Разработка часа общения на тему Культура общения


Краевое государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа «Специальное профессиональное училище
«Уральское подворье»






Интегрированный час общения
Тема: КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ



Разработали:
Воспитатель: Соннинская Е.А.
Учитель русского языка
и литературы: Девянина М.С.




Пермь, 2015


Час общения
для учащихся 8 класса
Тема: «Нравственная культура общения»
(СЛАЙД 1)

Цель мероприятия: воспитание нравственной культуры учащихся, осмысление и формирование таких качеств личности, как терпимость,
тактичность, доброжелательность, вежливость.
Задачи:
1. Вспомнить правила общения со взрослыми, сверстниками в школе.
2. Начить пользоваться этими правилами в конкретных ситуациях.

Ход мероприятия.

Вступительные слова педагога.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы поговорим о взаимоотношениях между людьми. На нашем занятии мы вспомним о правилах общения со взрослыми и сверстниками в учебном учреждении.
Мы находимся в постоянном общении друг с другом.

Как вы думаете, что такое общение?

Общение – это процесс установления развития контактов между людьми с определенной целью (СЛАЙД 2).

Предлагаю вам начать сегодняшнее общение с упражнения "Я рад общаться с тобой». (СЛАЙД 3).

Ведущий предлагает одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берётся за неё и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг.
Педагог:

Педагог: Ребята, а с какими людьми вам хотелось бы общаться? Назовите, пожалуйста, качества личности людей, с которыми вы хотели бы общаться и дружить?

Дети рассказывают о качествах личности, которые они ценят в людях. (по группам)

(СЛАЙД 4)

Педагог обобщает: приятно и комфортно общаться и дружить с доброжелательными, чуткими, тактичными, сочувствующими, понимающими, отзывчивыми, умеющими прощать людьми.

Педагог. А знаете ли вы, что существуют разные средства общения? И делятся они на две группы: речевые и неречевые. О речевых средствах вам расскажет учитель русского языка.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что относится к речевым средствам общения
Ответы: речь, интонация, темп речи и тембр голоса.
(СЛАЙД 5)
Учитель: Правильно. Для того, чтобы общение с вами было приятно собеседнику, необходимо развивать свою речь, обогащать свой словарный запас и учиться говорить красиво. Не повышайте тембр голоса, если этого не требует ситуация, следите за темпом речи. Ведь если вы будете говорить слишком быстро, собеседник может вас не понять, а если ваша речь будет медленной, человек, который слушает вас, может устать и посчитать вас занудой. Поэтому каждый раз, общаясь с людьми, необходимо следить за манерой своей речи. И, конечно же, быть доброжелательными.
А для того, чтобы повышать свой словарный запас, тем самым делая свою речь красивой, я советую вам читать как можно больше, запоминать различные красноречивые выражения, пословицы и поговорки. Ведь для того, чтобы украсить свою речь, иногда необходимо лишь одно меткое высказывание. Об этом нам говорит поговорка «Речь человека – зеркало его самого». Метко и точно сказано!
Педагог: А что же относится к неречевым средствам общения:
Учащиеся отвечают: поза, жесты, мимика, взгляд. (СЛАЙД 6)
Задание: Определите по картинкам, что выражают эти жесты (СЛАЙД 7)
Учитель русского языка: Люди должны соблюдать определённые правила в общении друг с другом, и, в первую очередь, терпимость и уважение. «Уважение к людям есть уважение к самому себе», - это высказывание известного английского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Джона Голсуорси. Уважать себя – значит считать себя личностью и принимать себя таким, какой ты есть. Человек, уважающий себя, доброжелательно относится к другим людям, уважает чужое мнение, но не поддаётся ему, если оно не соответствует его взглядам. Общение – это, своего рода, понимание другого человека. Нужно создать условия, чтобы собеседник мог высказаться, необходимо внимательно выслушать его, попытаться понять его мысли и чувства. Только так может возникнуть ситуация взаимной симпатии. Вы станете интересны своим знакомым, они с удовольствием будут общаться с вами.
Так как же общаются друг с другом воспитанные и уважающие друг друга люди? «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы», - это слова известного писателя А.П. Чехова.
Ребята, а при помощи каких слов мы проявляем вежливость по отношению к окружающим людям?
Ответы учащихся (СЛАЙД 8)
Педагог: А теперь давайте попробуем все вместе определить основные правила общения для говорящего, слушающего и выяснить, какие жесты, мимику и позы должны принимать участники разговора, чтобы быть услышанными и понятыми.
(СЛАЙД 9)
Учащиеся делятся на 3 группы.
1 группа называет правила речевого поведения для говорящего человека
2 группа – для слушающего
3 группа рассказывает и показывает наиболее правильные жесты, мимику и позы участников общения.
Итог игры подводит учитель (СЛАЙД 10, 11, 12)

