Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций с целью развития творческих способностей детей младшего школьного возраста «Мир моих интересов»

ПРОГРАММА
Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций с целью развития творческих способностей детей младшего школьного возраста «Мир моих интересов»
Главной целью школы, как социального института в современных условиях, является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, формирование общеучебных умений, навыков, развитие способностей к самообразованию, становление личностей, способных к самореализации.
Данная программа является актуальной, так как в наше время существует потребность в людях творческих и нестандартно мыслящих. Сегодня, когда перестраивается мышление, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. Развитие творческих способностей будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего мира. Главная цель программы – способствовать умственному развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.
Преимущества сетевой модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства, содержательном и организационном единстве всех компонентов внеурочной деятельности.
Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека. Особого внимания требует обращение к данной проблеме в начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельности.
Специфика данной программы взаимодействия образовательных учреждений заключается в том, что образовательное учреждение участвует в организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС в нескольких учреждениях города (отсюда и статус – сетевое взаимодействие).
Миссия программы состоит в максимальном привлечении школьников в специально организованную, благоприятную среду в свободное от школы время. Решая данную проблему, необходимо помочь ребенку на начальном этапе выявить способности, которые помогут ему самоопределиться и занять свое место в социуме.
Цель: создать условия для реализации внеурочных индивидуальных интересов и образовательных потребностей каждого воспитанника и предоставления возможностей выстраивания им собственной, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного модуля.
Задачами организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений являются:
-обеспечить высокое качество образования;
-сформировать нормативно-правовую базу внеурочной деятельности внутри общеобразовательного учреждения;
-определить модель организации дополнительного образования; обозначить приоритеты содержания внеурочной деятельности;
-выстроить наиболее эффективный процесс взаимодействия с другими учреждениями;
-спрогнозировать результаты взаимодействия начального общего и дополнительного образования.
Принципы:
-природосообразности;
-гуманизма;
-творческого развития личности;
-свободного выбора каждым ребёнком вида и объёма деятельности;
-дифференциации образования с учётом реальных возможностей каждого обучающегося.
Нормативная база модели организации программы.
- Рекомендации министерства образования Ульяновской области по организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)
.-Программы внеурочной деятельности, учебно-методический комплекс.
-Должностные инструкции педагогов дополнительного образования.
-Учебный план, режим и расписание занятий.
-Инструкции по технике безопасности при проведении внеурочных занятий.
-Приказы директора ОУ по организации внеурочной деятельности.
-Журналы учета работы и посещаемости внеурочных занятий.
-Договор о совместной деятельности учреждений.
-Предписания соответствующей инстанций о соответствии помещений ведению внеурочной деятельности.
-Выписки из СанПин о требованиях к организации внеурочных занятий.
Основные направления программы.
-развитие воображения: конкурс рисунков, экскурсии на природу, беседы с людьми интересных профессий, исследовательские работы.
-развитие мышления: - общественный смотр знаний, конкурсы чтецов, викторины, познавательные и интеллектуальные игры, исследовательские работы.
-формирование качеств творческой личности: концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» театрализованные представления, участие ребенка в социальных акциях и проектах.
-формирование культуры общения, поведения, чувств: посещение театров, цирковых программ, кинозалов, выставок, музыкальная карусель.
Формы работы сетевого взаимодействия
- Совместные заседания методических объединений учителей.
- Сетевые методические семинары.
- Отработка теоретических вопросов.
- Мастер - классы.
- Индивидуальные консультации и групповые занятия.
- Проблемные и творческие группы.
- Открытые уроки и межшкольные внеклассные мероприятия, мастерские.
- Выставки методических разработок.
- Профессиональные конкурсы.
Информационное обеспечение осуществляется через сайт школы, школьную газету, индивидуальные информационные карты занятости.
В организации внеурочной деятельности условно можно выделить следующие этапы:
1. Проектный. На данном этапе осуществлялся анализ запросов родителей и детей, анализ сформированности личностных качеств контингента детей, анализ кадровых и материально-технических ресурсов для организации внеурочной деятельности и удовлетворения запросов родителей и детей.
2. Организационный. На данном этапе были найдены взаимовыгодные точки взаимодействия школы и заинтересованных партнеров , заключены договоры о сотрудничестве. Создан координационный совет (директора, заместители, руководитель МО учителей начальной школы), организовано сетевое методическое объединение учителей и педагогов ДО центра, СЮН, и учреждений, реализующих программы внеурочной деятельности. Разработана нормативно методическая база. Внесены изменения и дополнения в локальные акты, должностные инструкции работников. Организовано обсуждение модели внеурочной деятельности среди родителей, общественности, и педагогов школы. Определен механизм оплаты труда работников. Разработаны критерии оценки качества работы педагогов. Составлены планы работы. Утверждены рабочие программы. Составлено расписание. Заключены договора администрации с педагогами и родителями.
3. Технологический. Идет отработка техник и технологий работы со школьниками, отбор соответствующих возрасту форм работы. Ведется постоянное обучение учителей техникам работы с детьми педагогами центра, педагогов центра содержательному аспекту программы, держать связь с учебными рабочими программами учителей. Идет методическая работа по интеграции программ образовательных и программ внеурочной деятельности.
4. Оценочно-аналитический. Организуется контроль качества проводимых занятий, качества работы педагога, выполнения программ. Проводится анализ результатов, форм, методов, технологий. Ведется постоянный мониторинг (посещаемость, удовлетворенность, личностный рост, результативность).
Участники сетевого взаимодействия в организации внеурочной деятельности младших школьников на базе МБОУ СШ № 9
Основным механизмом организации внеурочной деятельности в условиях сетевого взаимодействия является договор о совместной деятельности.


