Внеклассное мероприятие Путешествие по стране Русский язык


Токарёвская основная общеобразовательная школа
филиал « Крутоярская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие
по русскому языку
Путешествие по стране « Русский язык».
Подготовила
Бринькова С. Л.
2016 год
Внеклассное мероприятие по русскому языку
для 5 класса
Путешествие по стране « Русский язык»
Цели: Познакомить детей с богатством русского языка, расширить словарный запас,
прививать любовь к родному языку;
формировать навыки учебной деятельности, сформировать желание у детей
самостоятельно заниматься языком;
развивать логическое мышление, речь, умение работать в группе,
повышать интерес к учению;
воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
Оформление зала:
1. Выставка словарей.
2. Высказывания великих людей мира о русском языке — плакаты.
Ход мероприятия
Ведущий:
ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,
НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!
ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,
НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!
1. Вступительное слово ведущего:
«Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой».
Так писал о своем родном русском языке известный поэт А.Яшин в стихотворении «Русский язык».
Сегодня, дорогие мои друзья, мы будем путешествовать по стране, которая называется скажем хором « Русский язык».
На нашей игре присутствуют команды 5 класса : команда мальчиков и команда девочек, а также зрители и уважаемое жюри.
Ведущий: Слово может быть волшебным, слово может быть ласковым, добрым, а может быть злым и холодным.
(Чтение учащимися стихотворения В. Солоухина «Слово о словах»)
Когда ты хочешь молвить слово, 
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово, 
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся, 
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не  взвесишь, 
Не отправляй его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Ведущий: Ну, а сейчас давайте начнём наше путешествие в страну « Русский язык»
1 конкурс  «Говорите правильно»
Задание:  исправить ошибки в стихотворении
 Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, бюллетень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит цельный день».
В. Масс, М. ЧервинскийВремя – 1 минута.
Жюри оценивает правильность выполнения задания (Макс. – 3 балла)
Ведущий зачитывает правильный ответ.
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хотим»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, бюллетень»,
«Сверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».
2 конкурс «КОНКУРС КРАСНОРЕЧИЯ»
У участников игры было домашнее задание: подготовить поздравление с Днём защитника Отечества или с Международным женским днём.
Критерии: оригинальность, краткость, лаконичность, выразительность, эмоциональность и не в стихах.   (Макс. – 3 балла).
4. Следующий конкурс — «СОБЕРИ СЛОВО»
(задание выдается в конвертах).
Внимание! Даю подсказку! Имейте в виду, что слово, которое нужно собрать из букв в конверте, относится к разделу русского языка как предмета изучения. Подумайте, и у вас все получится!
Команда девочек. Слово «Лексика» (в конверте буквы л, е, к, с, и, к, а)
Команда мальчиков. Слово «Фонетика» (в конверте буквы ф, о, н. е, т, и, к, а).
Команды собирают слова, а мы поиграем с вами, дорогие болельщики!.
Угадай слово:
1. С «П» — куда заходит судно,
С «Б» — найдешь на кораблях,
С «Т» — так сладко и так вкусно,
С «Ф» — в военных крепостях.
(порт, борт, торт, форт)
2. С «Ю» — я по воде скольжу,
С «Я» — на голове сижу.
(шлюпка, шляпка)
3. Местоимение, предлог,
Меж них — фамилия поэта,
А целое — известный плод,
Что зреет на исходе лета.
(я-блок-о)
Ведущий: ЛЕКСИКА- раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка.
1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
Скажи одним словом
· Во весь дух.  (Быстро)
· Рукой подать. ( Близко)
· Сломя голову. (Быстро)
· Прикусить язык. (Замолчать)
За каждый правильный ответ – 1 балл (Макс. 4 балла)
Задание зрителям «Доскажи фразеологизм»
1. Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
… («Водой не разольёшь»).
 
2. Мы исходили городок
Буквально… (вдоль и поперёк).
 
