Лингвистический экспресс — (проверка знаний учащихся в игровой форме, подготовка к ЕГЭ) (11 класс)

Станция «Фонетика. Орфоэпия».

Правильно ли поставлено ударение в форме множественного числа в словах:
а) средства; б) шарфы; в) ступни; г) торты?

В каком слове первый слог ударный:
а) жалюзи; б) свекла; в) столяр; г) эксперт?

Отметьте слово с неверным ударением (ударный слог выделен):
а) апостроф; б) избалованный; в) углубит; г) торты.

В каком слове согласный перед буквой е произносится мягко:
а) антитеза; б) теннис; в) гротеск; г) тенор?

5. В каком слове согласный перед буквой е произносится твердо:
а) брюнет; б) терапевт; в) генезис; г) барельеф?

Укажите слово, в котором нормативными считаются оба варианта [чн], [шн]:
а) скучно; б) прачечная; в) булочная; г) Ильинична.

В каком ряду все слова состоят из 9 звуков:
а) взъерошить, настольная, сверхчутье; б) бельевая, сафьяновый, льстивость;
в) объемность, Приамурье, въездная; г) разъемный, льющийся, соловьиные?

В каком ряду только мягкие согласные:
а) безмятежность, утешение, комментарий; б) бюллетень, часики, десятилетие;
в) съешьте, по-щучьему, отличаешься; г) режьте, серебряный, прищемит?

9. В каком ряду во всех словах количество букв и звуков совпадает:
а) страстная, бьющаяся, подстричь; б) июльский, маячить, прелестное;
в) создаешь, поющие, местность; г) тростниковые, вскользь, разъярившийся?

В каком ряду во всех словах нет звука [з]:
а) заранее, разжиться, выезжать; б) безрадостный, изжарил, зеленеющий;
в) разместиться, землемер, близкий; г) езжу, брызжет, синтез?












Станция «Лексика и фразеология»

Какое из перечисленных слов имеет значение «лицемерие, ханжество»:
а) хвастовство; б) равнодушие; в) фарисейство; г) авантюризм?

Выберите слово, к которому нельзя подобрать омоним:
а) норка; б) река; в) спал; г) ласка.

В каком предложении вместо слова представить нужно употребить слово предоставить:
а) Этот дом представляет собой нечто похожее на замок; б) Актер умел представить пение соловья; в) Вам нужно срочно представить отчет о командировке; г) Я представил вам возможность самостоятельно решать эти вопросы?

Какое из данных слов не является синонимом слова фильм:
а) картина; б) лента; в) рама; г) кино?

В каком предложении слово буйный употреблено неуместно:
а) Гремели камнями, боролись две буйные горные речки; б) И он уже не в силах унять буйной ярости и гнева; в) В XIV веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры; г) Его буйное воображение приходилось сдерживать и направлять?

В каком ряду не все слова являются синонимами:
а) узы, оковы, путы; б) воображение, фантазия, вымысел;
в) усердие, одолжение, услуга; г) холм, пригорок, возвышенность?

В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами:
а) два сапога пара, одного поля ягоды, одним лыком шиты; б) душа уходит в пятки, душа в душу, душа нараспашку; в) выжимать соки, драть шкуру, тянуть жилы; г) прощупывать почву, закидывать удочки, пускать пробный шар?

Выберите из предложенного ряда пословицу:
а) остаться у разбитого корыта; б) мал золотник, да дорог; в) грызть гранит науки; г) водить за нос.

Сколько пар антонимов в данных пословицах – Страшен враг за горами, но страшнее за плечами. Много шума, да мало толку:
а) одна; б) две; в) три; г) антонимов нет.

10. В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении:
а) лисья хитрость, железная воля, каменный дом; б) холодный ум, медвежья берлога, глубокий анализ; в) золотое сердце, теплый прием, чистая посуда; дырявая память, туманный намек, сердечный человек?



Станция «Синтаксис»

Не соответствует литературной норме словосочетание:
а) пришла с базара; б) вернулся с Кавказа; в) приехал из Львова; г) поехать до бабушки.
Правильно построены словосочетания:
а) заведующий кафедрой; б) выйти с автобуса; в) памятник Пушкина; г) хранитель музея.
В каком ряду даны все словосочетания со связью примыкание:
а) вкратце изложить, работать молча, сомневаюсь в этом; б) откуда-то издалека, кофе по-турецки, яйцо вкрутую; в) говорить невпопад, два рубля любуясь собою; г) сжечь дотла, говорить вполголоса, в пустую комнату?
В каком предложении сказуемое составное именное:
а) Мне хотелось бы купить новую кассету; б) И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета; в) Все реже слышен голос незнакомки; г) Без труда не может быть чистой и радостной жизни?
Какое предложение не является безличным:
а) Мне выгоднее всего было остаться сегодня дома; б) Все темней и темней сад над землей; в) Она мечтой стремится к жизни волевой; г) От его слов Никите становится нестерпимо жутко?
В каком примере есть обращение:
а) Русский характер! Поди-ка опиши его! б) Зима! Из глубины твоих снегов встают, чернея, пни деревьев; в) Чудо! Оно совершается в каждом листке; г) Прощанье! Скорбное слово!?
Какое предложение не осложнено уточняющим членом:
а) Теперь же, после половодья, эта река была в саженей шесть; б) Вдруг впереди, под темными горами, мелькнул огонек; в) Несмотря на плохую погоду, лыжные соревнования состоялись; г) Внизу, в тени, шумел Дунай?
Какой из вариантов продолжения предложения нужно выбрать, чтобы получилось сложносочиненное предложение: С самого утра мы начали нервничать а) так что настроение было испорчено на целый день; б) и обсуждать возможные трудности предстоящего дела; в) но погода не подвела нас и на этот раз; г) потому что каждый из нас чувствовал себя неуверенно?
В каком варианте правильно согласованы подлежащее и сказуемое:
а) После случившегося отец с ребенком решили переехать; б) Я с моими сыновьями еду раньше; в) Писатель со своей семьей провели лето на даче; г) Сотня ребят разбежались во все стороны?
В каком варианте правильно построено предложение:
а) До конца пути оставались пятнадцать километров; б) ряд студентов участвовали в олимпиаде; в) Плащ-палатка лежал в рюкзаке; г) Три подруги сидело на лавочке?






