Конспект урока по окружающему миру на тему Кошка в нашем доме


Конспект урока по окружающему миру на тему «Кошка в нашем доме» 1 класс
Тема: Кошка в нашем доме.
Цели:
Образовательные- познакомить детей с историей кошек, с изображением кошек в Древнем Египте, с разнообразием пород кошек, с правилами, необходимыми при обращении с кошками.
Обучающие – сформировать умение ухаживать за животными.
Развивающие – развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки.
Воспитательные – воспитывать чуткость, любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- формирование ученической компетентности;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- расширение знаний детей о кошке.
Коммуникативные УУД:
-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- умение работать в парах, учитывая позицию собеседника;
- организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
- умение провести самооценку.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, рабочая тетрадь Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, презентация «Породы кошек», фонограмма песни кота Леопольда, фотографии собак; у детей планшетки, водные маркеры, задание к пробному действию.
Тип урока: урок открытия нового знания.
                                            Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Вот звенит для нас звонок,
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
- А для чего вы пришли на урок? (учиться)
- Что значит «учиться»? (  понять, что я еще не знаю и самому постараться открыть новое)
- Мы сегодня на уроке тоже узнаем новое, сделаем для себя открытие.
- А вы хотите узнать новое? (да)
- А вы готовы к этому? (да)
- А с чего начнем урок? ( с повторения)
- А все ли мы будем повторять? (нет, только то, что понадобится для изучения нового)
II. Актуализация знаний.
1.- О ком говорили на прошлом уроке? (о собаках)
- Кто был предком домашних собак?(волк)
( на доске картинки собак )
- Рассмотрите фотографии собак и разделите на 3 группы
- На какие 3 группы разделим всех собак . По какому признаку их разделили? ( по назначению, по тому, какую работу они выполняют)
   охотничьи      служебные     декоративные
- Назовите, какие породы относятся к охотничьим? Какие к служебным? Какие к декоративным?
2.-Теперь перед нами выступят те ребятки, у кого дома живут собаки. Покажите рисунки или фотографии своих собак и расскажите о ней. (только те, у кого есть собака- это Эльвина, Богдан).
- К какой группе относится твоя собака?
3.Повторение правила содержания кошек.
- Вспомним правила ухода за собаками.
1. Должно быть собственное место в доме.
2. Хорошо кормить.
3. Много гулять. Выводить в ошейнике и наморднике, надев поводок.
4. Воспитывать и дрессировать .
5 Заботиться о здоровье. (делать прививки)
6. Регулярно купать.
7. Постоянно расчесывать, чистить, подстригать когти.
8. Приобрести специальные принадлежности.
9 Окружить вниманием и заботой.
4. Итог.- Что мы сейчас повторили? ( назначение собак, правило содержания собак).
- А для чего мы именно это повторили? (это нам пригодится при открытии нового)
- Молодцы, так хорошо потрудились, так много рассказали нам о собаках.
III.Физминутка.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А теперь их разведем,
И скорей к себе прижмем.
А теперь быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
IV. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1. Прослушивание фрагмента «Песни кота Леопольда»
- Кто поет эту песенку? (ответы детей)
2. Отгадайте загадку.
Этот зверь живет лишь дома,
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится
Угадали? Это…( кот)
- О ком же пойдет речь на нашем уроке? ( наверное, о кошках)
3.Пробное действие.
( на листочках  у детей на каждой парте 4 вида кошек: дикая африканская кошка, сиамская кошка, персидская кошка, домашняя кошка)
- Рассмотрите фотографии. Возьмите свои планшетки и напишите на ней номер фотографии, на которой изображена не домашняя кошка, т.е кошка, которая не может жить дома.
( могут показать любой номер)
- Правильный ответ под № 1. Кто выбрал другие номера, в чем ваше затруднение? (я не смог выбрать, потому что не знаю этого)
- Я вижу Лиза правильно выбрала. А ты можешь доказать свой выбор? (нет)
- В чем твое затруднение? ( я не могу доказать , объяснить)
- Какое задание было? (определить, какая кошка не является домашней)
- В чем наше затруднение? (мы не знаем как определить какие кошки являются домашними, какие не домашними)
- Как вы думаете, какую цель поставим перед собой на этом уроке? (научиться определять, какая кошка является домашней)
- Откройте учебник с.76. Прочитайте тему нашего урока. ( чтение вслух одним учеником)
                    «Кошка в нашем доме»
V.Работа по теме урока.