3. И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги)
 
4.  Фальшивят, путают слова,
Поют … (кто в лес, кто по дрова)
 
5. Товарищ твой просит украдкой
Ответ списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу).
5. А теперь конкурс «НАЙДИТЕ СЛОВА В СЛОВЕ»
Правила этой игры просты: нужно из букв предлагаемого слова составить другие слова.
(Лучше, чтобы по количеству букв исходные слова были одинаковы, тогда команды будут в равных условиях}.
Команда девочек « Арифметика»
Команда мальчиков « Аристократ»
Ведущий: Ребята, обратите внимание на нашу выставку. Здесь у нас находятся словари. Словари это уникальные книги, в которых собрано великое множество слов.
Ребята приготовили стихотворение о словарях.
«Русской речи государь по прозванию Словарь»
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред нами,
Та, которая словами,
Как людьми, населена.
Правит ими Государь
По прозванию Словарь
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
Написать, к примеру, скажем,
Разрешает нам Словарь:
«Спать сегодня раньше ляжем!
Ляг в кровать, не тарабарь!»
Он, свободы зная меру,
Заменить не даст, к примеру,
Слово «ляг» словечком «ляжь».
Вот нахмурился Словарь,
Услыхал он, Государь:
«Ляжь!» — кричит собаке дама,
И румяна, и модна.
Указал он даме прямо,
Что неграмотна она.
А сейчас мы попробуем научиться быстро говорить скороговорки.
задания на карточках раздаются болельщикам.
«Скороговорка»
Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку:
«На дворе растет трава,
На траве лежат дрова».
Обязательно не свяжешь,
Обязательно не скажешь!
«На дворе растут дрова,
На дровах лежит трава».
До чего же все занятно,
До чего же непонятно!
Все 14 ребят Быстро не про—
Быстро гово—
Быстро не про-го-во-рят.
Только я один умею,
Не сбиваясь, не робея.
«Жил колпак под колпаком
С колпачихой был знаком!»
Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку.
Ведущий: Я объявляю конкурс «СКОРОГОВОРКА». Команды получают по 2 скороговорки. Каждую скороговорку надо произнести по 3 раза.
Девочки
1. От топота копыт пыль по полю летит.
2.Стоит поп на копне, колпак на попе, Копна под попом, поп под колпаком.
Мальчики
1 .Иван — болван молоко болтал, да не выболтал.
2.Осип орет, Архип не отстает,
Кто кого переорет? Осип осип, Архип охрип.
(Пока готовятся команды, для болельщиков проводится «Юмористическая викторина»).
«ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА»
1. В какой сказке жительница морских глубин проучила жадину? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина)
2. Кто умудрился находиться в одно и то же время далеко и близко, высоко и низко, все видеть, все слышать и есть не велел? (Маша в сказке «Маша и медведь»)
3. В какой сказке пироги, блины да сушеные грибы использовались не по назначению? («Путаница» К.И.Чуковского)
4. Кому удалось дважды разоблачить горе - строителей? (Волку из сказки С.Михалкова « Три поросенка»)
7. Какой серый зверь обидел нечетное количество малышей? (Волк из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»)
8. Старик и старуха начинают плакать после проделки маленького зверька. Успокоились они только тогда, когда получили взамен похожий предмет, но только другого цвета и другого материала. (Русская народная сказка «Курочка Ряба»)
9. В какой сказке героиня поет, танцует, печет, жнет, вышивает? («Золушка» Ш.Перро)
10. Назовите два слова, начинающихся с четырех согласных. (Встреча, взгляд, встроить, обстроить).
Ведущий: А теперь шуточные вопросы для участников.
 Вопросы задаются каждой команде по очереди. За каждый правильный ответ балл. Сразу обращаю внимание участников, вопросы шуточные.
Шуточные вопросы :
1. Как написать слово "мышеловка" пятью буквами?(кошка)2. Когда коня покупают, какой он бывает?(мокрый)3. У человека - одно, у вороны - два, у медведя - ни одного. Что это?(буква "о")4. Летела стая птиц на рощу. Сели по две на дерево - одно осталось; сели по одной - одного не досталось. Сколько в роще деревьев, а в стае птиц?(три дерева, четыре птицы) 5. Шла баба в Москву, навстречу ей три старика, у каждого старика - по мешку, а в каждом мешке - по коту. Сколько всего шло в Москву?(одна баба)6. На четырех березах по четыре дупла, на каждом дупле по четыре ветки, на каждой ветке по четыре яблока. Сколько всего яблок?(на березе яблоки не растут)7. Бежало сорок волков, сколько у них у шей и хвостов?(У шеи хвосты не растут)
8. Из какого полотна нельзя сшить рубашки?(Из железнодорожного)9. Когда руки бывают местоимениями? (Вы-мы-ты)10. Какое колесо автомобиля не вращается во время движения? (Запасное)11. Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники? (Без дроби)12. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (Имя)
Ведущий: А сейчас конкурс « Закончи  пословицу»
  Труд  кормит,  а  лень….. портит.
 Как  аукнется,  так  и….. откликнется.
 Семь  раз  отмерь,  один  раз….. отрежь.
 
