Методическая разработка по ПМ 06. Организационно-аналитическая деятельность по теме Основы современного менеджмента в здравоохранении


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
занятия

по ПМ 06 ОРГАНИЗАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МДК 06.01. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1: Планирование и рациональная организация деятельности персонала на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских учреждениях, центрах общей врачебной (семейной) практики
Тема 1. 1: Основы современного менеджмента в здравоохранении (2)
Специальность: 060101 (31.02.01) Лечебное дело

Купино
2016
Рассмотрено на заседании ПЦМК профессиональных модулей
Протокол № ____
От «____» _______ 20_____г.
Председатель: ____________ Н.В. СкитовичАвтор: Папшева М.А., преподаватель высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
к методической разработке по профессиональному модулю Организационно-аналитическая деятельность по теме: «Основы современного менеджмента в здравоохранении».
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС специальности 31.02.01 Лечебное дело.
В соответствии с ФГОС после изучения данной темы студент должен:
знать основы современного менеджмента в здравоохранении
В процессе занятия реализуется личностно-ориентированный подход.
Методическая разработка состоит из: «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Хронологическая карта занятия», «Изложение нового материала» (приложение №1),«Физкультминутка реализации ОК 13» ( приложение № 2,) «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение № 3), подведение итогов (приложение № 4)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Основы современного менеджмента в здравоохранении.
Место проведения: кабинет организации профессиональной деятельности, экономики и управления в здравоохранении
Продолжительность проведения занятия: 90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.
Цели занятия:
1.Образовательная: после изучения темы студент должен знать основы современного менеджмента в здравоохранении (управление организациями различных организационно-правовых форм, понятие о лидерстве и стиле руководства, характеристика управленческой структуры в здравоохранении)
2.Воспитательная: Воспитание ответственности за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий (ОК7)
3.Развивающая: Развивать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес(ОК1), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2), работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК6)
Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
студент должен знать:
- основы современного менеджмента в здравоохранении
Формируемые компетенции: ОК 1-ОК 2, ОК 6, 0К 7, ОК 13, ПК-6.1
Междисциплинарная интеграция:
ПМ 06. Организационно-аналитическая деятельность

Психология
ПМ 01

ПМ 02


ПМ 03

Психология общения
ПМ 04

ПМ 05


Внутридисциплинарная интеграция: Основы современного менеджмента, Основы организации работы коллектива исполнителей
Методические обеспечения занятий: методическая разработка для преподавателя, практическое задание для закрепления материала
Техническое оснащение: проектор, компьютер
Домашнее задание: конспект лекции. Дорошенко, Г. В. Менеджмент в здравоохранении: учебное пособие/ Г. В. Дорошенко, Н. И. Литвинова. - М.: Форум-Инфра-М, 2005. - с.19-26, 49-50, 119-126
Задание для внеаудиторной работы студентов:
Составление реферативных сообщений «Менеджмент как основа эффективной деятельности».
Перечень литературы:
Дорошенко, Г. В. Менеджмент в здравоохранении: учебное пособие/ Г. В. Дорошенко, Н. И. Литвинова. - М.: Форум-Инфра-М,2005. - с.19-26, 49-50, 119-126
Организационно-аналитическая деятельность: учебник/С.И. Двойников и др.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2015
Хронологическая карта занятия
№ Основные этапы занятия. Код формируемых компетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность 2 мин. Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование ОК 1,ОК7
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста 3 мин. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3. Теоретическое осмысление учебного материала (Приложение № 1) 15 мин. Использование активных форм опроса:
-Солидарный опрос
Если студент у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к группе. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного студента и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – студент сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а преподаватель дает тренеру 5 минут на подготовку). - Краткий письменный ответ на вопрос.
На этом этапе проводится контроль самостоятельной внеаудиторной работы сайта Moodle
4. Изложение нового материала (Приложение № 2)
Цель: сформировать знания об основах менеджмента в здравоохранении 45 мин Новый материал излагается в форме лекции. Таблицы и схемы проецируются на экран
5. Физкультминутка. Реализация ОК 13 (Приложение № 3) Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей 3 мин Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений
6. Осмысление и систематизация полученных знаний.