1. Беседа.
- У кого есть кошки? (дети поднимают руки)
- Что вы о них можете рассказать?(2-3 ученика рассказывают,н-р Лиза, )
- Рассказы детей:
« У меня есть кот Маркиза. Он черный. У него добрые зеленые глаза. Я люблю, когда он ложится у меня на коленях и мурлычет»
2. Чтение текста в учебнике и рассматривание иллюстраций.
а)- Прочитаем текст и рассмотрим иллюстрации в учебнике. (читают самостоятельно)
- (проверка, чтение одним учеником)
- Прочитай, пожалуйста, Роман.
- Какую новую информацию вы узнали? (ответы детей)
б)- Кошка живет рядом с человеком не одну тысячу лет. Считается, что кошка пришла к человеку позже всех. Впервые кошка появилась в древнем африканском государстве Нубия. Они были рыжего цвета и жили в прибрежных зарослях, где охотились на мелкую дичь. Местные жители ловили кошек и продавали их в соседнем государстве, как диковинных зверей. Жить рядом с человеком и выполнять свою работу они станут еще не скоро. Но до сих пор она остается существом таинственным. В разные времена к ней относились по - разному. Дикая кошка похожа на домашнюю, но сильно исхудавшую.
  В Древнем Египте ее боготворили, оказывали разные почести. За убийство кошки наказывали смертной казнью. Если же кошка умирала своей смертью, ее оплакивали, осыпали дарами в виде высушенных мышей. На Руси кошка существовала нормально.
в) – Обратите внимание на фигурки. Первая из фигурок сделана из алебастра (белого полупрозрачного гипса), «родственника» селенита, вторая фигурка — из крашеного гипса.
  г)  - Рассмотрите внимательно нижние фотографии. Что вы видите? (дети с удовольствием играют с кошкой. Игра с кошкой доставляет удовольствие.)
- Верно.  Какую радость человеку доставляет общение с домашними питомцами. Игра с котятами — праздник и для самих котят, и для их хозяйки. Старинная фотография свидетельствует о том, что в прошлом, как и сейчас, кошки были любимцами детей.
3.Выполнение задания в рабочей тетради.
- Выполним задание №1 в рабочей тетради. Открыли рабочую тетрадь на с.60. Раскрасьте рисунок дикой кошки с помощью рисунка в учебнике.
( в это время рассказ учителя)
- Почти в каждом доме обитает кошка. Она повышает настроение, спасает от одиночества, своим забавным поведением вызывает улыбку. Часто они невероятно похожи на своих хозяев. С ними жизнь кажется такой беспокойной, но интересной и наполненной.
VI . Физминутка. Покажите:
- Как умывается кошка?
- Как потягивается кошка?
- Как царапается кошка?
- Как шипит кошка?
- Как чистит ушки:
VII. Продолжение работы по теме.
1.Разрешение интеллектуального затруднения. Формирование новых знаний о породах кошек.
а). – Все ли кошки похожи друг на друга? Если нет , то почему? (ответы детей: бывают с длинной шерстью и короткой шерстю, пушистые и сгладкой кожей)
- Верно, не все кошки похожи друг на друга. Они отличаются внешним видом. Почему? Да, они разной породы. Родина кошек разная. (на доске появляется надпись)
- Прочитайте об этом на с .77 учебника заголовок, текст и рассмотрите иллюстрации. Сравните породы кошек по внешнему виду. Чем они отличаются?
- На свете около 60 разных пород кошек. Но большинство тех кошек, которые живут в наших домах, ни к какой породе не относятся. Их называют просто домашние кошки. Но мы их от этого любим не меньше
. Персидские происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы.
Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа одарила сибирских кошек длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей.
Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы – темная "маска" на мордочке и голубые глаза.
                        Британскую кошку можно сразу узнать по ее массивной круглой голове с "толстыми" щеками, которые делают голову еще больше и круглее, и очень выразительным, огромным ярко-оранжевым глазам.
