Конспект урока по ОПК Праздники в нашем доме. День ангела

Урок православной культуры
«Праздники в нашем доме: день рождения, день Ангела»

Тип урока: комбинированный урок.
Задачи: 1) обобщить и систематизировать знания по изученным темам;
2) способствовать развитию связной логической речи, творчества учащихся; создать ситуацию успеха для каждого учащегося, где он может проявить себя, самореализоваться;
3) воспитывать уважительное отношение к родителям, семье, любовь к родному краю.(слайд 1)

Оборудование: карточки для проверки домашнего задания; иллюстрации; музыкальное пособие «Звуковая палитра», использование презентации.

Ход урока
I. Организационный этап.
II. Проверка выполнения домашнего задания.
Викторина - игра по разделу «Праздники радости».
Учитель. Отметить «крестиком» правильные утверждения, ноликом – «ложные».
1. Православные христиане отмечают праздник Рождества Господа Бога и Спаса Иисуса Христа 7 января.
2. Младенец Иисус Христос родился в городе Вифлееме. Его матерью была Пресвятая Дева Мария.
3. Данная икона называется «Рождество Христово» (слайд 2).
4. Святки – это 12 дней от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня.
5. В Святые дни сжигали чучело Масленицы.
6.В Святые дни люди ходили по домам колядовать.
7.Тех людей, которые хотели стать хорошими, Иоанн крестил (омывал) водой в реке Иордан.
8. Православные христиане отмечают праздник Крещения Господа Бога и Спаса Иисуса Христа 19 января.
Взаимопроверка работы.
Учитель. За правильное выполнение работы нарисуйте внизу солнышко.
III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
1) Объяснение учащимся цели урока одновременно с сообщением темы.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с праздниками. Вспомните, на каком празднике мы поём песенку со словами «Как на именинах испекли мы каравай» и водим хоровод?
Тема урока – день Рождения и Именины. Мы постараемся ответить на вопросы: в чем сходство и различие этих праздников? Как вы в семье отмечаете эти праздники? Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова из Евангелие от Луки (Х, 20): «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах».(слайд 3) Ведь самый главный праздник – то, что вы живёте на Земле, а станет ли ваша жизнь праздником для других – зависит от вас.
2) Беседа- повторение «Ангельский мир. Твой Ангел-Хранитель».
Мир видимый и мир невидимых существ.
Повторяем: Ангел-Хранитель.
Ангелы – невидимые существа – духи, которые созданы Богом.
Злые ангелы – бесы.
Показ иллюстраций (Презентация): изображения ангелов на иконах, рисунках. Почитание Ангелов. Строение храмов. (слайд 4-8)
IV. Объяснение нового материала.
Твой святой покровитель. Имя человека. День Ангела. Именины.
Учитель. У каждого человека кроме Ангела-Хранителя есть еще один покровитель: это святой человек, имя которого он носит. Когда при крещении человеку дают (нарекают) имя, он получает святого помощника на всю жизнь. Поэтому надо знать, как жил святой, имя которого ты носишь, и стараться подражать ему в поступках и мыслях. К святому также можно обращаться за помощью специальными словами, которые, как мы уже знаем, называются молитвой. “Моли Бога обо мне, святой (святая) ...”.
Запись в тетрадях.
Словарь: Святой покровитель. День Ангела. Именины.
Рассказ о помощи святых людям.
V. Физкультминутка.
VI. Продолжение работы над темой урока.
Рассказ «О видении отроку Варфоломею» (С опережением дается материал о преподобном Сергии Радонежском).
Учитель. Рассмотрите иллюстрацию М.В. Нестерова “Видение отроку Варфоломею”. (слайд 9)
“3 мая 1314 года близ города Ростова Великого в семье добрых, благочестивых людей родился мальчик, которого назвали Варфоломеем. Мальчик был послушным родителям, любил Бога, старался в учении. Но чтение не давалось. Мальчик горько плакал и просил Бога помочь ему. И вот во время одного из таких горячих молитвенных обращений к Богу отрок встретил незнакомого старца. Узнав о причине слез, тот дал мальчику частичку святой просфоры и обещал молить Бога о нем. И случилось чудо: Варфоломей открыл книгу и начал внятно читать”.
Учитель. Слушаем: “Иже добродетелей подвижник” (тропарь преподобному Сергию).
Чтение истории «Ангел»Давыдовой Н.В.Приложение 2
Учитель. Кто помог мальчику (отроку) Варфоломею?
Можно ли надеяться на помощь святого, если просишь что-то плохое для других (наказать, отомстить товарищу: сам боишься, просишь святого помочь)?
Можно ли самому не стараться в учении и надеяться на помощь Ангела-Хранителя и своего святого покровителя?
Когда помогают нам святые покровители?
-Запишите в тетрадь и объясните слова: «Господь – просвещение моё».
Учитель. Слушаем (фонограмма): Д. Бортнянский. “Господь, просвещение мое”. Музыкальное пособие “Звуковая палитра”
VII. Закрепление нового материала.
Работа с отрывком из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Ангел»(слайд 10)
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Учитель. О чем мог петь ангел?
Игра «Подбери слова»: подберите слова, которые подходят для определения песни ангела: радостная (мажорная), бодрая, подвижная, весёлая, нежная, спокойная, задумчивая, тихая, танцевальная, печальная (минорная).
VIII. Этап контроля полученных знаний.
Работа по индивидуальным карточкам.
Учитель. Впишите дату своего дня рождения. Назовите дату, когда вы можете отмечать свои Именины. Как вы отмечаете праздники в семье?
IX. Домашнее задание.
Узнать историю святого, в честь которого ты назван.
X. Итог урока.
Учитель. С какими праздниками мы познакомились?
Что такое День рождения и что такое Именины?
Когда нам помогают Ангелы-Хранители?
XI. Рефлексия.
Возьмите в руки выполненные Вами из бумаги образы своих Ангелов-Хранителей. Если вы хотите быть добрыми, честными, любящими и уважающими старших и чтобы вам помогали Ангелы-Хранители, отпустите их. (Дети приклеивают образы Ангелов на облака).