Использование приемов и стратегий на уроках русского языка и литературы, как как один из путей совершенствования и модернизации учебного процесса.


Использование приемов и стратегий на уроках русского языка и литературы, как как один из путей совершенствования и модернизации учебного процесса.
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий,
и путь опыта – это путь самый горький
(Конфуций)
Наше сегодняшнее общество испытывает необходимость в людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, были бы творческими и активными людьми, способными решать проблемы, принимать решения, критично мыслить, эффективно обмениваться идеями и работать в группе и в команде.
Для образовательного процесса является актуальным вопрос о передаче знаний от педагога к ученику, о воспитании мотивированной, инициативной личности учащегося, ориентированной на успех и карьеру, на построение и реализацию продуктивных сценариев своего жизненного и профессионального пути. Поэтому требования к современному образованию далеки от простой передачи знаний одного лица другому. В настоящее время ученику нужно передавать не столько готовую информацию, сколько методы её получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает методами извлечения знаний, необходимые ему для дальнейшего саморазвития.
Таксономия Блума - это иерархически взаимосвязанная система образовательных целей. Каждый ее уровень направлен на формирование определенных навыков мышления (от простого к сложному). В основе пирамиды Блума лежат знания - понимания. Три высших уровне (анализ - синтез - оценивания) обеспечивают развитие навыков мышления высокого уровня.
Современная школа связана с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью в отношении овладения и применения общеучебных знаний, умений и навыков. Личность, характеризующая не только информированностью в различных областях науки, а коммуникабельностью и толерантностью, современным мышлением, ответственностью и волей в принятии решения в различных жизненных ситуациях выбора, может гармонично строить отношения с окружающим миром, адаптироваться к условиям современного общества, адекватна социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям.
Основная задача педагога научить русскому языку, а для этого необходимо сформировать лингвистическую, языковую, коммуникативную компетенции.
Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка.
Лингвистическая компетенция – предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи, – ее законов, правил, структуры; умение анализировать и классифицировать языковые явления.
Коммуникативная компетенция – способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения.
На уроках русского языка для формирования навыков мышления высокого уровня, учителю следует придерживаться практических рекомендаций: обеспечить понимание того, какие мыслительные умения ученику необходимы; научить его ставить вопросы; научить выявлять причины явлений; научить искусству аргументации, научить оценивать результаты своей деятельности. Возникшая острая необходимость не просто обучать детей, но и развивать их мышление, творческий потенциал, генерирование идей и построение логических связей требует от преподавателя современного взгляда на свои уроки, требует более тщательной и продуманной подготовки на несколько уроков вперёд. Таксономия Бенджамина Блума направлена на практическую помощь современному педагогу, который осознаёт важность мышления высокого уровня в современном образовании.
 Данная технология помогает всестороннему развитию мышления учащегося через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Таксономия Блума помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Будет ли востребована она в современных реформах, как будет реализована в современной системе образования, зависит от всех нас, а от того зависит, как мы и наши дети будем думать и жить, учиться и учить в новом мире. Учащихся надо учить мыслить, то есть слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, развивать и совершенствовать себя.
Цели развития приемов и стратегий таксономии Бенджамина Блума отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя пособами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
Работа по изучению и внедрению данной технологии помогает учителю пересмотреть свое собственное отношение к образованию, позволяет воспринимать новые идеи открытого образования. В результате стратегии и приемы, лежащие в основе новых подходов к обучению, становятся не только частью их педагогического опыта, но и двойственным средством для достижения этих задач.
После проведенных уроков с применением таксономии Блума всегда появляются новые идеи. Это еще раз доказывает, что это не только педагогическая технология с установленными правилами, принципами и набором приемов, но и динамический, развивающий подход к обучению. Смысл образовательного процесса состоит не в строгом следовании алгоритму, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологии. 
Таким образом, применение элементов Таксономии Бенджамина Блума создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.