б). Просмотр презентации «Породы кошек».
- Посмотрите фильм «Породы кошек».
- Какие породы кошек запомнили?в). Выполнение задания №2 в рабочей тетради (с.60)
- Выполним задание №2 в рабочей тетради на с.60 .
(проверка по образцу , они розданы детям на парту)
- Проверим по образцу.. Поднимите руки те, кто правильно справился с заданием. Это говорит о чем? (что мы усвоили эту тему, научились различать породы кошек). Поставьте себе знак «+» зеленой ручкой.
Поднимите руки те, кто допустил ошибки? Поставьте себе знак «?» зеленой ручкой. Стоит ли расстраиваться? Почему? ( у меня остались затруднения, мы еще потренируемся, почитаем)
- Я хочу отметить тех детей, которые допустили ошибки и честно об этом нам сказали, они осознали, что еще есть над чем работать.
2.Формирование новых знаний и опыта о содержании кошек.
а). – У вас у некоторых есть дома кошки. Расскажите, как вы за ними ухаживаете? (рассказы детей)
б). – Рассмотрите иллюстрации на с.77 учебника и ответьте на вопрос:
- Какие предметы изображены и для чего они нужны? (ответ детей)
В)Презентация «Правила содержания кошек»
- Посмотрим фильм.
в)- Мы с вами говорили о правилах содержания собак.
- Подумайте, можем ли мы ими воспользоваться для содержания домашних кошек? (да, можно. Только в 3 правиле нужно заменить –« Выводить на прогулку.»
- Почему?  (содержание кошек  не отличается от содержания собак)
- Давайте уточним правила для содержания кошек.
Правила ухода за кошками.
1. Должно быть собственное место в доме. 2. Хорошо кормить. 3. Выводить на прогулку. 4. Воспитывать и дрессировать . 5. Заботиться о здоровье. (делать прививки) 6. Регулярно купать. 7. Постоянно расчесывать, чистить, подстригать когти. 8. Приобрести специальные принадлежности. 9. Окружить вниманием и заботой. - Сделаем вывод. Отличается ли содержание кошек от содержания собак?
- Содержания кошек в сравнении с содержанием собак немножко отличается. Кошка более привередлива в еде, чем собака, и ест только то, что она избрала, кошка более независима и может, в отличие от собаки, укусить или оцарапать хозяина, кошка более злопамятна и т. д., но кошка, в отличие от собаки, не требует ежедневного выгула на поводке и в наморднике).      Кошке необходимы игрушки не только в детском возрасте. Взрослая кошка тоже с удовольствием охотится за «бабочкой» на нитке. Это связано с тем, что у кошек очень развита привычка к охоте (вспомним, из-за чего люди одомашнили кошку). Поэтому нужно следить за тем, чтобы во время прогулки кошка не охотилась за птицами.
6. Отношение к кошкам.
- Собака и кошка – верные друзья человека. Но как часто человек забывает об этом и ведет себя недостойным образом. Обижает их, дразнит и потом удивляется, почему животные проявляют агрессию.
- Почему нельзя обижать кошек? ( во- первых это проявление жестокости и невоспитанности, а во- вторых это просто опасно).
- Не следует забывать, что кошки дальние родственники тигров. Поэтому очень опасно тянуть кота за хвост, а также гладить незнакомых кошек.
VI.Итог урока.Рефлексия.
-Какова была цель нашего урока?
- Как вы считаете, достигли ли мы цели урока?
- Где в жизни могут вам пригодиться эти знания?
- Оцените свою работу на уроке. Посмотрите на картинку. Что вы заметили? (У котика нет рта.)
Давайте его дорисуем. Если вам понравилось, как вы работали на уроке, помогали своим товарищам. многое узнали и запомнили про кошек-то нарисуйте улыбку у вашего котика
. Если вы считаете, что не так активно помогали классу в работе, узнали мало интересного про кошек-сделайте кошечку грустной
- Мы узнали много удивительного и интересного за эти 2 урока о наших четвероногих друзьях. И я думаю, что вы будете с большим уважением относиться к ним. А новые знания вам пригодятся в воспитании ваших маленьких питомцев. И помните: мы в ответе за тех, кого приручили.