Реализация ОК 4; ОК 5
(Приложение № 4)
Цель: систематизировать и закрепить полученные знания 15 мин Закрепление материала осуществляется при помощи тренинговых заданий
7. Подведение итогов (Приложение 5)
5 мин Обсуждаются итоги работы студентов и выставляются оценки с комментариями.
8. Задание на дом - ОК 5 Цель: информирование студентов о подготовке к следующему занятию 2 мин. Дорошенко, Г. В. Менеджмент в здравоохранении: учебное
пособие/ Г. В. Дорошенко, Н. И. Литвинова. - М.: Форум-Инфра-М, 2005. - с.19-26, 49-50, 119-126
Чтение конспекта лекции.
Составление реферативных сообщений «Менеджмент как основа эффективной деятельности».
Всего 90 мин Приложение 1
Солидарный опрос
Соотнесите понятия «менеджмент» и «процесс управления». Тождественны ли они?
Перечислите цели и задачи процесса управления медицинской организацией.
Какие фазы процесса управления вам известны и какова особенность их реализации?
Перечислите направления менеджмента, актуальные для здравоохранения.
Охарактеризуйте общие принципы менеджмента.
Перечислите методы управления.
Перечислите обязательные элементы планирования.
Охарактеризуйте этапы организации управления.
Перечислите материальные стимулы, которые может использовать руководитель медицинской организации.
Перечислите нематериальные стимулы, которые может использовать руководитель медицинской организации.
Какие виды контроля используют в процессе управления медицинской организацией?
Перечислите формы контроля медицинской организации.
Краткий письменный ответ на вопрос
Менеджмент в здравоохранении
-Это наука управления, регулирования и контроля финансовых, трудовых и материальных ресурсов, органами учреждёнными в здравоохранении.
Цель менеджмента:
Снижение потерь общества от заболеваний, инвалидности и смертности при имеющихся ресурсах.
Задачи менеджмента:
Наиболее эффективное достижение цели, путём увеличения качества лечебных, диагностических и профессиональных мероприятий и рационального использования в здравоохранении.
Предмет менеджмента:
-Это общественные отношения между людьми в сфере управления, выявление факторов и условий, на эффективность организованной трудовой деятельности.
Функции менеджмента:
1.Планирование
2.Организовывание
3.Распоряжение
4.Координирование
5.Контроль
Виды менеджмента:
-Финансовый
-Инвестиционный
-Стратегический
-Инновационный
-Международный
-Социальный
-Банковский
-Налоговый
-Экологический
-Кадровый
-Производственный
Приложение 2
План:
1. Организация как объект управления.
2. Структура системы управления
3. Учреждения здравоохранения как организация
4. Понятие о лидерстве и стиле руководства
Организация как объект управления
Организация (фр. organization, organizer) – четкое и строго продуманное устройство, общественное объединение, государственное учреждение, предприятие.
Тремя основными признаками организации являются:
• наличие хотя бы двух людей, которые воспринимают (ощущают) себя частью группы;
• цель, которую все члены группы принимают как общую;
• осознанная совместная работа членов группы для достижения важной для всех цели.
Организация – совокупность людей, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, обязанностей и иерархической структуры.
Рассматривая организацию как социальный институт, ее характеризуют по наличию следующих составляющих:
цель – желаемое состояние;
миссия – утверждение, раскрывающее смысл существования, специфику деятельности, основные социальные обязательства;
структура – архитектоника, наличие отдельных частей и соотношение между ними, степень жесткости (гибкости) организационной конфигурации, тип взаимодействий между внутренними элементами;
технология – механизм работы организации, способ преобразования ресурсов в результаты, являющиеся целями организации.

