Конспект классного часа Интерактивный экскурс в страну Коррупция

Конкурс на лучшую методическую разработку антикоррупционной направленности среди педагогических работников
Ставропольского края








Клименко Галина Владимировна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Нефтекумского муниципального района
Ставропольского края

Классный час «Интерактивный экскурс в страну «КОРРУПЦИЯ»
9 класс







Цель: Формирование антикоррупционного мировоззрения у учащихся.
Задачи:
Формирование  знаний об исторических корнях возникновения коррупции, особенностях ее проявления  в  различных  сферах  общества и вредных последствиях для социального и экономического развития государства.
Совершенствование навыка личностной оценки данного социального явления.
Мотивирование антикоррупционного поведения, соответствующего правовым и морально-этическим нормам.

Оборудование:  компьютер,  интерактивная  доска,  мультимедийная  презентация, картинки для антирекламмы, фломастеры, ножницы, ватманы. 
Ход внеклассного мероприятия:
Учитель. Здравствуйте, ребята и гости.
Слайд1 - Сегодня приглашаю вас совершить интерактивный экскурс в страну “Коррупция”.
(Звучит отрывок из песни “Не крутите пестрый глобус”)
Учитель: Страны с таким названьем нет на карте,
Но вы её себе сейчас представьте.
Она бывает часто рядом с нами,
Коррупция – страну эту назвали.
2 слайд - Перед вами лежат словари. Найдите определение слову кррупция. Перед тем как зачитать определение слову, не забудьте указать название словаря и его автора.
Ребята зачитывают определения.
Учитель: В разных словарях опреление слову коррупция дано по разному, но смысл у слова один.
Как вы понимаете что такое «коррупция»?
Ответы учащихся:
Коррупция – это незаконная деятельность, в которой участвует 2 стороны.
2. Это - подкуп и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.
3. Коррупция - незаконная корыстная деятельность.
3 слайд - Учитель: - Какой документ ограничивает незаконную деятельность граждан? (Уголовный кодекс РФ, в котором сказано, что коррупционная деятельность преследуется законом). Еще раз хором назовите документ ограничивающий незаконную деятельность граждан.
4 слайд- Все формы коррупции – это нарушение прав человека и в административном и уголовном кодексах за которые предусматриваются наказания:
- Какие формы коррупции, вы знаете?
Ответы учащихся по «Уголовному кодексу РФ» (работа с уголовным кодексом)
Мошенничество - штраф, исправительные работы. (Ст.159 Уголовный Кодекс РФ)
Вымогательство – ограничение свободы, арест, лишение свободы. (Ст. 163 УК РФ)
Получение взятки должностным лицом - штраф от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или лишением свободы на срок до пяти лет. (Ст. 291)

Дача взятки - штраф до двухсот тысяч рублей, лишение свободы до трех лет. ( Ст. 291)

В стране, которую нам предстоит посетить
правде и законам места нет,
Здесь правят только деньги много лет.
Преступности и клеветы полна,
Жестокая и страшная страна.
5 слайд - Учитель: Рассмотрите карту страны “Коррупция”. В северо – восточной части Истрическое море. Окунитесь в его воды, а помогут это сделать мои помошники - Историки.
6 слайд: 1 ученик: Царь Хаммурапи - Поражать человеческую цивилизацию коррупция стала с самого момента её зарождения. Ещё в законах царя Хаммурапи, около 4 тыс. лет назад, предусматривалось наказание за взяточничество. Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

7 слайд - 2 ученик: Ивана III - Во времена правления Ивана III впервые в Русском государстве вводится запрет брать взятки.
8 слайд - 3 ученик: Иван Грозный - С коррупцией боролся Иван Грозный. По Судебнику взяточничество было официально признано тяжким преступлением и устанавливались строгие наказания за нарушение должностными лицами этого запрета:
виновному привязывали к шее вещь, взятую в подарок,
за чрезмерность во взятках впервые стали применять смертную казнь.

9 слайд - 4 ученик: Анна Иоановна - В 1739г. Анна Иоановна издала Указ «О взыскании за похищенное из казны и за взятки»

10 слайд - 5 ученик: Екатерина II - 1762г. Екатерина II издала Указ «Об держании судей и чиновников от лихоимства», который устанавливал жалование чинам и грозил смертной казнью за взятки.

11 слайд - 6 ученик: Николай II - Николай II в 1903г. утверждает проект Уголовного уложения.

12 слайд - 7 ученик: Дмитрий Медведев - 31 июля 2008 года Дмитрий Медведев подписал «Национальный план противодействия коррупции» -
предусматривающий усиление контроля над госслужащими. Чиновникам и членам их семей предписывается обязательно декларировать свои доходы и расходы.

