Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Слайд 1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Использование технологии
развития критического мышления
для формирования мыслительной деятельности младших школьников
с интеллектуальными нарушениями»
Слайд 2
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний, которым должен овладеть ребенок. Для работы с большим объемом информации ученику необходимы навыки принятия, осмысления, переработки, ее анализа, то есть все то, что составляет критическое мышление /критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью/.
Проблема развития мыслительных процессов у учащихся с недостаточностью интеллектуальных способностей стоит перед педагогами коррекционных образовательных учреждений всегда, а сейчас она становиться особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в современной системе образования.
Ученик с сохранным интеллектом, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информации, способен выделять в предъявляемом материале значительные факты, их анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и отношения, делать умозаключения и логические выводы, аргументировать свою точку зрения. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Критически мыслящий школьник умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принимая взаимосвязи окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках человеческих ценностей.
С точки зрения овладения логическими законами, процесс мышления у детей с интеллектуальными нарушениями протекает стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности таких школьников, к сожалению, остаётся далеко позади от мыслительной деятельности нормально развивающихся сверстников и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Возникает вопрос: можно ли научиться мыслить более эффективно ребенка с интеллектуальными нарушениями? Как и другие качества ума, мышление можно и нужно развивать! Одним из современных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.
Слайд 3
ТРКМ дает ученику с интеллектуальными нарушениями: - повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими.
ТРКМ дает учителю в С(К)ОУ: - повышение качества образования учеников;
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - возможность стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность.
Слайд 4
Недостаточной изученностью педагогических условий формирования мыслительной деятельности школьников с проблемами в развитии на основе использования на практике инновационных форм и средств, в частности, технологии развития критического мышления в коррекционной школе обусловлен выбор темы данного исследования.
Мы поставили перед собой цель: повысить успеваемость учащихся с интеллектуальными нарушениями через использование ТРКМ на уроках развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
Мы поставили перед собой задачи:
Изучить педагогическую литературу по ТРКМ.
Изучить и модифицировать диагностический материал для выявления уровня развития мышления у детей с ОВЗ.
Проанализировать успеваемость детей с ОВЗ по предмету развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
Установить влияние применения ТРКМ на успеваемость по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
Разработать систему деятельности учителя с применением ТРКМ на уроках развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
Мы предположили, что высокая успеваемость учащихся с интеллектуальными нарушениями по предмету развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности будет достигнута при условии использования на уроках ТРКМ.
Слайд 5
Проблема развития критического мышления была предметом исследования многих учёных. Американские педагоги Дж.Стил, Клайв Мередит, Ч.Темпл, С. Уолтер разработали технологию развития критического мышления. Однако данная технология является относительно новой для России, особенно в рамках применения в процессе коррекционного обучения.
Анализ современной психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опыта свидетельствуют о том, что в педагогической теории и практике не накоплен достаточный материал по использованию технологии развития критического мышления как средства для формирования мыслительной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Развивая способность к критическому мышлению, можно добиться улучшения мыслительной деятельности у школьников с интеллектуальными нарушениями. Поэтому нами была разработана система деятельности учителя по применению ТРКМ на уроках развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, направленная на формирование мыслительной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями.
По разработанным конспектам нами проводились в течение двух лет уроки развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. За основу построения этапов работы на уроке мы взяли технологию развития критического мышления. Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы с учащимися с ОВЗ. Такое построение работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом.
Слайд 6
Уроки развития речи мы строим по схеме: «вызов – осмысление – рефлексия»:
Технологические этапы

I стадия ВЫЗОВ
II стадия ОСМЫСЛЕНИЕ
IIIстадия РЕФЛЕКСИЯ

Актуализация имеющихся знаний.
Пробуждение интереса к получению новой информации.
Определение цели изучения учебного материала.
Получение новой информации.
Работа ученика с текстом информации.
Корректировка учеником поставленных целей обучения.
Обмен мнениями.
Закрепление новых знаний.
Формирование личного отношения к полученным знаниям.
Переосмысление собственных представлений.
Выводы.