Формальные и неформальные организации
С точки зрения легитимности деятельности организации можно разделить на официальные и неофициальные. Официальные создаются для решения конкретных производственных, хозяйственных и иных задач, являются юридически узаконенными, существуют в определенном правовом пространстве, и их деятельность регулируется соответствующими нормативными актами. В таких организациях существуют два типа отношений: официальные — между должностями и неофициальные (неформальные) между живыми людьми, личностями.
Неофициальные организации складываются стихийно и существуют как совокупность юридически не зафиксированных в основном неслужебных контактов между людьми, преследующими определенные личные цели, достижение которых не обеспечивается их членством в официальных организациях. Исходя из характера связей, такие организации чаще называются неформальными.
Структура системы управления
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Структура управления организацией – форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей.
Элементами структуры являются отдельные работники и подразделения, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения.
Необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления (т.е. иерархичности управления).
В структурах управления связи могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации (главный врач или директор клиники) или ее структурных подразделений (заведующие отделениями). Функциональные связи осуществляются по линии движения информации и управленческих решений.
Иерархические структуры управления чаще всего представлены следующими типами: линейными, функциональными; штабными; матричными.
Встречаются также их модификации: линейно-функциональные, линейно-функционально-штабные и т.д.
Учреждения здравоохранения как организация
В зависимости от форм собственности и источников финансирования выделяют три системы здравоохранения:
государственную;
муниципальную;
частную.
К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением субъектов РФ, Российская академия медицинских наук, а также находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные, аптечные, санитарно-профилактические учреждения и некоторые другие федеральные учреждения.
К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные и другие учреждения.
К частной системе здравоохранения относятся субъекты здравоохранения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.
Основным структурным элементом в системе оказания медицинской помощи является учреждение здравоохранения, перечень которых утверждается соответствующим приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ (МЗиСр РФ).
В настоящее время действует «Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения», утвержденная приказом МЗиСр РФ № 627 от 7 октября 2005 г.:
1.Лечебно-профилактические учреждения:
1.1. Больничные учреждения
1.1.1. Больницы (участковая, районная и др.)
1.1.2. Специализированные больницы (гинекологическая,инфекционная и др.)
1.1.3. Госпиталь
1.1.4. Медико-санитарная часть
1.1.5. Дом (больница) сестринского ухода
1.1.6. Хоспис
1.1.4.Лептозорий
1.2. Диспансеры (противотуберкулезный, наркологический и др.)
1.3. Амбулаторно-поликлинические учреждения
1.3.1. Амбулатория
1.3.2. Поликлиники
1.4. Центры, в т.ч. научно-практические (гериатрической,реабилитационный и др.)
1.5. Учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливая
крови
1.5.1. Станция скорой медицинской помощи
1.5.2. Станция переливания крови
1.5.3. Центр крови
1.6. Учреждения охраны материнства и детства 9родильный дом,
перинатальный центр и др.)
1.7. Санаторно-курортные учреждения (грязелечебница,бальнеологическая лечебница и др.)
Характерные черты организационных структур управления в ЛПУ. Организационная структура управления сестринской службой.
В ЛПУ выделяют следующие уровни управления:
Стратегический (институционный). Управление высшего звена – это главный врач.
Тактический (управленческий). Управление среднего звена – это заместители главного врача.
Оперативный (технический). Управление низового звена – это начальники подразделений, не имеющие в подчинении других руководителей (зав. отделениями, старшие медицинские сестры).
Сложность организационной структуры управления в ЛПУ зависит от количества вовлеченных в нее людей, но чтобы деятельность организации была эффективной, организационная структура управления должна соответствовать ряду требований: оптимальность, оперативность, экономичность, надежность.
Основные типы организационных структур управления:
линейная,
линейно-функциональная,
линейно-штабная,
матричная.
Линейная структура управления характеризуется четким единоначалием.
Достоинства:
простота планирования, организации и координации
деятельности
простота контроля
оперативность принятия и реализации управленческих решений.
Недостатки:
разобщенность горизонтальных связей в производственных системах усложнение и увеличение сроков принятия и реализации управленческих решений при большом числе уровней управления.