Общая карта занятости обучающихся 1 класса во внеурочной деятельности на неделю.
Направление внеурочной деятельности
Возможные формы организации внеурочной деятельности
Место проведения
Ответственные

1.Развитие воображения
Конкурс рисунков «Улицы нашего города».

Экскурсия
«Экзотические животные»


Беседы с людьми интересных профессий.


Кружок «Волшебные пальчики»

.
Шк.№9 кружок рисования


Станция юннатов



Краеведческий музей




ЦДД
Учитель изо




Классный руководитель.
Работники станции


Работники музея.





Классный руководитель, педагоги ЦДД

2 Развитие мышления
Форум проектов




Кружок «Экологический калейдоскоп»

Кружок « Юный эрудит»

Шк9,





МОУ ДОД СЮН

Шк.9
Администрация школы №9,классные руководители шк. №19, шк.№2


Работники станции юннатов

Классный руководитель

3.Формирование качеств творческой личности.
Подготовка к празднику

Фестиваль национальной культуры


Изготовление поздравительных открыток


ДДТ


шк.№19,




МУЧ Д\С №8


Классный руководитель, работники ДДЦ

Администрация шк.№19 классные руководители шк№9, шк №2


Классный руководитель, воспитатели

4.Формирование культуры общения, поведения, чувств

Беседа «Кого можно назвать другом»

Экскурсия в ш/музей

Конкурс чтецов о профессиях

Посещение городской библиотеки

Школьный музей

Школьная библиотека

Работники библиотеки, классный руководитель.
Руководитель музея.

Библиотекарь шк.№ 9

Ожидаемые результаты:
В процессе реализации данной программы в области познавательных общих учебных действий учащиеся получают возможность совершенствовать:
- умение работать с информацией, осуществлять информационный поиск;
- логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения е известным понятиям.
В области коммуникативных общих учебных действий учащиеся получают возможность:
- совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствовать умения излагать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения;
- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог.
В области регулятивных общих учебных действий учащиеся получают возможность:
- совершенствовать способность понимания и сохранения цели деятельности, поиска оптимальных средств ее достижения;
- формировать и совершенствовать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленными задачами;
- совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности.
В области личностных общих учебных действий учащиеся получают возможность:
- формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину;
- развивать самостоятельность и ответственность, этические чувства;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
-формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Вывод: все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности. Посредством реализации данной программы происходит увеличение доли обучающихся охваченных проектно-исследовательской деятельностью.
Наблюдается:
- положительная динамика развития ключевых компетенций обучающихся,
- повышение доли учителей, транслирующих свой опыт в области применения современных технологий в условиях сетевого взаимодействия.
- рост достижений всех участников инновационного процесса в конкурсах, проектах, олимпиадах,
- повышение рейтинга школы в муниципалитете.
Данная модель эффективна при реализации внеурочной деятельности младших школьников и в дальнейшем может быть использована для среднего и старшего звеньев в связи с переходом на ФГОС ООО.




Схема 115