Прослушав историков, какой мы можем сделать вывод, (ответы детей)
(что коррупция – сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности и дошла до наших дней).
13 слайд - Наше путешествие продолжается, на территории страны есть горы «Аналитические». Посетив их мы узнаем о коррупции в мире.
14 слайд - Масштабная, разъедающая государственную систему, коррупция захватила страны мира. Рассмотрите карту «Индекс восприятия коррупции в 2011 году». В легенде карты дана цветная шкала индекса коррупции в странах мира. Чем ярче желтый цвет, тем уровень коррупции ниже. Назовите страны входящие в первую пятерку по низкому уровню коррупции: Новая Зеландия, Дания, Швеция, Финляндия, Германия, Сингапур. В каких странах высокий уровень коррупции? Последнее 182-е место занимает Сомали – самая коррумпированная страна.
В страну ведёт тернистый долгий путь,
Придти туда – назад не повернуть.
А как обстоят дела с коррупцией в России?
Позиция нашей страны в антикоррупционном списке: в 2004 году наша страна находилась на 90 месте, в 2010 опустилась на 145, а в 2011 году ее положение улучшилось – Россия поднялась на 143 место.
15 слайд - Рассмотрите карту “Уровень деловой коррупции в 40 регионах РФ” (Дети рассматривают карту). Что вы можете сказать? Рассмотрите часть региона Дальнего Востока.
Все вы слышали о недавно нашумевшем деле экс- губернатора Сахалина, у которого ручка стоит 36 миллионов . Представьте сколько классов можно оборудовать компьютерами, да и другой техникой. А как же наш Ставропольский край? У него уровень коррупции ниже среднего.
Но есть регионы где коррупция на низком уровне. Это данные не за 2016 год, поэтому надеемся. Что ситуация изменяется в лучшую сторону.
16 слайд (Послушайте отрывок из речи президента Владимира Владимировича Путина о коррупции).
Почему глава государства обеспокоен коррупционными действиями?
- Чем же страшна коррупция не только для нашей страны, но и для других стран?

Ученик: - Коррупция разрушает экономику страны, вызывает у ее граждан недоверие к государству, т. е. неверие граждан в торжество закона, и как следствие - пренебрежение его нормами.
17 слайд – рассмотрите последствия коррупции в процентах (ответы детей)
18 слайд - Не случайно в 2004 году 9 декабря было объявлено Международным днем борьбы с коррупцией. Каждый год в этот день люди всего мира поднимаются против коррупции.
- Какие мероприятия прошли в нашей школе в этот день? (Акция «Коррупции нет», приняли участие в видео марафоне «Мы против коррупции», в фойе школы стенд «Антикоррупционная деятельность». О чем говорит стенд? (ответы учащихся).
Продолжаем наше путешествие.
19 слайд - На территории страны есть пустыня «Народная мудрость». Я прочту пословицы, а вы подумайте и скажите какие коррупционные действия в них отражены:
20 слайд -
1.«Рука руку моет» –вымогательство, взяточничество
«Не подмажешь, не поедешь» - запланированные действия в подкупе.
Какие пословицы о коррупции знаете вы? (Дай грош – будешь хорош, Вору потакать – что самому воровать, Лучше бедность, да честность, нежели прибыль да стыд.)

21 слайд - Предлагаю составить синквейн: Синквейн (происходит от французского слова «cing» – пять). Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна на доске:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Например:
Коррупция
Неизбежная непобедимая
Поглощает разрушает искушает
Вечная спутница любого дела
Спрут
Ребята зачитывают синквейны.

22 слайд - А сейчас предлагаю дать анти рекламу страны, которую мы сегодня посетили. Чтобы у путешественников не возникало желание отправиться в страну Коррупцию.
Вы должны объяснить смысл вашего плаката, провести его защиту. С каким изображением у вас ассоциируется слово «коррупция»?
(На столах есть заготовки. Можете приступить к работе). (Включить музыку).

(Учащиеся защищают работы).

23 слайд – Давайте поиграем. Перед вами на столах весы и плоды закона и беззакония. Предлагаю рассортировать и взвесить эти плоды на чашах «Закон» и «Беззаконие».
Какая чаша весов перевесила? (Закон)
Назовите какие плоды вы в нее сложили? (справедливость, закон, честность, достоинство и тд.)
А какие плоды положили на чашу «Беззаконие»? (коррупция, зло, взятка, мошенничество).
Какие плоды вам больше понравились? (плоды закона) Эти плоды оставим себе?
Что сделаем с плодами беззакония? (уничтожим) Разорвем их и выбросим.
Предлагаю подвести итог классному часу. Из слов, лежащих на столах составьте девиз. Ребята с листками выходите к доске. Все вместе прочтем, что у вас получилось.
Мы будущее нашей страны,
Против КОРРУПЦИИ встанем мы!

24 слайд - Ребята, в этом году вы заканчиваете 9 класс. Многие из вас станут студентами; хочу дать вам напутствие:
Молодость! Возьми с собой в дорогу Самую заветную мечту, За людей душевную тревогу, Сердца жар и мыслей красоту,  Мудрость чувства, Стойкость в бурях жизни, Мужество во всем и до конца, Верность другу, Преданность Отчизне,  Имя гражданина и борца.
На этом наш классный час окончен.



















Используемая литература
1.Глинкина С.П. «Новая и новейшая история» №4 2010год
2.Журнал «Общественные науки и современность» 2015 год
№ 3
3. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда. 1990 год
4.Уголовный кодекс РФ; Москва, издательство Эксмо 2016 г.
5.Страницы сети ИНТЕРНЕТ














15