Функциональная структура управления
Достоинства:
распределение линейных и функциональных полномочий обеспечивает высокое качество принимаемых решений.
Недостатки:
нескоординированные решения специалистов, неизбежно вступали в противоречие друг с другом в результате этого функциональные руководители начинали бороться за их приоритетность, что вносит дезорганизацию в систему управления.
Линейно-штабная система управления
Создание штаба обусловлено сложностью и комплексностью управления, необходимостью оказания помощи со стороны экспертов.
Преимущества:
эффективное решение оперативных задач без создания новых организационных структур.
Недостатки:
все решения должно принимать первое лицо.
вырабатываемые решения штабом часто не соответствуют реальным потребностям практики, а неучастие в реализации своих решений делает их безответственными.
неизбежность преобладания организационно – распорядительных методов управления над экономическими и социально-психологическими сложность формирования психологического климата в коллективах.
В здравоохранении линейно-штабные структуры необходимо создавать в следующих случаях:
во время стихийных бедствий, эпидемий, крупных катастроф и аварий для внедрения новых организационных и медицинских технологий в практику при реорганизации различных медицинских служб.
Структура управления сестринским персоналом Управление сестринским персоналом - это целенаправленная деятельность руководителей сестринских служб, использующих различные управленческие структуры для обеспечения сестринской помощи населению соответствующего качества и объема.
Управление является эффективным, если все элементы управленческой структуры взаимосвязаны между собой прямой и обратной связью.
Управленческая структура сестринским персоналом включает:
a) субъекты управления;
b) объекты управления;
c) механизмы управления
В ЛПУ организационная структура управления сестринским персоналом включат в себя:
субъекты управления сестринским персоналом это главные медицинские сестры, заместители главных врачей, осуществляющие непосредственное управление старшими медицинскими и операционными сестрами, старшими фельдшерами, старшими акушерками, а также в ряде случаев и рядовыми средними медицинскими работниками.;объекты управления: средний медицинский и фармацевтический персонал. В ряде ЛПУ появились новые должности: медицинская сестра-консультант, медицинская сестра-координатор и др.;
Для обеспечения эффективной управленческой деятельности субъектов управления должны активно использоваться механизмы управления:
1. Определение целей управления.
2. Использование принципов управления.
3. Широкое применение методов управления
Недостатком структуры управления сестринской службой является перегруженность старшей медсестры решением множества оперативных задач в ущерб стратегическим, а также двойное подчинение старших сестер заведующему отделением и главной медицинской сестре больничных ЛПУ.
при этом, как правило отсутствуют согласованность управленческих действий и коммуникаций между этими руководителями, поскольку в работе старшей медсестры они выделяют разные приоритеты.
Наиболее оптимальным является формирование управленческой структуры медицинской службы по функциональному (или линейно- функциональному) типу.
Поскольку концепция организации состоит в сведении воедино всех специалистов организации (ЛПУ), задача состоит в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчетность для каждого из них.
Процесс организации структурирует работу и формулирует подразделение исходя из размера предприятия, его целей, технологий и персонала.
Структура управления ЛПУ строится, как правило, по линейно-функциональному принципу и включает четыре уровня управления:
Главный врач.
Заместитель главного врача по основным ресурсам (кадры, финансы, лечебные технологии, материально-техническое оснащение).
Заместители главного врача по основным направлениям лечебной деятельности (хирургия, педиатрия, амбулаторная помощь и т. п.).
Заведующие специализированными отделениями по направлениям лечебной деятельности (заведующий экстренным хирургическим отделением, заведующий урологическим отделением и т. п.).
Управление сестринскими службами имеет линейную двухуровневую горизонтальную структуру: первый уровень — главная медицинская сестра (заместитель главного врача по сестринскому делу); второй уровень — старшие медицинские сестры клинических и параклинических отделений.
Особенностью системы управления ЛПУ является несоответствие структуры управления врачебными кадрами и структуры управления медсестринской службы.
