Беседа с детьми «Комнатные растения — спутники нашей жизни»


Беседа с детьми подготовительной группы «Комнатные растения — спутники нашей жизни»
МБДОУ «Мозаика» с.п. «Село Хурба»
Конспект занятия по комнатным растениям в подготовительной группе «Комнатные растения – спутники нашей жизни», подготовила:
Педагог-психолог: Матвеева Ю.М.
Цель: систематизировать и расширять знания детей о комнатных растениях; закреплять знания о строении растений, о вегетативном размножении, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений; воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним; развивать умение анализировать, обобщать с помощью наглядно-практического метода – моделирования; развивать логическое мышление.
Материал: подготовка посадочного материала, беседы «Вегетативное размножение растений», «Вредители комнатных растений».
Ход беседы
Педагог: «Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Посмотрите, какой большой конверт. А пришло он из школы. Ой, а письмо-то живое. Отгадайте, кто спрятался в конверте?»
Спина красная.
На ней чёрные круги,
С каждой стороны по три ноги.
Кто это? (Божья коровка)
Правильно, божья коровка. К какому классу животных она относится?
Дети. Божья коровка – это насекомое (выбирают соответствующую модель и объясняет принадлежность божьей коровки к насекомым).
Божья коровка (просыпается). Где это я?
Дети. Божья коровка, ты в детском саду.
Божья коровка. Здравствуйте, дети. К вам меня прислали мои друзья. Послушайте, что они вам написали.
Дорогие ребята! Мы живые и всё чувствуем, нам так же бывает больно, как всему живому на Земле. Мы не можем убежать, потому что наши корни в земле, не можем сказать, потому что никто не понимает шороха листьев.
Педагог: Ребята, как вы думаете, от кого это письмо?
Дети. От комнатных растений.
Божья коровка. Молодцы, ребята, догадались. А приключилась у моих зелёных друзей беда. Появились у них враги.
Педагог предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Друг или враг?» с использованием набора картинок с изображением божьей коровки, тли, червя, набор карточек с названиями насекомых. Дети должны составить пары из двух карточек (название-изображение) и определить, кто из этой компании друг комнатных растений, а кто - враг.
Божья коровка. Я помогаю растениям справиться с вредителями.
Педагог. Ребята, божья коровка на первый взгляд кажется безобидным жучком, а на деле – страшный хищник! Она хлопотливо бегает по листочкам и веточкам в поисках еды. Её еда – тли, крошечные, вредные насекомые, которые сосут сок из растений. Аппетит у божьей коровки хороший, за день она может съесть около 200 тлей. Эта малышка умеет хорошо защищаться, она выделяет едкую, неприятно пахнущую жидкость. Из-за неё не едят коровок ни птицы, ни пауки, ни ящерицы.
Педагог. Божья коровка, наши дети знают много о комнатных растениях. Вот послушай. Ребята, какие растения называются комнатными?
Дети. Комнатными называются растения, которые человек выращивает дома, заботится о них, а растения приносят человеку пользу:
1. чтобы было красиво и уютно;
2. чтобы воздух был чище, растения выделяют кислород, которым мы дышим;
3. растения поддерживают влажность воздуха в помещении;
4. растения отпугивают моль;
5. чтобы наблюдать и ухаживать за ними.
Божья коровка. Ой, порадовали вы меня! А знаете ли вы из каких частей состоит растение?
Дети. Корень, стебель, лист, цветок.
Божья коровка. А что же нужно растениям для хорошего роста?
(Дети показывают божьей коровке модели потребностей растений в воде, свете, тепле, почве.)
Божья коровка. Теперь я поняла, что нужно растениям, чтобы они были таким красивыми, как у вас в группе. У меня к вам просьба. Положите в большой конверт все ваши модельки и отправьте в школу первоклассникам, я им по моделькам расскажу всё о растениях и покажу, как нужно заботиться о них.
Педагог. Хорошо, божья коровка, ребята с удовольствием поделятся своими знаниями с первоклассниками. Ребята, я предлагаю каждому из вас посадить маленькое растение в горшочек, который вы возьмёте с собой в школу. Но для этого мы вспомним, как размножаются растения.
Дети. Растения размножаются семенами.
Педагог. Правильно, основной вид размножения растений – вегетативный, т. е размножение частями растений. Мы с вами заранее приготовили посадочный материал (листья фиалок, стеблевые черенки бальзамина, традесканции, колеуса и др.). Выберите то, что вам больше нравится. Какие инструменты вы возьмёте? В какой последовательности будете работать?
(Дети выполняют работу. После окончания работы горшочки выставляются в специальный ящик, который покрывают стеклом для поддержания влажного микроклимата, чтобы черенки не высохли.)Педагог. Вот видишь, божья коровка, сегодня ребята сделали большое дело. Они посадили новые растения, за которыми будут ухаживать, наблюдать за их развитием и ростом, а осенью принесут в школу. И будет в школе так же красиво, как у нас в группе.
Божья коровка. Спасибо вам, ребята, за помощь. Приходите в школу побыстрее. Я, божья коровка, и школьники, и растения, и учителя – все мы будем ждать вас, таких добрых, умных и заботливых. А мне пора в конверт, до свидания! Отправляйте конверт в школу.