Конспект по окружающему миру на тему: Добрые дети — дому венец


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Конструкт урока окружающего мира по теме:
«Добрые дети – дому венец»
Разработала студентка
3 «Б» группы Фоминцева Т.Р.,
Камышлов 2016
Тип урока: изучение новых знаний
УМК: «Перспектива»
Цель: сформировать представление о традициях воспитания мальчиков и девочек, определяющих их дальнейшую судьбу как мужчины и женщины, матери и отца
Планируемые результаты:
Личностные:
формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желания узнавать новое;
пробуждать интерес к предмету;
Предметные:
формировать ответственное отношение к взрослой жизни, традициям и обычаям семьи;
Метапредметные:
Регулятивные:
формировать умение оценивать свою деятельность на уроке;
Коммуникативные:
формировать умения слушать и слышать;
развивать умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;
Познавательные:
развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза.
Оборудование: рабочая тетрадь и учебник по окружающему миру (часть вторая) (А.А.Плешаков).
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы и приемы Формируемые УУД
Организационный этап - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Татьяна Романовна, я проведу у вас урок окружающего мира.
- Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья) Приветствуют учителя
- семья Словесный метод Личностные:
пробуждать интерес к предмету;
Метапредметные:
Коммуникативные:
формировать умения слушать и слышать.
Актуализация знаний.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. - Ребята, какие обычаи создания семьи вы запомнили?
- Вот уже появилась семья. Теперь в семье радость — появился малыш! Новый человек! Какие обычаи при купании вы запомнили?
- Приходят гости. Поздравляют. Говорят родителям: «Добрые дети — дому венец!» (вывешивает на доску данную пословицу)
- Ребята, как вы понимаете слово «венец» в данной пословице?
- Ребята, в толковом словаре Ожегова слово «венец» значит успешное завершение чего-нибудь как награда за труды, старания
- Какие синонимы можно подобрать к слову «добрые»? Какие характеристики включает?
- Ребята, какой смысл имеет эта пословица? Как вы её понимаете?
- Ребята, верно, добрые дети венчают семью уважением, почётом и, главное, радостью и сердечным покоем родителей.
- Ребята, данная пословица и будет темой нашего урока.
- Как вы думаете, одинаково ли мальчиков и девочек воспитывают, готовят к взрослой жизни?
- Что может быть разного в воспитании мальчиков и девочек, когда их готовят к взрослой жизни, мы узнаем с вами в течение урока. -сватовство, рукобитье, свадебный пир, день сочетания браком
- в ушат с водой клали уголёк из печи, зёрнышки, денежку, так желали своему ребенку тепла, сытости и достатка
- успешное завершение чего-нибудь как награда за труды, старания
- трудолюбивые, честные, дружные
- что родители воспитали добрых детей – трудолюбивых, честных, дружных и поэтому их дому полагается награда, то есть венец
- нет
Словесный метод (беседа) Личностные:
формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желания узнавать новое;
пробуждать интерес к предмету;
Предметные:
формировать ответственное отношение к взрослой жизни, традициям и обычаям семьи;
Метапредметные:
Коммуникативные:
формировать умения слушать и слышать;
развивать умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;
Познавательные:
развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза.
Первичное усвоение новых знаний - Давайте узнаем, а какие обязанности вы выполняете по дому?
- Одинаковые ли поручения у девочек и мальчиков?
- А чем отличаются обязанности мальчиков и девочек?
- А как же было в крестьянских семьях? В крестьянских семьях девочку и мальчика воспитывали по-разному, готовя к взрослой жизни. Как думаете, почему?
- На странице 40, прочитайте текст «Дочки-матери» про себя и ответьте на вопрос: «Чему учит эта игра девочек?»
- Девочки, вы помните то время, когда играли в куклы? Чем вас привлекала эта игра?
- Мальчики, а какие игрушки вас привлекают?
- А были ли у мальчиков в старину такие игрушки как у вас?
- Ребята, прочитайте самостоятельно текст «Тот хорошо, кто на дело гож», ответьте на вопрос: о каких игрушках мечтали дети в старину?
- Почему мальчик мечтал о маленьком топорике?
- Чему учился мальчик в старину, готовясь к взрослой жизни?
- Ребята, обратите внимание на репродукции картин. Чему учатся дети?
- Помогут ли вам ваши игры и игрушки научиться быть хорошим хозяином, кормильцем семьи или матерью семейства?
