Выступление по теме «Реализация курса «Основы религиозных культур и светской этики» как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся»


Выступление на секционном заседании МО учителей начальных классов по теме
«Реализация курса «Основы религиозных культур и светской этики» как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся»
(Набиуллина С.Ф., учитель начальных классов МОБУ СОШ №3 с.Бураево), 25.08.2014г.
Культура и нравственность требуют постоянного внимания со стороны общества, поскольку любое отклонение приводит к замене базовых ценностей.
В настоящее время перед обществом стоит острая проблема – моральная деградация общества, национализм, разрушение фундамента нравственности.
Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.
Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев — 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек — сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Рембо. Он хорошо обладает боевым искусством. Этот человек сметает всех, кто встает на его пути", говорят наши дети. Только у 14% детей образ их будущей жизни связан с овладением определенной профессией и включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу.
То, что мы видели в сериале «Школа», – не за горами, все это реально нас ждет и надвигается с космической скоростью.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ).
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
-знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
-развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;
-обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
-развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.(6 модулей)
Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
Тот факт, что учащиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», не означает разделения школьников по конфессиональным и мировоззренческим основаниям. Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями.
Возраст обучающихся для преподавания ОРКСЭ выбран неслучайно, ведь именно в этом возрасте у детей обостряется интерес к извечным вопросам: что такое хорошо и что такое плохо?Кроме этого:
к 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ;
социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ.
Следует также отметить, что безотметочная система скорее положительный момент. Дети много рассуждают, доказывают, не боятся выразить свое мнение. Они сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ.
Воспитательный процесс в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на знакомство учащихся с духовными традициями  народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также с основами светской этики. Все это преследует общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье.
В современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества. Содержание курса позволяет укреплять связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством совместного выполнения домашних заданий, предусмотренных программой.  Родителям  предоставлена возможность обсуждать нравственные вопросы с опорой на те культурные особенности и традиции, которые дает их детям новый учебный курс и вызывает интерес в их  семьях. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала с целью получения информации дети обращаются к членам своей         семьи. Много интересного о прошлом они узнают не только у родителей, но и у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы, приобщают детей к истокам народного творчества, учат родному языку. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим         людям. 
Обратимся к темам уроков (модуль «Основы светской этики»): «Мораль и культура», «Добродетели и пороки», «Справедливость», «Дружба», «Альтруизм и эгоизм», «Золотое правило нравственности», «Что значит быть моральным?», «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества».  Сами темы говорят о высоком воспитательном         значении.  Высказывая своё отношение к предмету,  одна из моих учениц написала так: «Эти уроки учат делать моральный выбор – выбор между добром и злом; помогают осознавать своё поведение и объясняют поступки других людей, а значит, учат тому, как сделать лучше свою жизнь и жизнь окружающих людей». 
При работе использовала игровые технологии, технологии работы в малых группах, технология критического мышления, выполнение творческих работ и реализация исследовательских проектов
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» могут быть отнесены:
Взаимные вопросы и задания в группах. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).
Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.
Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя, таким образом, его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.
Работа в команде. Ученики 4 классов уже имеют первоначальные представления о работе в команде . Учащиеся уже могут договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в команде, при необходимости пользуясь помощью учителя, высказывать свои идеи, относиться к идеям других. Чтобы учащиеся осознавали себя в качестве команды, учились объединяться и работать в группах на уроках и во внеурочной деятельности можно провести с детьми такие упражнения-разминки. Тренинги на сплочение: «Комплименты» Подпись Поиск общего
Эссе - литературное произведение (связный текст), отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме). Эссе также может быть написано на спорную тему (аргументированное эссе): в этом случае автор защищает некий тезис, относительного которого можно привести доводы «за» и «против». «Что для меня моя семья?» (Я никогда не задавала себе этот вопрос. Для кого-то семья – это родные и близкие, уют домашнего очага. А я решила, что для меня семья –это самое главное в нашей жизни. Ведь нет ничего страшнее одиночества, когда тебя никто не любит, и ты никого не любишь, когда о тебе некому заботиться, а тебе заботиться не о ком. Не с кем поделиться горем, не у кого попросить помощи. Недаром в народе считали, что одна из самых горьких участей – это остаться круглым сиротой, а в некоторых песнях и балладах оплакивается сиротская доля. Нужно беречь своих родителей, потому что их любовь бесценна, и никакая другая любовь не сможет ее заменить.)Работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности
Художественный язык иллюстрации чрезвычайно богат и разнообразен, но всегда соответствует содержанию, форме, стилю изучаемого материала, выражая, дополняя, а порой и обогащая его. Художники разных эпох зачастую по-разному интерпретируют одно и то же жизненное (или мифологическое) явление, в иллюстрациях всегда присутствует индивидуальное отношение художника к сюжету, героям и их поступкам. Краткая справка о художнике и его творчестве {информация дается либо учителем, либо заранее подготовленным учеником).«Правила твоей жизни» – Ф.П.Решетников «За уроками»
«Сердце матери» – О.А.Кипренский «Мать с ребёнком»
«Семья»- А.П.Рябушкин «Семья купца в 17 веке»
Задания на дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.(подбор пословиц, поговорок, притч, стихов, высказываний) На выбор
Разбор ситуаций.
Работа с кинофильмом, кинофрагментом, мультипликационным
фильмом на уроке
Притчи. Слушают красивую музыку (классическую, восточную).
Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
Если мы хотим изменить мир к лучшему, мы должны начать с детей!!!
Возможно ль время двинуть вспять?
Страницу за страницей
Всю жизнь свою переписать!
И мыслей вереницу пересмотреть!
И обуздать Их бег неукротимый,
Куда-то вновь не опоздать,
Пройти ошибку мимо.
Учитесь у своих детей-
Мы слепы, они зрячи.
Живой родник благих вестей
Творец в их душах прячет
Смотрите чаще им в глаза
Внимательно, с любовью
Не набежала ли слеза,
Исторгнутая болью.
Ведите за руку, пока
Идти не могут сами,
Но не смотрите свысока,
А будьте им друзьями.
Балуйте! В меру, не греша
Пред истиной суровой,
И будет светлой их душа,
Красивой и здоровой!