Методический прием Ладонь длины


Методический прием «Ладонь длины»
Ковалёва Г.И.
МБОУ «СШ№15»
г. Смоленск
Цель:
познакомить детей с названиями величин длины;
с их сокращенными письменными обозначениями; ->) показать соотношение между единицами длины.
Задача:
научить правильно называть единицы длины;
научить располагать единицы длины в порядке возрастания и убывания;
преобразовывать большие единицы длины в меньшие, и наоборот;
записывать сокращенные названия единиц длины. Оборудование:
Схема «Ладонь длины»; кольца с сокращенными названиями единиц
длины. Ход работы:
Учитель предлагает детям сыграть в игру «Укрась пальчики». Сюжет игры построен на сказке.
1 .«Где-го в далекой стране Математике жили пять братьев. У самого маленького миленького брата было длинное и красивое имя миллиметр. Но когда он писал письма своим братьям, то подписывался коротко «ММ». Второго брата звали сантиметр, почти как Сайта Клаус, он тоже подписывался коротко «СМ». Третий брат очень любил современную музыку, особенно певца Децила. Он даже изготовил для себя визитку с надписью «ДМ», а звали его дециметр. Четвертый брат был мэром города Длины, звали его метр. Ему приходилось подписывать очень много важных документов, поэтому его роспись состояла всего из одной буквы «М». Старшим братом был километр. Но жил он очень далеко и виделся со своими братьями не так часто, как хотелось бы. Если братья получали письмо с подписью «КМ», они знали, что это послание от их любимого брата километра.
Братья очень любили ходить друг к другу в гости. У них даже было две семейных традиции: общаться вместе только в рубашках с одинаковыми первыми цифрами и быть всегда равным своему собеседнику. А так как все они были разного возраста, роста и даже положения в обществе, то они придумали, как уравнивать себя при встрече.
Так как они жили не в обычной стране, а математической, то возле домиков братьев росли нолики. (Схема «Ладонь длины» - карта города Длины). И когда старший брат шел в гости к младшему, то он обязательно брал для него нолик, росший возле своего дома.
Например: если метр шел в гости к дециметру, то приносил с собой один нолик: 1м=10дм. Если же метр намеревался дойти до
сантиметра, то дециметр передавал для брата еще и спой нолик, И тогда у сантиметра получалось два нолика: 1м 100см, Л ког/ш мсф шел к малышу миллиметру, то все братья передавали ему свои нолики, и метр приносил целых три нолика: 1м 1000мм, Малый* был страшно рад, когда к нему в госги приходили ею оаршие оран,я с ноликами, ведь он был еще так мал, и у нею во дворе не росло дерево с ноликом. Самым же желанным гостем у малыша был бра/ километр, ведь у него возле дома росло целых три нолика, А так как километр был очень щедрым, то к кому бы из братьев он не шел, он всегда брал с собой все свое богатство: три нолика. Попробуйте сосчитать, сколько ноликов приносил километр миллим ару, если шел к нему в гости? Не забудьте, что дорога ведет только через домики братьев, а они обязательно передадут свои нолики для младших братьев. (Практическая работа с записью на доске; 1км= 1000м, 1км= 10000дм, 1км= 100000см, 1 км^ 1000000мм; 1мж10дм, 1м=100см, 1м= 1000мм; 1дм=10см, 1дм-100мм; 1см=10мм). Дети просто «ходям в гости» через свои пальчики, присчитывая тс шишки, которые находятся между ними.
2. Братья очень любили переодеваться в разные рубашки, а вы, конечно, помните об их традиции - носить рубашки с одинаковой первой цифрой. Так вот, когда один брат приходил в гости к другому, тот гут же переодевался в рубашку с нужной цифрой. Например: если сантиметр шел в гости к миллиметру в рубашке с цифрой 5, то миллиметр тоже надевал рубашку с цифрой 5, а так как сантиметр приносил ему еще и нолик, то у миллиметра получалось 50. 5см=50мм. (Практическая работа с записью на доске: Здм=ЗОсм, 7м-7000мм, 4км==4000м и Т.Д.). Циф/Jbi дети предлагают самостоятельно
Аналогично объясняется перевод меньших единиц длины в большие. Колечки с сокращенными названиями единиц длины присутствуют только на этапе объяснения. Далее дети выполняю! перевод величин, «собирая бонусы» между пальчиков, не забывая при этом изменять цифру.