Использование социальных сетей и облачных технологий в учебных целях


Тукбаев Валерьян Исламович
учитель английского языка
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя школа № 17»
г.Новый Уренгой
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫХ ЦЕЛЯХ
(из опыта работы)
Мы все очень хорошо знаем, что в наши дни учащиеся школ испытывают стресс из-за учебных нагрузок гораздо больше, чем даже несколько лет назад, и мы понимаем, почему это происходит – бремя обильной информации и домашних заданий по огромному диапазону учебных дисциплин от математики до иностранного языка из года в год не становится меньше, а совсем наоборот.
Однако век современных информационных технологий предоставляет в то же время новые возможности, помогающие обучающимся более рационально организовать процесс своего обучения, выполнение и представление своего домашнего задания.
Новое цифровое поколение уже не может представить свою жизнь без смартфонов и планшетов – они используют социальные сети, чтобы поддерживать контакт с одноклассниками и друзьями, обмениваться новостями, быть в курсе событий и выражать свое отношение к ним. Наши школьники используют Вконтакте и Facebook, а теперь еще более активно новые приложения, такие как Instagram, WhatsApp и Viber много раз в день – таким образом, эти сети могут быть задействованы также и в образовательных целях, причем это может быть организовано как своего рода новая игра в духе времени.
Группы по интересам (сообщества) – основа социальных сетей – создаются для тесного общения на общие темы. Это хорошая возможность выстроить свой круг общения. Группа в социальной сети Вконтакте, например, может иметь свои фотоальбомы, опросы, новостную ленту, обсуждение тем и т.д. На основе расширяемой функциональности групп можно создавать, в том числе, и локальные образовательные проекты.
Я использовал ресурс www.vk.com на английском языке с осени 2010 года и практически все мои учащиеся старших классов, зарегистрированные в Вконтакте, получили представление о работе созданных нами закрытых учебных групп на английском языке и находили это интересным и полезным.
Сервисы, предоставляемые пользователям социальной сети www.vk.com, дают возможность администратору группы – учителю – задавать индивидуальные и групповые задания, поддерживать обратную связь в режиме диалога и контролировать выполнение заданий. Домашние задания при этом становятся мини-проектами со всеми присущими учебному проекту этапами его реализации: от получения задания, поиска информации, отбора материала, ее систематизации и обобщения, оформления проекта и до его презентации в классе с последующей загрузкой в Фотоальбом группы. Это может быть подготовка иллюстрированного англоязычного информационного листка, например, «Достопримечательности родного города» или мини-видеорепортажа на английском языке на ту же или другую тему. Форум дает возможность задавать письменные задания типа эссе или обсуждения, например, «Роль английского языка в наше время». Школьники выкладывают свои работы, которые можно комментировать, редактировать и, конечно же, при этом подростки имеют возможность учиться друг у друга, сравнивая и оценивая идеи своих одноклассников.
Другие функции, такие как Видео, Музыка, Ссылки, Стена, Чат и т.д. могут быть успешно использованы для обмена идеями, информирования участников группы о новых заданиях и помощи им на пути к лучшим результатам, давая им возможность более рационально и творчески использовать время отведенное на выполнение домашнего задания, развивая при этом навыки в пользовании как коммуникационными технологиями, так и непосредственном использовании изучаемого иностранного языка для коммуникации в ходе выполнения мини-проектов.


На мой взгляд, вот главные преимущества использования социальных сетей:
высокий уровень взаимодействия учителя и учащихся обеспечивает оперативное дистанционное регулирование учебного процесса;
возможность совмещения индивидуальных и групповых форм взаимодействия способствует большей степени мотивации к овладению языком, развитию своих коммуникативных и творческих навыков.
Основные аргументы, которые помогут развеять сомнения относительно использования социальных сетей Вконтакте:
регистрация и доступ бесплатны;
большинство учащихся уже имеют личные аккаунты;
подростки находятся на своей территории, поэтому испытывают меньше стресса, более открыты для сотрудничества;
несмотря на бытующее представление о недостаточной конфиденциальности, социальные сети имеют довольно строгие правила защиты личной информации, которые пользователь может сам регулировать.
Однако время не стоит на месте. То, что еще пару лет назад было новым словом, сейчас уже не так функционально, теряет свою новизну и привлекательность на фоне еще более эффективных возможностей, которые предоставляют облачные телекоммуникационные технологии участникам образовательного процесса.

Здесь следует отметить электронный журнал Сетевой город. Образование, который дает возможность всем зарегистрированным участникам образовательного процесса, в зависимости от уровня доступа, в реальном времени вносить изменения и отслеживать учебный процесс и успеваемость учащихся. Для многих учителей ушла в прошлое необходимость заполнения бумажных журналов, учащиеся сами видят расписание, задания и результаты оценки своего труда, а их родители могут в любое время ознакомиться и проконтролировать посещаемость и академическую успеваемость своих детей, напрямую обращаться к учителю с вопросами, касающимися успехов своих детей.
Используя возможности электронного журнала, учителя могут указывать в своих заданиях ссылки на дополнительные материалы, которые можно загружать, например, на Google Disc и открыть к ним доступ соответствующей категории учащихся. При этом отпадает необходимость приобретения бумажных рабочих тетрадей по предмету или комплекта аудиоприложений к учебнику.
Использованная литература:
Введение в современные телекоммуникационные технологии в образовании. Лекции по курсу повышения квалификации. – Бийск. Западно-Сибирский межрегиональный образовательный центр, 2016
Открытые образовательные ресурсы и их использование в школьном образовании. Лекции по курсу повышения квалификации. – Бийск. Западно-Сибирский межрегиональный образовательный центр, 2016
Социальные сети как инструмент обучения. Лекции по курсу повышения квалификации. – Бийск. Западно-Сибирский межрегиональный образовательный центр, 2016