Выступление на МО учителей естественно-математических дисциплин


Екатерина Петровна Фасахова,
учитель математики, первая квалификационная категория,
МКОУ "Кузнецовская СОШ",
п. Кузнецовка, Братского района, Иркутской области, РФ
Эссе
«Проблемы и перспективы инклюзивного образования»
« Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
1. Краткая аннотация:
Работа предназначена для учителей общеобразовательных школ. Даёт представление о проблемах инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях и пути их решения.
2. Содержание:
2.1. Введение
2.2. Проблемы инклюзивного образования
2.3. Пути решения данных проблем
2.4. Совместная работа учителей и родителей
2.5. Заключение
3. Список использованных источников и литературы
2.1. Введение
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов.
Существующая система специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья претерпевает ныне серьезные изменения и во многом стоит на пороге своего сокращения. Вероятнее всего, возьмет верх набирающая силу тенденция устранения различий между общеобразовательной и специальной школой.
В этой связи повышается роль инклюзивного образования, позволяющего существенно сократить процессы маргинализации детей с ограниченными возможностями здоровья и способствующего расширению доступности образования для них. Тем самым таким детям будут создаваться более благоприятные условия для их социальной адаптации.

Инклюзивное (франц. inclusif включающий в себя, от лат. include заключаю, включаю) или включенное образование термин, который используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.
Это процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Они посещают общеобразовательные школы по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом учитываются их особые образовательные потребности. Кроме того, им оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.
Стоит отметить, что в России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В учебных учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми с ними работают врачи и специально подготовленные педагоги. Но во многом из-за обособленности коррекционных образовательных учреждений происходит разделение общества на инвалидов и здоровых. В результате конкурентность детей-инвалидов на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования у них невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
Суть же инклюзивного обучения как раз в том, чтобы дети с особенностями развития учились в одном классе со сверстниками, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Это предполагает изменение образовательной системы, школы, но не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока или мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах каждого такого ученика.
Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к инвалидам. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только детей с ОВЗ, но и здоровых учеников. Она дает право на образование каждому, независимо от степени его соответствия критериям школьной системы. Ведь школа основная сфера жизни ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности. Вместе с тем, дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. В связи с этим, можно с уверенностью сказать инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.
2.2. Проблемы инклюзивного образования
С какими трудностями внедрения инклюзивного образования могут столкнуться участники образовательного процесса?
В нашем обществе, к сожалению, люди с инвалидностью воспринимаются как нечто инородное и необычное. Такое отношение складывалось годами, поэтому изменить его за короткий срок практически невозможно. Но стоит уже сегодня начинать активные действия.
Фонд общественного мнения (ФОМ) провел опрос об инклюзивном образовании среди россиян. В нем приняли участие 1500 респондентов из 43 субъектов Российской Федерации. По данным исследования 45% граждан одобряют идею обучения детей-инвалидов в обычной школе, против этого выступают 35% и 19% респондентов не определились в этом вопросе. При этом 52%, то есть большинство опрошенных, считают, что обучение детей-инвалидов в обычных школах не приведет к ухудшению качества образования; 26% респондентов с ними не согласны, а 22% россиян затруднились дать свою оценку по этому вопросу.
Принимая во внимание данные исследования, я считаю, что приучать к новым условиям жизни нужно не только детей с ОВЗ, но и тех ребят, которые не знают о существовании сверстников с особыми образовательными и жизненными потребностями или же относятся к ним с пренебрежением. Более того, адаптировать к ситуации стоит и взрослых родителей, педагогов, да и общество в целом. Дело в том, что немалую роль в вопросе невысоких темпов внедрения инклюзии играет консервативность общества и, в частности, косность взглядов родителей здоровых учеников. Они часто выступают против совместного обучения их детей с инвалидами. Родители полагают, что в результате их чада не получат необходимого объема знаний или внимания учителей, т.е. образование в целом пострадает.
2.3. Пути решения данных проблем
На мой взгляд, факт совместного обучения ребенка с особенностями в обычном классе сам по себе не может стать причиной для каких-либо выводов. Весь вопрос заключается в том, будет ли образовательный процесс способствовать развитию детей, а не тормозить его. Для этого следует разграничить пространство взаимодействия детей и предметно-образовательное пространство. Кроме того, необходимо участие нескольких сопровождающих взрослых, которые способны помочь особому ребенку при решении сложной задачи, чтобы он чувствовал себя включенным в процесс решения. При этом другие дети должны продолжать заниматься чем-то другим.
Очень важно создать специальные условия в школе для детей с ОВЗ оснастить помещения техническими средствами, которые нужны таким ученикам. Многие школы попросту не готовы к этому. Таким образом, первоначальная задача администрации школы изменить территориальное пространство, сделав его инклюзивным, исходя из индивидуальных потребностей ребят. Например, ввести в штат сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков, дефектологов, переоборудовать места общего пользования: класс, столовая, библиотека, туалетные комнаты; оборудовать въезд детей с ОВЗ в здание школы, предусмотреть транспортную поддержку для доставки ребенка в школу. Правда, все это требует дополнительного финансирования.
Но это далеко не все. Сегодня среди учителей массовой школы довольно остро стоит проблема отсутствия необходимой подготовки к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов. Помочь учителям в преодолении этих трудностей сможет повышение квалификации, программы магистратуры и бакалавриата, творческие мастерские, обмен опытом и стажировки.
2.4. Совместная работа учителей и родителей
Особую роль в процессе обучения детей с ОВЗ, по моему мнению, играют взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры.
Организация взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, должна быть обеспечена на совершенно новом уровне и предполагает:
создание программно-методического обеспечения и координации решений по социально-психологической и социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание программно-методического обеспечения для выявления и коррекции проблем, возникающих между членами семьи, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья;
создание условий для реализации права родителей (или лиц, их заменяющих) на информационное обеспечение по имеющимся в стране услугам в сфере комплексной диагностики, комплексной реабилитации и образования;
активное вовлечение семьи в работу учреждения, обеспечивающего сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;
консультирование родителей по проблемам развития их детей;
обучение родителей доступным им методам и приемам оказания помощи детям в условиях семьи;
организация обратной связи родителей с учреждением и др.

2.5. Заключение
Я считаю, что совместное обучение способно помочь в искоренении дискриминации, воспитании толерантности и нравственному оздоровлению общества. Дети, которые получают инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости. Итогом внедрения такой методологии, на мой взгляд, должно стать улучшение качества жизни всех учащихся, в том числе из социально-уязвимых групп.
Решение этих проблем и ряда других, возникающих в условиях общеобразовательной школы, приведет к снятию барьеров в образовательной, профессиональной и бытовых сферах, в самопознании, саморазвитии и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья, что, в свою очередь, будет способствовать более успешному развитию инклюзивного образования.

3. Список использованных источников и литературы.
1. Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО. 2007. № 11. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Дата обращения: 10.04.2011.
2. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». 2010. № 4 (40).
3. Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1 С. 512.
4. Шипицина Л. М. Многоликая интеграция // Дефектология. 2002. № 4. С. 19. Портал психологических изданий PsyJournals.ru  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы - Инклюзивное образование: методология, практика, технологии]













ЧОУ ДПО "Центр Знаний" КПК "Практический опыт реализации и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС"



15