Диагностическая методика Художник или мыслитель

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества» Красногвардейского района Белгородской области











Диагностическая методика

"Художник – Мыслитель"











Быкова Людмила Митрофановна
педагог дополнительного образования












г. Бирюч, 2014

Тест "Художник – Мыслитель"

Инструкция: Ответьте на вопросы, пользуясь 10-ти балльной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию 10 баллов.

Вопросы:
1. У меня преобладает хорошее настроение.
2. Я помню то, чему учили.
3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.
4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его образах.
5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
6. Мне трудно дается алгебра.
7. Я легко запоминаю незнакомые лица.
8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
10. У меня преобладает плохое настроение.

Подсчитайте сумму баллов:
Л= 1,2,5,8,9 (левополушарный)
П= 3,4,6,7,10 (правополушарный)
Если ваш (л) результат более, чем на 5 баллов превышает (п) результат, то у вас преобладает логический тип мышления (мыслитель)
Если у вас (п) больше (л), то вы человек художественного склада (художник).


Вместе с тем в этой методике используется практическая часть с заданиями, эти задания является наиболее показательными при определении способностей учащихся воображать и находить образ. Бесконечное разнообразие цвета и фактура отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов. По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: скорость, гибкость, оригинальность. 

Тест: “Цветные зонтики”
Предлагается задание для диагностирования внутреннего мира ребенка.
Детям предлагалось следующее: “Нарисуйте своим любимым цветом, которым вам хочется сегодня рисовать, зонтик, сделать растяжку выбранного цвета от самого темного до самого светлого”. 

Тест: Игра “Закорючка”
Ребенку последовательно предъявляются десять рисунков - закорючек. В его задачу входит каждый раз зарисовывать закорючку так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ, и раскрасить получившийся образ цветом, которым ему хочется сегодня рисовать.
Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребенка. 

Тест: “Я чайник”
Детям предлагается изобразить себя в роли одушевленного образа чайника и раскрасить его цветом, не смешивая краски без палитры.
Это тест-задание полно отражает способность ребенка мыслить образно. А также с помощью цветового решения можно выявить некоторые особенности личности. 

Тест: “Тайна отпечатков”
Ребенок доложен задумать определенный образ и в соответствии с этим расположить на листе цветовые пятна. Далее поменяться с соседом работой, и отгадать задуманный им образ.

Тест: “Орнамент”
Создать свой орнамент, используя геометрические фигуры и раскрасить самыми любимыми цветами (красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, фиолетовый) и подписать работу. 

Тест: “Маэстро”
Дети выступают в роли великих художников живописи:
Задание №1. Скомпоновать слова в четыре группы, по определенным признакам:

Чувства
Персонажи
Состояния
Место

Радостный
Ребенок
Дождь
Дворец

Счастливый
Старик
Снег
Лес

Печальный
Молодая девушка
Солнце
Горы

Дружелюбный
Бабушка
Ветер
Пустыня

Сердитый
Солдат
Вечер
Комната

Озабоченный
Путешественник
Утро
Сад

Испуганный
Моряк
Полдень
Цирк

Спокойный
Индеец
Ночь
Поле

Завистливый
Призрак
Буря
Дорога

Героический
Лошадь
Шторм
Река

Удивленный
Кот

·2. Выбрать из каждого столбца какое-нибудь слово, подбирая их смысловые значения, и нарисовать картину, которая возникнет в их воображении на основе четырех слов. Особое внимание обращается на цветовое решение замысла, чтобы цвет передавал чувства, соответствовал словам, которые выбирают ребята. Используются разнообразные художественные материалы.
Данное тестирование позволяет определить душевное состояние ребенка в данный момент времени.
Далее на 3 этапе используется задания цветового характера, направленные на развитие творческих способностей. Дети не ограничены в выборе цвета, цветовое решение осуществляют самостоятельно, в соответствии с уровнем своих творческих способностей и внутренним состоянием в данный момент времени. 

Задание: “Фантазеры”.
Агглютинация - соединение несоединимых в реальности качеств и свойств (задумать слова арбуз - электричество - рыба; в действительности не соединяемые, но дети могут нарисовать электрического кота с арбузом вместо головы, туловищем в виде рыбы и двумя глазами - лампочками). 

Задание: “Волшебник”.
Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета (муха с большими глазами, в которых отражается мир; кит, на нем огромные города). 

Задание: “Дизайнеры”.
Учитель предлагает выполнить аппликацию животных, с помощью различных геометрических фигур. Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Это могут быть и “геометрические” птицы. Предлагаемое задание достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности “достраивания”, “продолжения” линейного образа. 

Задание: “Бегемотик Буби-Бу”.
При проведении данного задания учащиеся слушают сказку Е.Каргановой “Бегемотик Буби - Бу” и передают ощущения главного героя через цвет. 

Задание: “Волшебные краски”.
Схематизация - сглаживание различных предметов (кувшин - змея; чашка - цветок) и их превращение в различные образы. 

Задание: “Что попало в сети”.
Учащимся предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа линию, проводя ее в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сетке свой улов: предметы, человека, животных. Найденный образ надо заштриховать тем цветом, который отражает их сегодняшнее настроение. 

Задание является завершающим и наиболее показательным с точки зрения художественной направленности мышления и творческих способностей детей.
Цветовые тесты-задания, игры позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состояний. Проведение тестов дает возможность понять, что каждый из нас не обречен, любить один единственный цвет. Наши цветовые пристрастия зависят от: возраста, настроения, сезона, погоды, здоровья, характера, имени. Проведенные тесты показывают, что работы “детей-мыслителей” наиболее реальны, скудны по изображению, достаточно ограничены и просты. В тоже время “художники” проявляют больше фантазии, воображения. Их работы отличались разнообразностью, сложностью образов и быстротой выполнения.































Приложение 3



15