Важным путем решения проблемы является оптимизация организационной структуры сестринской службы при назначении заместителей главной медицинской сестры из числа наиболее подготовленных старших сестер и (или) выпускников факультета высшего сестринского образования.
Эффектом от оптимизации организационной структуры организации в зависимости от ситуации может быть: высвобождение руководства от решения рутинных задач для решения стратегических; повышение качества оказания медицинской помощи, более эффективное использование кадров и ряд других.
Понятие о лидерстве и стиле руководства
Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей.
Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.
Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальства, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс.
Существует два психологических типа лидеров: "игроки" и "открытые". Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими.
Они умеют "пускать пыль в глаза", а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами.
Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостями людей, не мешающим работе.
Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт: уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль.
Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха.
Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.
Поэтому современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям.
Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства — в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.
Личностные качества лидера.
Проблема лидерства в управлении, сочетание качеств руководителя и лидера
К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим.
Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.
Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача менеджера делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Он стремится сбалансировать интерес группы, руководства и организации.
Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы.
Другие обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают.
В конце концов, каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью, внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно. Но некоторые общие характерные черты присущи лидерам различных стилей.
Фельдшер, в силу возложенных на него задач и выполняемых обязанностей, несомненно, должен обладать и воспитывать в себе лидерские качества.
Лидер — личность, способная объединять людей ради достижения какой-либо цели. Характер и стиль поведения лидера внушают окружающим веру в него и побуждают следовать за ним.
Руководитель организации (структурного подразделения) — официальный (формальный) лидер. Эффективность его влияния на коллектив и умение достигать результатов с помощью других людей служат залогом решения производственных задач.
Руководитель любого ранга, уровня обязан выполнять три группы ролей:
межличностные — регулирование взаимоотношений между руководителем и подчиненными (поддержание принципов субординации);
информационные — руководителя считают своеобразным информационным центром для подчиненных, а также вышестоящих структур и организаций, с которыми взаимодействуют данная медицинская организация, ее подразделение;
управляющие — руководитель обязан принимать решения, проводить изменения в работе возглавляемого им коллектива и адекватно реагировать на изменения внешней среды.
Официальное лидерство невозможно без технических и административных навыков.
Технические навыки предполагают достаточную степень ПК для объективной оценки производственной ситуации и труда подчиненных.
Административные навыки необходимы для объективной оценки системы и результатов руководства организацией.
В системе управления здравоохранением выделяют три уровня управления (табл. 1), а следовательно, и руководителей трех уровней.
Таблица 1. Уровни управления в здравоохранении
Уровень Должности Полномочия
Стратегический (высший) Главный врач медицинской организации Прогноз развития ситуации, определение приоритетов, формирование целей и задач, разработка и принятие управленческих решений высшего уровня, влияющие на работу всей организации
Тактический (средний) Заместители главного врача, главная медицинская сестра Оптимальное распределение ресурсов в соответствии с выбранным на стратегическом уровне решением, организация работы отдельных служб и подразделений медицинской организации
Оперативный (низший) 1 – й подуровень Заведующие структурными подразделениями (ФАП, здравпунктом, кабинетом медицинской профилактики) Обеспечивает эффективное выполнение принятых выше решений в своих подразделениях и отвечает за их практическую реализацию
Оперативный (низший) 2 – й подуровень Старшая фельдшер СМП Первичный учет, анализ, контроль
На всех уровнях управления руководитель — формальный лидер коллектива организации. При этом стиль лидерства, реализуемый подчас бессознательно данным руководителем, представлен совокупностью характерных приемов и методов, используемых в процессе управления.
Стиль лидерства отражает:
привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным;
используемый тип власти;
степень делегирования руководителем полномочий своим подчиненным;
методы работы с внешней средой;
способы влияния на персонал.
Существует множество классификаций стилей управления. Однако в управленческой практике наиболее часто используют две: традиционную (табл. 2) и классификацию по степени сосредоточения внимания руководителя на производстве и персонале.