- Чему бы вы сейчас хотели научиться от своих мам, пап, бабушек, родственников? - уборка игрушек, помощь в приготовлении еды и др.
- разные
- мальчики выполняют более сложную работу с физической нагрузкой
- девочка должна была стать хозяйкой в доме, хранительницей домашнего очага, а мальчик – хозяином, кормильцем семьи
- быть заботливыми, добрыми, хозяйственными
- можно было заботиться о ком-то, чувствовать ответственность
- машины, самолеты, компьютерные игры и др.
- нет
- девочка о прялке, мальчик - о топорике
- потому что, если топорища не можешь сделать – не можешь и жениться
- двор содержать в порядке, делать деревянную домашнюю утварь, кожаную упряжь для коня, гончарное дело, а также учился пахать, косить и сеять
- девочка училась прясть, а мальчик - учился работать ножом
- кому-то да, кому-то нет (несколько мнений детей)
- быть ответственным, уметь успевать все дела по дому и др. Словесный метод (беседа) Личностные:
формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желания узнавать новое;
пробуждать интерес к предмету;
Предметные:
формировать ответственное отношение к взрослой жизни, традициям и обычаям семьи;
Метапредметные:
Коммуникативные:
формировать умения слушать и слышать;
развивать умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;
Познавательные:
развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза.
Первичная проверка понимания - Ребята, давайте выполним упражнение 1 в рабочей тетради на странице 22. Чем можно воспользоваться при выполнении задания?
- Проверяем, кто хочет озвучить. Кто может дополнить?
- текстом из учебника на странице 40
- Девочки учились работать по дому (убирать, готовить), а также рукодельничать: прясть, вышивать.
Мальчики учились работать с инструментами, помогали содержать в порядке домашнюю утварь, упряжь для коня, занимались гончарным делом.  А главное, чему они учились - пахать, сеять, косить. Словесный метод (объяснение), практический метод (упражнение) Личностные:
формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания;
пробуждать интерес к предмету;
Предметные:
формировать ответственное отношение к взрослой жизни, традициям и обычаям семьи;
Метапредметные:
Коммуникативные:
формировать умения слушать и слышать;
развивать умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;
Познавательные:
развивать логические действия анализа и синтеза.
Физкультминутка - А сейчас давайте отдохнем!
(песня фиксиков «Помогатор») Выполняют движения Словесный метод (объяснение) Первичное закрепление - Ребята, мы говорили с вами об игрушках, чему вы научитесь, готовясь к взрослой жизни, поэтому давайте выполним упражнение 2, фотографию прикрепить мы не можем, вы сделаете это дома, а записать, чему мы учимся, можно.
- Давайте проверим, кто чему научится.
- Ребята, детство – это возраст учения. Многому должен научиться человек, чтобы достичь своей цели в жизни. Если не научится в детстве, то потом учиться этому будет некогда. С давних пор люди считают, что судьба человека тесно связана с его именем. Имя давали при крещении. В учебнике есть интересная статья: «Твоё имя – твоя честь», дома вы прочитаете ее и выполните задание в рабочей тетради. - быть добрым, заботливым, дружелюбным, ответственным Словесный метод (объяснение), практический метод (упражнение) Личностные:
формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания;
Предметные:
формировать ответственное отношение к взрослой жизни, традициям и обычаям семьи;
Метапредметные:
Коммуникативные:
формировать умения слушать и слышать;
развивать умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;
Познавательные:
развивать логические действия анализа и синтеза.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению -Ребята, открываем дневники, записываем домашнее задание, в рабочей тетради упражнения 2 доделать, 3 - обязательно и 4 – по выбору Записывают домашнее задание Словесный метод (объяснение) Рефлексия (подведение итогов занятия) - Ребята, давайте подведем итог.
- Дополните фразу:
я узнал (а)…
мне было интересно…
мне было трудно…
- Как вы думаете, узнали ли мы с вами как готовят мальчиков и девочек к взрослой жизни?
- Значит, цель нашего урока достигнута, мне было приятно с вами работать, спасибо за урок! - да Личностные:
формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания;
пробуждать интерес к предмету;
Метапредметные:
Регулятивные:
формировать умение оценивать свою деятельность на уроке;
Коммуникативные:
развивать умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;
Познавательные:
развивать логические действия анализа и синтеза.