Станция «Культура речи»

В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний:
а) критиковать за ошибки, уделяет внимание на детали; б) обвинять за растрату, отдел кадрами; в) отметить достоинства, скучаю по вас; г) оплата за проезд, основываться на фактах?
В каком примере неверно указан вопрос к зависимому слову от глагола:
а) возмущаться (против чего?); б) руководить (кем? чем?); в) беспокоиться (за что? за кого?); г) содействовать (кому? чему?)?
В каких предложениях слово свой – лишнее:
а) Русская литература прошла длительный путь своего развития; б) Вдруг Софья теряет свое сознание; в) Во время летних каникул он мог целыми днями заниматься соей химией; г) Директор интерната свое главное внимание уделяет воспитательной работе; д) Каждая школа с учетом своей специфики определяет наиболее эффективную методику использования обучающих машин?
В каких предложениях допущении речевые ошибки:
а) Далее мы коснемся этого вопроса более подробно; б) На ярмарке был представлен широкий ассортимент сапогов, туфлей и ботинок; в) «Держи обоими руками!» - сказала подруга; г) Голоса по дороге про темную речку поют?
В каком варианте неправильно построено словосочетание:
а) принять меры; б) приостановить меры; в) приложить силы; г) заслужил известность; д) приобрел известность?
Правильно построены словосочетания в вариантах:
а) одеть пальто; б) одеть ребенка; в) предоставить возможность; г) представить слово докладчику.
Тавтологичными являются словосочетания (плеоназм):
а) свободная вакансия; б) новый файл; в) монументальный памятник; г) моя автобиография.
Правила лексической сочетаемости нарушены в предложениях:
а) Этот фильм оказал на нее неизгладимое впечатление; б) У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию; в) Они сыграли большую роль в этой истории; г) В этом деле он играет первую скрипку; д) Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.
Допущена ошибка в употреблении фразеологизмов:
а) поднять занавес над этой историей; б) красной нитью проходит мысль; в) пускать пыль в глаза; г) пока суд да дело; д) результаты не замедлят себя ждать.
В каких предложениях глаголы употреблены правильно:
а) Им двигает чувство сострадания; б) Ветер колыхает листву; в) Листья колышутся на ветру; г) Институт организовывает подготовительные курсы; д) Человеку свойственно ошибаться?







Станция «Орфография»

Как правильно написать про гостеприимную хозяйку:
а) подчивала явствами; б) подчевала яствами; в) потчевала яствами; г) потчивала явствами?

Какая буква русского алфавита на письме может быть необязательной:
а) ь; б) й; в) ы; г) ё?

В каком слове допущена ошибка при написании приставки:
а) призидент; б) прискверный; в) прислониться; г) приукрасить?

Как пишется слово [переносица]:
а) переносится; б) как слышится, так и пишется; в) в зависимости от части речи?

Найдите наречие:
а) вследствие; б) в течение; в) на счет; г) всмятку.

Где требуется написание буквы «т»:
а) сверс..ник; б) ровес..ник; в) опас..ный; г) искус..ный?

Найдите слово с пропущенной гласной «ы»:
а) сверх..зысканный; б) без..дейный; в) дез..нфекция; г) меж..нститутский.

В какой из фраз требуется раздельное написание «не»:
а) (не)лепый случай; б) (не)веселое настроение; в) никому (не)известный актер; г) (не)постоянный характер писателя?

Где пропущен мягкий знак:
а) банщик; б) черешенки; в) удивляются; г) настеж?

Как можно взглянуть на человека:
а) изподтишка; б) исподтишка; в) из-подтишка; г) испоттишка?














Для справок:

Станция «Фонетика. Орфография»

1 б, в; 2 б; 3 б, в; 4 г; 5 в; 6 в; 7 в; 8 б; 9 б; 10 г

Станция «Лексика и фразеология»

1 в; 2 б; 3 г; 4 в; 5 в; 6 в; 7 б; 8 б; 9 а; 10 г

Станция «Синтаксис»

1 г; 2 а, г; 3 б; 4 в; 5 б, в; 6 б; 7 в; 8 в; 9 б; 10 б

Станция «Культура речи»

1 г; 2 в; 3 б, в, г; 4 б, в, г; 5 б; 6 б, в; 7 а, в, г; 8 а, б, д; 9 д; 10 в, д

Станция «Орфография»

1 в; 2 г; 3 б; 4 в; 5 г; 6 а; 7 б; 8 в; 9 г; 10 б



























ГБОУ г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 47»











«ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС»


Проверка знаний учащихся по русскому языку в игровой форме



Цель: систематизация знаний старшеклассников
по русскому языку и подготовка к ЕГЭ.







Учитель высшей
квалификационной категории
Симороз П.П.







Севастополь

2016 год