ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА Построение урока классического танца для первого года обучения. Последовательность экзерсиса









методическая разработка


Основы классического танца



Построение урока классического танца для первого года обучения. Последовательность экзерсиса







Выполнила: Тарбушкина
Светлана Николаевна











Волгоград - 2011
Теоритические основы.

Экзерсис у палки.
В первом классе экзерсис у палки и на середине зала исполняется на всей ступне.
Первое упражнение plie во всех позициях. В этом упражнении участвуют корпус, руки и голова; мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в спокойных медленных движениях. Тело гимнастки подготавливается к более сложным движениям («разогревается»), и поэтому рационально начинать урок с приседаний.
Второе упражнение battements tendus, соединенные с battements jetes, в котором приобретаются постановка ног, выворотность, активно вводятся в работу все группы малых и больших мышц. Это основные движения, тренирующие и вырабатывающие силу ног.
Battements tendus jetes органически связаны с battements tendus, поэтому исполняются непосредственно за ними. Темп исполнения, по сравнению с battements tendus, ускоряется в два раза.
Третье упражнение ronds de jambe par terre (в средних и старших классах соединяются с большими ronds de jambe jete).
Grand rond de jambe jete это усложненное продолжение rond de jambe par terre, исполняемое энергичным броском ноги на 90°.
В заключение комбинаций ronds de jambe исполняются port de bras, подготавливающие корпус и руки для следующих упражнений, где их участие становится шире и активнее, так как движения усложняются, вводятся tours и повороты.
Четвертое упражнение battements fondus. Это первое движение, в котором опорная нога поднимается на полупальцы, подготавливаясь к дальнейшей, более усиленной работе.
К battements fondus присоединяются frappes и doubles frappes, которые исполняются резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стаккато).
Пятое упражнение ronds de jambe en l`air, разрабатывающие подвижность коленного сустава и придающие его связкам силу и эластичность.
Ronds de jambe en 1'air круговые движения ноги в воздухе на высоте 45° могут комбинироваться с tours sur le cou-de-pied и petits battements sur le cou-de-pied. Здесь также происходит переключение работы мышц и связок. Рекомендуется исполнять ronds de jambe en 1'air и на 90°; оно вырабатывает силу бедра и подготавливает ногу к длительной работе (с выворотным бедром) на этой высоте.
Шестое упражнение petits battements sur le cou-de-pied вырабатывает быстрое, свободное владение нижней частью ноги (от колена до носка) при выворотном и неподвижном положении верхней части.
Восьмое упражнение, завершающее экзерсис, grands battements jete (большие батманы).
Экзерсис на середине зала
На первом году обучения хореографии экзерсис на середине зала идет в строго последовательном программном порядке и исполняется полностью. Основными движениями экзерсиса на середине зала, которые должны исполняться ежедневно, можно считать battements tendus, jetes, fondus и большие battements. Rond de jambe par terre, rond de jambe en 1'air, battements frappes, doubles frappes и petits battements sur le cou-de-pied могут комбинироваться с основными движениями.
Adagio.
Танцевальную фразу, состоящую из различных видов developpe, медленных поворотов в позах (tours lent), port de bras, всевозможных renverse, grand fouette, tours sur le cou-de-pied и tours в больших позах, принято называть adagio.
Движения adagio изучаются постепенно. В младших группах adagio состоит из простейших форм releve lent на 90°, developpe, port de bras, исполняемых в медленном темпе и на всей ступне.
Allegro.
Прыжки самая трудная часть урока. Все, что вырабатывается экзерсисом и adagio, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию. Но особенное внимание следует уделять самим прыжкам.
На первом году обучения хореографии, прежде чем приступить к изучению прыжков, прорабатывается экзерсис, в котором, как говорилось выше, приобретается постановка корпуса, выворотность ног, эластичность приседания и т. д., после чего начинается работа над прыжками.
Лицом к палке разучиваются прыжки на I, II и V позициях (temps leve). Далее следуют changement de pieds, echappe, assemble и jete и т. д. Каждый новый прыжок изучается лицом к палке не более двух недель, затем он исполняется на середине зала.


Урок хореографии 1 год обучения

Тема: Основы классического танца.