Слайд 7
ТРКМ предлагает достаточно много приемов развития мыслительной деятельность у учащихся. Мы адаптировали некоторое из приемов для работы с детьми с ОВЗ. Все наши конспекты уроков разработаны по этому технологическому алгоритму с применением приемов: кластеры, синквейны, толстые и тонкие вопросы, дерево предсказаний, таблицы, инсерт.
Слайд 8
В проведенном нами исследовании приняли участие 15 учащихся ГС(К)ОУ г. Отрадного.
Методики диагностики различных авторов объединены, модифицированы и объединены нами в комплексную систему обследования мышления детей, которая позволяет выявить уровень его развития /низкий, средний, высокий/.
Проведя исследование мыслительной сферы школьников на начало исследовательской работы, мы выявили три уровня ее развития:
1 группа учащихся с высоким уровнем развития мышления –0%;
2 группа учащихся со средним уровнем развития мышления - 27%;
3 группа учащихся с низким уровнем развития мышления – 73%.
Для анализа успеваемости в группе испытуемых мы использовали метод изучения педагогической документации сводной ведомости успеваемости на начало учебного года по предмету развития устной речи:
1 группа – это дети с высокой степенью успеваемости, обучаются на «4» и «5» - 6,67% (1 человек);
2 группа – это учащиеся со средней степенью успеваемости, обучающиеся на «5», «4» и «3» – 86,67% (13 человек);
3 группа – это дети с низкой степенью успеваемости, имеющие в табеле отметки «3» и «2» – 6,67% (1 человек).
После проведения уроков развития устной речи по ТРКМ, была проведена повторная диагностика уровня развития мышления у детей с ОВЗ:
1 группа учащихся с высоким уровнем развития мышления –13%;
2 группа учащихся со средним уровнем развития мышления - 74%;
3 группа учащихся с низким уровнем развития мышления – 13%.
Для анализа успеваемости в группе испытуемых, как и до проведения уроков по ТРКМ, мы использовали метод изучения педагогической документации сводной ведомости успеваемости на начало учебного года по предмету развития устной речи:
1 группа – это дети с высокой степенью успеваемости, обучаются на «4» и «5» - 47% (7 человек);
2 группа – это учащиеся со средней степенью успеваемости, обучающиеся на «5», «4» и «3» – 53% (8 человек);
3 группа – это дети с низкой степенью успеваемости, имеющие в табеле отметки «3» и «2» – 0% (0 человек).
Слайд 9
Таким образом, наша гипотеза нашла свое подтверждение. Проведение уроков развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности с помощью ТРКМ способствует повышению качества образования детей с интеллектуальными нарушениями по данному предмету.
Кроме того, результаты исследования показали, что применение уроков по ТРКМ способствует развитию мыслительной деятельности, включающей умения:
выделять причинно-следственные связи;
понимать, как различные части информации связаны между собой;
рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
выделять главное в предъявляемом материале;
ненужную или неверную информацию;
выполнять рассуждения и делать умозаключения;
делать выводы;
вести анализ и сравнение;
ставить вопросы;
выделить главное;
делать сравнение;
видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
способности к творческой переработке информации.

Каждая разработка включает подробный конспект урока,
Слайд 10
Слайд 11
слайдовую презентацию к уроку
Слайд 12
Слайд 13
и наглядный материал к проведению данного урока.
Слайд 14
Слайд 15
Предлагаем для продажи подробные конспекты для проведения уроков развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, включающие коррекционно-развивающие задания на развития мыслительных операций и процессов по темам:
Слайд 16
Посуда.
Мебель.
Одежда.
Обувь.
Транспорт.
Овощи.
Фрукты.
Ягоды.
Орехи.
Растения.
Деревья.
Комнатные растения.
Раннецветущие растения.
Полевые растения.
Грибы.
Домашние животные.
Дикие животные.
Дикие птицы.
Домашние птицы.
Насекомые.
Рыбы.
Слайд 17
Предложенные конспекты, а так же отдельные задания могут быть использованы:
учителями С(К)ОУ для проведения уроков развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности;
учителями общеобразовательных школ для проведения уроков окружающего мира;
воспитателями дошкольных ОУ при проведении занятий;
воспитателями С(К)ОУ при проведении занятий;
педагогическими работниками в системе допобразования.


Приложение 1
Результативность
Уровни развития видов мышления до проведения уроков по ТРКМ
До проведения уроков по ТРКМ После проведения уроков по ТРКМ









2009 – 2010 г. 2011 – 2012 г.
Успеваемость по предмету развития речи
До проведения уроков по ТРКМ После проведения уроков по ТРКМ









2009 – 2010 г. 2011 – 2012 г.











13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Root EntryArial Cyrћ ћ Times New Romanћ ћ низкий уровень