Таблица 2. Традиционная классификация стиля руководства
Выработка решений Принятие решений Ответственность Контроль деятельности руководителя Стиль управления
Руководитель Руководитель Руководитель Отсутствует Авторитарный
Коллектив Руководитель Руководитель Присутствует Демократический
Коллектив Коллектив Руководитель Присутствует Либеральный
Коллектив Коллектив Коллектив Отсутствует Анархический
Главная цель руководства при любом стиле руководства — выполнение производственных задач, руководствуясь принципами необходимости и целесообразности. Необходимость проявляется в обязательности их выполнения. Целесообразность предполагает достаточность и разумность расходования ресурсов (трудовых, финансовых, материальных) для решения производственных задач, а также развитие персонала и материально-технической базы. Принцип целесообразности предопределяет формирование безопасной производственной среды. Поведение лидера, в зависимости от приверженности одному из принципов, а также ситуации, может быть направлено:
на выполнение производственных задач любой ценой при игнорировании потребностей и интересов подчиненных;
заботу о развитии персонала, развитии микроклимата в коллективе в ущерб производственным показателям;
создание системы управления качеством производственной деятельности.
Существуют различные подходы к осуществлению руководства. Пригодность различных методов управления определена ситуацией: необходимостью ориентироваться на реальные условия производства и окружающей среды. Эффективность руководства имеет ситуационный характер и зависит:
от экономической и политической ситуации;
способностей, возможностей для выполнения поставленной задачи и личностных качеств подчиненных, степени их веры в свои силы;
—интеллектуальных, личностных, деловых и профессиональных качеств самого руководителя, его возможности влиять на ситуацию и исполнителей.
Стиль руководства может меняться при выполнении даже одной задачи, если в процессе ее выполнения изменилась ситуация. Эффективный стиль руководства зависит от «зрелости» исполнителей. Зрелость определяется квалификацией, способностями и опытом работников, готовностью нести ответственность, желанием достичь поставленной цели. Теория устанавливает четыре стиля лидерства, соответствующих уровню зрелости персонала:
высокая ориентация на задачу и низкая — на людей;
одинаково высокая ориентация на задачу и людей;
низкая ориентация на задачу и высокая — на людей;
—одинаково низкая ориентация на задачу и на людей.
Модель управления, в которой в результате изменения внутренних и (или) внешних составляющих окружающей среды и (или) производственных задач происходит соответствующее изменение структуры управления с целью обеспечения стабильности функционирования организации, называют адаптивной моделью системы управления.
Качества лидера, необходимые для эффективного руководства независимо от стиля:
—энтузиазм (вера и оптимизм помогают воплощать все замыслы);
умение внушать веру в себя, производить впечатление надежного человека;
уметь подчиняться приказам (иначе нет смысла требовать дисциплинированности от подчиненных);
решительность;
умение брать ответственность на себя;
чувство юмора (помогает разрядить обстановку, избежать конфликта);
преданность своему делу;
умение жертвовать (личным временем, интересами, семьей и т.д.).
Приложение 3

Физкультурная пауза
Проводится через 40 минут умственной работы в течение 3 минут (в зависимости от количества выполняемых упражнений). Оказывает общетонизирующее воздействие на организм.
Цель:
Профилактика утомления и застойных явлений в органах брюшной, тазовой области, нижних конечностях
Активизация кровообращения, периферического кровообращения.
Поддержание общей работоспособности организма.
Повышение эмоционального состояния.
Примерный комплекс упражнений
И. п –Основная стойка( о.с. –стоя ноги вместе, руки вдоль тела) Руки вверх, кисти в « замок», потянуться на носках – вдох; вернуться в и.п.- выдох. Повторить 3-4 раза.
И.с. – о.с. Повороты головы вправо, влево. Темп средний, повторить 6-8 раз.
И.п. – о.с. Сильно зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть на 3-5 секунд.Повторять 6-8 раз.
И. п. –стоя, кисти к плечам. Круговые вращения рук назад -4 раза: вперед – 4 раза.
Повторить по 2-3 серии.