Педагог: Ну а теперь проверим, как вы усвоили сегодняшний урок. Для этого мы поделимся на три группы и постараемся выполнить следующее задание. Я назову вам ситуации, к которым вы придумаете диалог, а затем разыграете сценку перед зрителями, соблюдая при этом все правила культурного общения.
1 ситуация: ученик опоздал на урок
2 ситуация: вам наступили на ногу в автобусе
3 ситуация: вы пришли в больницу, и вам нужно узнать, кто в очереди перед вами. (СЛАЙД 13)

Педагог: Молодцы, ребята! Обратите внимание на доску. Здесь вы видите основные правила, о которых следует помнить, когда общаетесь друг с другом и окружающими людьми.
(СЛАЙД 14)
Рефлексия
Поделитесь впечатлениями о занятии:
· Что понравилось?
· Что бы вы хотели изменить?
Давайте оценим наше занятие: на счёт «три» покажите нужное количество пальцев одной руки.

Педагог: А теперь, ребята, я предлагаю вам закончить наше занятие на приятной ноте и сыграть в такую игру. Называется она «Волшебные конфеты».
Педагог показывает коробочку, закрытую крышкой. Необходимо потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле
                Примеры высказывания детей:
пусть они избавятся от болезней
пусть никогда не умирают
пусть все долго живут
пусть у всех будет дом
пусть у всех будет обед
пусть все хорошо живут
пусть все дружно живут
пусть все будут счастливы
И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!
Затем проводится ритуал прощания «Солнышко», дети кладут руки ладошками на руку ведущему и произносят «До новых встреч!».
Список использованных источников
Притчи о главном. Сборник. М. «Новый Акрополь», 2006.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(СЛАЙД 15)
ВСЕМ СПАСИБО! УСПЕХОВ В УЧЕБЕ! (СЛАЙД 16)

Дополнительные игры.
Плохое настроение. Педагог объясняет детям, что у каждого человека может быть плохое настроение, и что окружающим нужно постараться понять его причину и научиться правильно реагировать на плохое поведение и высказывание человека. Затем педагог говорит: - Один мальчик пришел в детский сад в плохом настроении и сердито сказал своему другу: «Я не буду с тобой играть». Его друг подумал немного и спросил: «Ты имеешь ввиду, что тебе хочется поиграть с другими детьми?» У мальчика улучшилось настроение, потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся, а просто постарался его понять. После этого выбирается водящий, который будет изображать ребенка в плохом настроении. Остальные дети пытаются правильно реагировать, начиная любое высказывание со слов: «Ты имеешь в виду, что »

Игра «Комплименты».
Правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».









Приветствие:
Прощание:
Просьба:
Благодарность:
Извинение:
Вежливый
отказ:


Добрый день.
Доброе утро.
Добрый вечер.
Здравствуйте.
Приветствую вас.
Привет, я рад тебя видеть!
Сколько лет, сколько зим!
До свидания.
Пока.
Увидимся.
До скорого свидания.
Спасибо!
Благодарю!
Большое спасибо!
Извините.
Простите, пожалуйста.
Я бы с удовольствием, но
Я бы охотно, но
Я бы с радостью, но
Мне бы очень хотелось, но
Жаль, но
ёђ Заголовок 18ђ Заголовок 215