Цель: Использование элементов классического танца и их модернизация в движении, характерные для современного бального, народного танцев.
Задачи:
Повторить основные упражнения экзерсиса классического танца, отработать навыки, приобретенные при исполнении llegro.
Воспитывать интерес и любовь к классическому танцу - основе хореографического искусства.
Построение М/р 2/4. Поклон М/р 2/4. Разминка по кругу (танцевальный шаг, шаг на полупальцах, на пятках, бег с выносом согнутых ног вперед и назад) М/р 2/4. Тема, цель и задачи урока объявляются детям после "поклона".
Экзерсис у станка
Demi-plie u grand plie (М/р 3/4) по 1,2,5 позициям ног - растягивая ахилл, готовит стопу для дальнейшей нагрузки на нее, укрепляет мышцы, работающие на выворотность бедра.
Battements tendus(М/р 2/4) - приобретается выворотность , постановка ног. Показ учителем правильного исполнения упражнения. Применяется прием: "Делай как я". Тренер обращает внимание на равномерное размещение тяжести корпуса, на силу ног.
Dattements tendus jetes (М/р ) 2/4) . Темп исполнения ускоряется - вводятся в работу все группы малых и больших мышц. Перед началом упражнения тренер задает вопрос: "Как переводится "jetes"?.
Battements fandu (М/р -3/4) - вырабатывает мягкость приседания и эластичность. Тренер может привести сравнение с растяжением и сдержанным сокращением тугой резиновой ленты.
Grands battements jete (М/р - 2/4) - развивает шаг. Тренер обращает внимание на возможные ошибки в исполнении, на выворотность тазобедренного сустава.
Рort de bras (М/р - 3/4) - перегибы корпуса. Тренер обращает внимание на включение в работу мышц самого корпуса.
Экзерсис на середине зала
Тренер говорит о секрете устойчивости. Повторяются упражнения, исполняемые у станка (Dp, bt, btj).
Allegro - прыжки (М/р 2/4).
Тренер задает вопрос: "Чем начинается и заканчивается каждый прыжок в классическом танце?".
Прогнозируемый ответ " L plie"
Temps leve cote - простой прыжок по 1,2,5 позициям ног с руками в 3 позиции.
Chrandement de pieds - средний прыжок из 5 позиции в 5 со сменой ног. Здесь учитель может привести в пример правильное исполнение одного из учеников.
Port de bras- движение из adagio . Исполняются 1-е и 2-е port de bras, восстанавливается дыхание.
Следующая часть урока - танцевальные этюды.
"Крыжачок" - на основе движений белорусского народного танца. После исполнения учащимися учитель просит их проанализировать, какие упражнения классического экзерсиса применяются в этом этюде. Прогнозируемый ответ: "Demi -plie - в основе исполнения основного шага этюда; фигура "присюды" тоже исполняется на demi-plie, прыжки с выносом ног на каблук поочередно так же исполняются из demi-plie ".
"Рок-н-ролл" - свободная композиция. Тренерзадает вопрос ."Какие движения заимствованы из классического экзерсиса?". Прогнозируемый ответ: " Battements tendus jetes u grands battements jete"
Тренер:"А теперь, новые элементы русского народного танца. Сделаем так. Сейчас я покажу новый русский этюд, в котором будут и известные вам элементы, и новые. Известные мы еще раз повторим. А новые постараемся разобрать и выучить. Слушаем музыку и смотрим на меня". Тренер полностью исполняет новый русский этюд "Реченька".
1 фигура. Открывание и закрывание рук (модернизация из классического танца 1 и 2 позиций рук в народный).
2 фигура. Партия девочек - B.t.j классического танца модернизируется в народный танец.
Каждая фигура исполняется отдельно, затем исполняется весь этюд. Тренер дает задание на дом: "Отработать 2 фигуру для девочек". 2-е Port de bras- для восстановления дыхания.
Учитель: "Всем спасибо. Думаю, со своими задачами мы справились. Какой можно сделать вывод из этого урока?
Прогнозируемый ответ гимнасток: "Какой бы танец мы не танцевали, элементы классического танца присутствует везде".
Тренер: "Правильно. Поэтому нужно постоянно отрабатывать эти элементы и у станка и на середине".
Поклон. Конец урока.















13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315