 Нет  друга  -  ищи,  а  нашёл….. береги.
 Сам  погибай,  а  товарища….  Выручай.
              Мир строит, а война……..(разрушает).
 
               Без труда ... (не вытащишь и рыбку из пруда)            Век живи - ... (век учись)            Нет друга - ... (ищи, а нашел - береги)
            Друзья ... (познаются в беде)            За двумя зайцами ... (погонишься, ни одного не поймаешь)            Поспешишь - ... (людей насмешишь)             Семеро ... (одного не ждут)             Красна птица пером, а ... (человек умом)             Цыплят по ... (осени считают)
Ведущий: Молодцы, ребята.
Ведущий:
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Могуч и прекрасен наш родной  язык.  На русском языке говорят не только русские. Послушайте, что говорили о нем русские писатели. «Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой». А. Н. Толстой.
Ведущий:
А сейчас, ребята, послушайте высказывания великих людей о нашем русском языке. Ребята приготовили высказывания о русском языке.
Дети читают высказывания.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
«Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком.
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный».
И. Гришашвили.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, правдивый и свободный русский язык!»
И.О. Тургенев
«...Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
И.О. Тургенев
«Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
А.Н. Толстой
«Язык — это оружие литератора, как ружье — солдата! Чем лучше оружие — тем сильнее воин».
М.Горький
«Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее».
Д.С.Лихачев
«Слово — одежда всех фактов, всех мыслей».
М.Горький
«Слова улетают, написанное остается».
Латинское изречение
«Единственное мне принадлежащее сокровище — это русская речь. Это русский язык. Лишь этим определяется принадлежность человека к определенному месту земли, которое он величает Родиной».
Б. Ахмадулина
«Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
навеки!»
А.Ахматова
«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий».
В.Г. Белинский
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
К. Г. Паустовский
«Русский язык богаче всех, ибо в нем есть живость французского, твердость немецкого, нежность итальянского и возвышенность испанского».
М.В. Ломоносов
«Дивишься драгоценности нашего языка; что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное названье еще драгоценнее самой вещи».
Н.В. Гоголь.
  Ведущий.
На этом наше путешествие заканчивается. Жюри объявит нам победителя. А вам, друзья, я хочу пожелать: любите и изучайте родной язык, прислушивайтесь к знакомой речи, и вы сделаете для себя множество открытий. 
Рефлексия.
Ребята, как вы считаете, успешно ли провели  мы своё мероприятие? Что нового узнали?  Кто лучше всех справился со своей ролью.?
                     Используемая литература.         
1.Арсирий. А.Т.  В страну знаний — с  Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие   первое / А.Т. Арсирий.— М. : Дрофа, 2004..   
2.Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады / С.В. Водолазькая. — Ростов  н /Д.: Феникс, 2005. 3.Классные часы: 5 класс/ Авт—сост.А.В. Давыдова.— М.: ВАКО, 2011.