И. п. – стоя, руки на поясе. Поднять голову вверх – глубокий вдох; опустить подбородок на грудь – выдох. Повторить 3-4 раза.
И. п. – стоя, руки вперед. Энергичное сгибание и разгибание пальцев кистей. 10-12 раз.
И. п. – о. с. Потряхивания рук. – 15-25 секунд.
И. п. – стоя, ноги врозь, руки на пояс. Поворот туловища влево -выдох, вернуться в и. п. – вдох; тоже в правую сторону. Повторить 6-8 раз.
И. п. – стоя, ноги врозь, руки на пояс. Наклон туловища вперед, прогнуться в спине выдох; вернуться в и.п. – вдох. Повторить 5-6 раз.
Приложение 4
Осмысление и систематизация полученных знаний
Задания тренинга
1. «Разработка модели современного идеального менеджера»
Обеспеченность:
1. Конспект лекций по дисциплине
2. Перечень качеств личности.
Задание для занятия и инструктаж по его выполнению
(как вариант - работа в малых группах)
Определите 10 качеств «идеального», на Ваш взгляд , современного менеджера, используя перечень качеств личности (таблица № 1), запишите эти качества в тетради и обоснуйте их значимость.
Определите по 10 бальной шкале степень развития у Вас каждого из этих качеств, сравните их с моделью идеального менеджера. Сделайте выводы по итогам работы.
Предложите план по устранению отклонений.
Таблица № 1
Перечень качеств личности
1. Чувство долга 26. Желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения
2. Компетентность 27. Пристрастие к телевизору
3. Пристрастие к спиртному 28. Интуиция
4. Любовь к чтению 29.Готовность начинать процессы изменений, управлять ими и использовать в интересах организаций
5. Хитрость 30 Работоспособность
6. Беспощадность 31.Решительность
7. Оперативность 32.Готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество
8. Целеустремленность 33. Тактичность
9. Умение работать с подчиненными 34. Деловитость
10. Предприимчивость 35. Готовность к близким социальным взаимоотношениям
11. Организаторские способности 36. Выносливость
2. Заполните табл. – "Превентивное решение проблем" для следующих ситуаций:
а) Вы назначены ответственным за переезд вашего отделения из одного здания в другое. В субботу с 9 до 16 часов необходимо перевезти 20 коек, 40 стульев, 2 компьютера.
б) Вы представитель частной клиники, которая собирается открывать в нашем городе свой филиал. Необходимо провести подготовительные работы для открытия клиники, начиная с оформления документов и поисков подходящих торговых площадей и заканчивая церемонией открытия.
В графе событие обозначьте наименование тех проблем, которые на Ваш взгляд могут возникнуть в процессе достижения цели. В графе вероятность спрогнозируйте вероятность возникновения этой проблемы.
Превентивные меры, т.е. меры, принятые заранее для предупреждения подобных проблем, впишите в третью графу.
Табл. Превентивное решение проблем
Событие Вероятность Превентивные
меры
Остаточная
вероятность
Приложение 4
Критерии оценки знаний студентов
«5» (отлично) – при выполнении заданий по решению тренинговой задачи студент проявил знания теоретического материала с учетом междисциплинарных, при осмыслении и систематизации полученных знаний набрал максимальное количество баллов(15-14 баллов).
«4» (хорошо) – при выполнении заданий по решению тренинговой задачи незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, логически обоснованы теоретические вопросы с дополнительными комментариями преподавателя, при осмыслении и систематизации полученных знаний набрал 13-12 баллов.
«3» (удовлетворительно) – при выполнении заданий по решению тренинговой задачи незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, не полный ответ на теоретические вопросы, требующих наводящих вопросов, логические обоснования теоретических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя, при осмыслении и систематизации полученных знаний набрал 11-10 баллов.
«2» ( неудовлетворительно) – неправильный ответы на теоретические вопросы, требующие наводящих вопросов, при осмыслении и систематизации полученных знаний набрал менее 10 баллов.