
3. Как ты действуешь, когда запланированная работа не выполнена
полностью, но уже хочется отдохнуть?
а) бросаю работу;
б) откладываю работу на более позднее время после отдыха;
в) довожу начатое до конца, убеждая себя в необходимости выполнения
работы;
г) сразу мобилизую себя, работая с ещё большим усердием.
4. Как действуешь, когда возникают трудности в выполнении домашних
заданий по отдельным предметам?
а) перестаю их выполнять, надеясь списать у одноклассников;
б) сразу обращаюсь за помощью к родителям, одноклассникам;
в) выполняю в последнюю очередь, пытаясь преодолеть трудности;
г) сразу ищу различные варианты преодоления трудностей.
Каждый ответ оценивается в баллах в зависимости от порядка выбранного варианта. Если ты выбрал вариант а), то получил 1 балл, вариант б) – 2 балла и т.д.
Подсчитай сумму набранных баллов. Если ты набрал от 4 до 6 баллов, то у тебя слабая воля; от 7 до 9 – слабая. Но имеет тенденцию к возрастанию до средней; от 10 до 13 – средняя. Имеет тенденцию движения к высоте; от 14 до 16 – высокоразвитая воля.
4.«Выбор способов укрепления воли»
Исходя из полученного результата, поставь перед собой задачу дальнейшего развития воли. Выбирай, хочешь ли ты оставаться всегда слабеньким. Как беспомощный ребенок. Или желаешь чувствовать себя внутренне сильным, умеющим преодолевать самые сложные препятствия.
Люди всегда с сожалением относятся к тем, кто, будучи здоровом человеком, демонстрирует слабость характера. Уважают людей с сильной волей. Станешь таким, будешь гордится своим характером, и тобой будут восхищаться. Выбор за тобой!
Если выбрал путь укрепления воли, то в проекте запиши задания по развитию этого качества. Выбери из предложенной программы наиболее для тебя приемлемые способы укрепления воли.

ПРОГРАММА УКРЕПЛЕНИЯ ВОЛИ
Надо заставить себя каждый день выполнять какую-то домашнюю работу. Она эффективно тренирует волю, так как её легко отложить на следующий день. На самом деле формируется привычка отказа от той работы, которую окружающие люди делать не заставляют. Требуется самому себя заставлять при постоянного давления со стороны.
Овладей основным методом формирования воли. Он заключается в следующем. Сам себе отдаешь жесткий приказ: «Надо сделать! Других вариантов нет!» сразу приступай к работе.
Представь привлекательный образ конечного результата сложной работы, которую не хочется делать. Почувствуй удовольствие, которое испытываешь после выполнения.
Когда возникают трудности при выполнении домашнего задания, сначала заставь себя несколько раз прочитать его, вникая в правила осуществления необходимых действий, а потом вновь попробуй его сделать. Если не получается, прикажи себе найти в учебнике раздел, который тобой не полностью освоен. Разберись в нем, а затем снова попробуй выполнить домашнее задание.
Поставь себе задачу превзойти сверстников в знании какого-то предмета. Например, лучше других знать иностранный язык. Истрию и т.д. Составь план достижения цели. Волевым усилием заставь себя ежедневно дополнительно заниматься по учебнику, справочникам и т.д.
Задание для размышления и анализа на дом
(текст материалов для анализа и осмысления предлагаются в прикреплённом файле на странице класса образовательного портала «дневник.ру»)
Классный руководитель :
«Как определить наличие данных от рождения задатков к изучению того или иного предмета?»
Например, у тебя есть задатки к освоению математики. Они выражаются в том, что ты быстро и правильно выполняешь сложные вычисления. При этом каких-либо специальных усилий ты не прилагаешь. Все получается как бы само собой. Причина в том. Что работает твое подсознание. Оно определяет реализацию склонностей.
В то же время у школьника может не быть задатков к освоению какого-то школьного предмета. Это выражается в том. Что он старается выполнять все задания учителя. Много времени тратит на учебу дома. Однако результаты не высокие. Причина, что отсутствуют на нужном уровне склонности к освоению конкретного знания.
Что же делать в том случае. Когда нет способностей. Например к изучению биологии? Смириться с этим и получать одни слабенькие «тройки»7 а может быть стоит попытаться преодолеть природную ограниченность? Выбор остается за тобой.

Помни, если человек борется со своими недостатками. Он обязательно
побеждает.


Заполни таблицу, где есть и использование задатков, и развитие воли и терпения. По которым ты получил дополнительную информацию. Поставь знак - + там, способ который считаешь главным при достижении более высокого результата по предмету. Предметы можешь выбрать самостоятельно.
Способы достижения успехов математика Русский язык литература история
Дополнительные занятия с педагогом Увеличение времени на изучение предмета Чтение дополнительной литературы
Использование имеющихся задатков к изучению предмета Выполнение заданий повышенной трудности Развитие имеющихся способностей Активная работа на уроке Развитие воли, терпения Развитие чевства долга, ответственности Посмотри, что ты указал в графе «развитие воли и терпения» Если она оказалась пустой, то высокие отметки у тебя могут быть только по тем предметам, к изучению которых у тебя есть природные способности. Задатки. Ты их пока бессознательно используешь, не задумываясь о причинах своих успехов. Однако когда-нибудь природа исчерпает свой потенциал. И ты не сможешь больше достигать успехов.

Как ты думаешь, почему нельзя бесконечно эксплуатировать то, что тебе
дано? ________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Попытайся ответить на этот вопрос. По сути дела, ты сейчас делаешь выбор между двумя способами построения своей жизни.
ПЕРВЫЙ СПОСОБ заключается в том, что ты будешь использовать лишь то, что дано тебе от рождения. Не прилагая усилий к дальнейшему развитию природных задатков и превращению их в развитые способности.
ВТОРОЙ СПОСОБ организации твоей жизни предполагает постоянные волевые усилия, большое терпение для того чтобы максимально реализовать имеющийся потенциал овладения конкретными знаниями и навыками. Тогда задатки превращаются в зрелые способности. Их наличие является основой достижения высоких и стабильных результатов в учебе.