Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: Деление слов на слоги и для переноса

Урок русского языка во 2 классе С(к)ОШ VIII вида
Ф.И.О. учителя: Сырейщикова Алена Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: Челябинская область, г.Кыштым,
Муниципальное специальное (коррекционное)
общеобразовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
С(к)ОШ №5 VIII вида

Тема урока: «Упражнение в делении слов на слоги и для переноса» («Путешествие со Старичком-Лесовичком»)
Цель: формирование первоначального навыка слогоделения с опорой на количество гласных в слове.
Задачи:
Образовательные: продолжить работу над развитием умения делить слова на слоги и для переноса, ориентируясь на количество гласных букв в слове;
Коррекционно-развивающие: корригировать зрительное восприятие через дидактические игры; обогащать словарь по теме: «Животные».
Воспитывающие: воспитывать любовь к природе.
НРК: дикое животное нашего края: белка.
ОБЖ: съедобные и ядовитые грибы.
Используемая наглядность: ИКТ, карточки для выполнения самостоятельной работы.
Ход урока:
I. организационный момент
Беседа о погоде, работа с календарем
Цель: расширение активного словаря через использование в речи слов, выражающих пространственные и временные отношения.
Метод изложения материала: беседа.
-Какое время года идет на улице? (На улице идет осень).
-Как называются осенние месяцы?
-Назовите сегодняшнюю дату и день недели.
-Какой день недели был вчера? Позавчера?
-какой день недели будет завтра? Послезавтра?
-Какая погода на улице?
Вывод: о чем сейчас говорили?
II. Актуализация знаний
-Сегодня к нам на урок пришел Старичок –Лесовичок. Вместе с ним мы отправимся в гости к лесному зверьку. А что это за зверек, вы узнаете, рассмотрев картину художника. (1 слайд)
Игра «Наложенные картинки» (2 слайд)
Цель: развитие зрительного гнозиса.
Метод изложения материала: игра.
-Каких животных нарисовал художник на картине? (Художник нарисовал на картине корову, свинью, собаку, кошку, белку).
-Какое животное лишнее? Почему? (Лишнее животное – белка. Белка – дикое животное, а остальные – домашние.)
Работа с чистоговоркой
Цель: развитие фонематического анализа.
Метод изложения материала: метод анализа и упражнений.
- Старичок –Лесовичок предлагает вам выучить чистоговорку:
-Не-не-не! Сидит белка на сосне.
Характеристика звука
-Какой звук часто повторялся в чистоговорке? (В этой чистоговорке часто повторялся звук [н’]).
-Что можно сказать про звук [н’]? (Звук [н’] – непоющий согласный звук; произносим с голосом, значит он звонкий; звук [н’] – непарный; в слиянии «не» - мягкий.)
-В каком слове чистоговорки встретился звук [н’]? В какой части слова он стоит?
Вывод: о каком звуке мы повторили знания?
Работа в тетради
Разминка для пальцев рук
Каллиграфическая минутка (3 слайд)
-Прописывание строчной и письменной буквы н, Н.
-Сопоставление данных букв со схожими буквами по написанию. (4 слайд)
Сообщение цели урока
- О каком животном говорилось в чистоговорке? (В чистоговорке говорилось о белке).
-Итак, сегодня на уроке русского языка вместе со Старичком-Лесовичком мы побываем в гостях у белочки и потренируемся в делении слов на слоги и для переноса.
Звуко-буквенный анализ слова
Цель: развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.
Метод изложения материала: метод анализа и синтеза.
-Работу в тетради мы начнем со звуко-буквенного анализа слова «белка».
Этапы работы:
1.Деление слова на слоги, соотнесение со слоговой схемой.
2. Звуковой анализ слова, обозначение буквами.
3. Определение количества гласных звуков; количества согласных звуков;
4. Определение и уточнение общего количества звуков, количества букв.
Вывод: что мы сейчас делали? (мы делали звуко-буквенный анализ слова).
III. Знакомство с новой темой
Игра «Составь из слогов слова» (5 слайд)
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
Метод изложения: игра
-Чтобы не заблудиться в лесу, белка разложила на тропинке шишки.
-Посмотрите внимательно: на шишках записаны слоги. Составьте из них три слова.
Проверка (6 слайд)
-Какие слова у вас получились? (Белка, белочка, бельчонок).
-Как можно назвать эти слова? (Это родственные слова).
-Какая общая часть в этих словах?
Вывод: что определяли в родственных словах? (В родственных словах определяли общую часть).
Работа в тетради и у доски
-Продолжаем работать со словами: белка, белочка, бельчонок.
-Прочертите в тетради две колонки: в одной колонке будем делить эти слова на слоги, а в другой - для переноса.
По слогам
Для переноса







-Каким правилом будем пользоваться, определяя в словах количество слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
Игра «Объявление на дупле» (7 слайд)
-Подойдя к дереву, мы увидели, что белочки дома нет, а на дупле написана записка.
-Давайте прочитаем эту записку: «Белка собирает в лесу о-рехи».
-Какую ошибку допустила белочка в записке? Сколько слогов в этом слове? Докажите. Как можно перенести слово «орехи» с одной строки на другую?
Вывод: Как переносятся слова с одной строки на другую? Как нельзя переносить слова с одной строки на другую?
Физминутка. Зарядка для глаз (8 слайд)
V. Закрепление пройденного материала

чтение рассказа (9 слайд)
-Старичок-Лесовичок предлагает нам прочитать рассказ о белочке, заменяя картинки словами.
Пересказ (1-2 ученика)
Самостоятельная работа (10 слайд)
- Посмотрите, какие грибы засушила белочка.
-Давайте прочитаем названия грибов (чтение по цепочке)
-Какой гриб попал случайно в кладовую белочки? Почему вы так думаете?
Мы помогли белочке избавиться от ядовитого гриба мухомора.

-А сейчас я вам предлагаю выполнить самостоятельно работу (работа с карточкой).
Определите, к какой слоговой схеме можно соотнести названия грибов.
(Учащиеся I-II подгруппы делят на слоги 4 слова, учащиеся III группы делят на слоги два слова: белый, опята)
Фронтальная проверка
(учащиеся делят слова на слоги, доказывают количество слогов по количеству гласных).



Игра «Перенос слов» (11-13 слайды)
-Посмотрите, как Старичок-Лесовичок поделил данные слова для переноса. Давайте проверим, правильно он выполнил задание или нет.


VI. Инструктаж домашнего задания
VII. Итог урока
-Что учились делать на уроке? Каким правилом мы доказываем количество слогов в слове? Как переносятся слова с одной строки на другую? Как нельзя переносить слова?









13 PAGE 14115