Mетодическая разработка урока Природные источники углеводородов (10 класс) в рамках технологии Чтение и письмо через развитие критического мышления.


Mетодическая разработка урока в рамках технологии "Чтение и письмо через развитие критического мышления".
Тема урока: Природные источники углеводородов. (10 кл.)
Задачи урока: 
Образовательные
актуализировать ранее полученные знания,
обобщить и систематизировать сведения о химической связи,
обучение целенаправленному нахождению информации в тексте и её применению в работе.
Воспитательные
формировать терпимость к чужому мнению, умение работать в команде, ответственность за выполнение задания,
воспитывать внимательное отношение к другим людям, самостоятельность.
Развивающие
развивать логику, критическое мышление, устную и письменную речь.
Стадия вызова: (7-10 минут)
Сообщается учителем тема урока. На каждую парту (для работы в парах) раздаются заранее подготовленные листки с утверждениями (приём «Верные или неверные утверждения»). Эти утверждения двух типов – 1) на повторение и проверку д/з, не только с последнего урока, но и с нескольких предыдущих; 2) на новый материал, но используя уже имеющиеся знания, личный опыт, обучающиеся вполне могут с ними справиться. Примеры таких утверждений (неверные выделены курсивом):
Задания 1 типа:
Алканы – углеводороды, обладающей повышенной химической активностью;
Для метана характерны реакции замещения;
Реакции дегидрирования – это процесс присоединения воды;
Все ароматические углеводороды имеют приятный запах;
Калоши, изготавливаемые в 19 в. из невулканизируемого каучука, трескались на морозе и плавились при жаркой погоде. И т.п.
Задания 2 типа:
Бензин и керосин – продукты переработки нефти;
Нефть – твёрдое вещество серого цвета;
Процесс перегонки основан на физическом разделении смеси компонентов с разными температурами кипения;
Добыча и переработка нефти не оказывают никакого влияния на развитие экономики России.
Нефть – важнейшее сырьё для химической промышленности. И т.п.
Далее заслушиваются ответы учеников, желательно большее их число включить в коллективное обсуждение. Возможно, останутся вопросы (из группы 2-го типа), на которые не будет дан верный ответ, в этом случае логично использовать приём таблица ЗХУ. На доске учитель чертит таблицу ЗХУ, заполняются первая и вторая графы.
Стадия осмысления (25 мин)
Так как материал по данной теме представлен в основном в виде текстовой информации, уравнений реакций очень мало (всего одно), логично будет использовать приём Инсерт. Обсуждается совместно с классом система условных знаков ( в 10-м классе нет проблем с их использованием, сл-но берётся вариант с использованием 4-х типов пометок). Учитель предлагает прочитать текст в учебнике, ставя карандашом на полях соответствующие пометки. После прочтения в тетради составляется и заполняется таблица с соответствующим числом граф.
Для более глубокой, детальной проработки информации после заполнения таблицы предлагается обучающимся ответить на ряд вопросов (приём тонкие и толстые вопросы). Так как ранее уже было использовано 2 таблицы (одна на доске, другая в тетради), использование ещё одной считаю нецелесообразным, Можно провести в устной форме (сначала «тонкие» потом «толстые»), или записывать ответы на вопросы разным цветом.
Примеры «тонких» вопросов:
При какой температуре происходит конденсация бензиновой фракции?
Где используются твёрдые продукты перегонки нефти?
Постоянен ли состав нефти?
«Толстые» вопросы:
В чём различие термического и каталитического крекинга?
Что будет происходить с бензином, если понижать его октановое число?
Как влияет использование некачественных видов топлива на двигатели а\м?
Возможна ли замена углеводородного топлива другим?
Заполняется третья графа таблицы ЗХУ
Стадия рефлексии (10 минут)
Обсуждаем, насколько совпали представления о переработке у\в сырья с действительными. Все ли вопросы таблицы ЗХУ остались с ответами? (устная рефлексия)
Заключительный этап – письменная рефлексия составление синквейна.
Поясняются (или напоминаются) правила его составления, предлагается составить групповые синквейны (по 4-6 человек).
Пример синквейна, составленного учениками:
Нефть
Тёмная, пахучая
Горит, перегоняется, загрязняет
Чёрное золото кормит Россию
Топливо
Использованные приёмы:
стадия Приём
вызов Верные или неверные утверждения, таблица ЗХУ
осмысление Инсерт, тонкие и толстые вопросы, таблица ЗХУ
рефлексия Устная рефлексия, синквейн