Статья Применение инновационных технологий в преподавании спецдисциплин

Применение инновационных технологий в процессе преподавания специальных дисциплин
В условиях модернизации казахстанской системы образования высшим приоритетом становятся не трансляция готовых знаний обучающим, а развитие у них интеллектуального и творческого потенциала, позволяющего в дальнейшем продуцировать новые знания, которые в практическом воплощении послужат становлению ответственной личности, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и готовой к самореализации в 21 веке. Поэтому одним из базовых требований к содержанию современного образования является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности.
Целью реализации педагогического опыта является формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках специальных дисциплин посредством использования системы приёмов и методов технологии развития критического мышления.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
Создание оптимальных условий для развития творческих способностей обучающихся, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности для эффективного управления познавательной деятельностью обучающихся через использование технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма»;
2. Разработать механизм включения в классно-урочную систему преподавания специальных дисциплин методических приёмов технологии критического мышления.
Разработать информационный банк дидактических материалов по курсу специальных дисциплин в аспекте методических приёмов технологии критического мышления.
Разработать систему мониторинга, позволяющую оценить формирование ключевых компетенций обучающихся.
На формирование опыта повлияли следующие факторы:
Во-первых, наблюдения, проведенные среди обучающихся, показали, что многие не обладают культурой чтения, т.е. не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. И как следствие – снижение интереса к предмету.
Во-вторых, затруднение вызывает работа с документами и анализ таблиц. Как правило, обучающиеся просто озвучивают статистические данные, приводимые в таблицах, не анализируя их, не выделяя причинно- следственные связи.
В-третьих, в большинстве случаев обучающиеся не всегда могут ответить на поставленный вопрос. Обычно не вызывает затруднения вопрос, который звучит так же, как раздел. Но если вопрос перефразировать, сделать его проблемным, сразу же возникают затруднения.
Столкнувшись с такими трудностями на уроках специальных дисциплин, я решила, что из всего спектра образовательных технологий моему учительскому опыту ближе технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», а уроки специальных дисциплин в наибольшей степени способствуют формированию и развитию у учащихся критического мышления. Данная технология ориентирована на реальную преподавательскую практику, так как задействует чтение и письмо, а это базовые процессы в формировании функциональной грамотности обучающихся. Моя педагогическая деятельность заключается в комбинации приемов и стратегий технологии Критического мышления с целью достижения эффективных результатов по предмету. На своих уроках учу учащихся разумно дискутировать, обобщать изученное, выделять главное, отстаивать своё мнение, выслушивать мнения одноклассников.
Новизна опыта заключается в интеграции технологий личностно-ориентированного образования и развития критического мышления, что позволяет реализовать следующие принципы: деятельности, развития, рефлексивности, субъектности. Технология ЛОО объявляет обучающегося субъектом образовательного процесса, а технология развития критического мышления обеспечивает преподавателя конкретными приемами и методами организации работы в группе, что способствует формированию субъектного опыта обучающихся. Технология развития критического мышления предусматривает «проблемный» характер обучения: обучающиеся должны иметь возможность самостоятельно «открывать» знание и четко понимать, для чего это знание им нужно, как им можно воспользоваться для решения разнообразных жизненных проблем.
Значимость педагогического опыта видется в:
В преобразовании и адаптации технологии развития критического мышления, рассчитанной на продвинутого обучающегося, к условиям учебного заведения, в котором я работаю.
Во внедрении в мою педагогическую деятельность приёмов технологии РКМЧП, которые выводят обучающихся на более высокий уровень мышления (сравнение, анализ, синтез, оценку и т.д.) и ориентируют на создание условий для свободного развития каждой личности.
В использовании нетрадиционных типов уроков.
Уроки носят характер преобразующей деятельности обучающихся. Образовательный процесс строится на учебном диалоге преподавателя и обучающегося, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная изобретательность обучающегося к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе.
На каждой стадии урока с применением технологии развития критического мышления используются определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность. Подготовлены памятки и алгоритмы по применению приемов технологии развития критического мышления. На фазе вызова использую следующие методы и приемы:
рассказ предположение по ключевым словам, по заголовку;
графическая систематизация материала (кластеры и таблицы);
верные и неверные утверждения;
рассматривание иллюстраций и др.
Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается, например, при помощи условных обозначений: «!» уже знал, «+» новое для меня, «-» думал по другому, «?» не понял, есть вопросы.
Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют:
стратегия «Чтение с остановками»;
прием «Дерево предсказаний»;
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы;
прием «Инсерт» прочитать текст и сделать пометки значками на полях;
прием «Бортовой журнал» и т.д.
«Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит обучающегося в рамки правильных и неправильных ответов. Обучающиеся могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. На этапе проверки первичного восприятия важно проверить уяснение эмоциональной реакции обучающихся по теме и их понимания общего смысла темы урока.                                                                              Самый удобный способ, на мой взгляд, это беседа. На уроках придаю большое значение этапу рефлексии и домашнему заданию. На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Это такие задания, как:
исследование по  отдельным вопросам;
упражнение «От обратного»: «Что было бы, если бы»;
составление синквейна и т.д.
Объяснению нового материала непременно предшествует опыт или постановка проблемы, определение путей её решения, т.е. создаю ситуацию успеха с самостоятельным выходом на тему и постановку целей, например, тема: «Бюджет Республики Казахстан», использую анаграммы, обучающиеся находят лишнее слово и между оставшимися находят взаимосвязь, определяют тему урока и ставят цели. Или прием «Что я знаю» на дисциплине «Финансы» на 2 курсе по теме «Страхование». В течение 3-5 минут обучающиеся составляют список того, что знают или думают, что знают о страховании в Казахстане. Здесь же практикую комментирование ответов обучающихся, что позволяет формировать монологическую речь и эмоции комментатора.
Главные, опорные знания дублирую несколько раз, используя таблицы, схемы, модели, коллекции или эксперимент. Составляем опорные конспекты по теме, выделяя ключевые идеи изученного материала. Эти конспекты являются своеобразным справочником учащегося.
Большое значение на уроках отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых «ответах», технология критического мышления ориентирована на вопросы, как основную движущую силу мышления. Бесконечные знания, факты, которые надо запомнить и повторить, все это напоминает топтание на месте. Вместо этого учащихся необходимо обращать к собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только обучающиеся, которые имеют вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. «Толстые и тонкие вопросы», «Да, нет» очень часто использую по разным темам.
Многие приемы технологии «работают» на смысловой стадии, а некоторые могут стать ведущей стратегией урока, например: перекрестная дискуссия, ДЖИГСО и РАФТ, ИДЕАЛ. Стратегия перекрестной дискуссии – это поиск истины в процессе исследования научных или житейских проблем. Она уместна, если по обсуждаемому вопросу возможно возникновение противоположных суждений, например, «хорошо – плохо», «будет – не будет», «возможно – невозможно».
В процессе обмена точкой зрения то мнение, которое казалось единственно верным, может быть подвергнуто критическому анализу и в результате скорректировано.
  Объяснение нового материала строится так, что бы вовлечь в дискуссионный процесс как можно больше учеников, не только хорошо успевающих. Используя приём «Сетчатое обсуждение», провоцирую на дискуссию, а при необходимости и на дебаты. Для определениея объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях обучающихся используется игровой, тестовый, ситуационный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.  В частности, используется раздаточные дидактические материалы, задания на заполнение пропусков в тексте, продолжение начатой работы, т.е. различные виды графического контроля и условных обозначений. В устных ответах используются парные и групповые ответы, в письменных работах   саморедактирование работы, ·        «Разноцветные поправки», использование плана ответа,    карты взаимоконтроля, взаимная проверка устных ответов, письменных работ и др.
Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как:
умение работать в группе;
умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Результат своей деятельности я вижу в росте интереса к специальным дисциплинам, в творческой самостоятельной активности обучающихся на уроках и внеклассных занятиях, в умении самостоятельно мыслить, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения.

15