Развитие познавательных интересов и творческих способностей учеников на уроках трудового обучения


Развитие познавательных интересов и творческих способностей учеников на уроках трудового обучения



“Ум, сердце и руки - вот что нужно развивать в детях, как единое целое!”
Л. В. Занков.
Система обучения и воспитания должна помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создать благоприятные условия для их созревания. В системе Л. В. Занкова нет главных и второстепенных предметов. Каждый из них несет свою незаменимую функцию. Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, я, как учитель, мечтаю увидеть в каждом своём ученике, прежде всего доброго, отзывчивого, любящего всё прекрасное вокруг человека. Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. “ Тайна возбуждает творчество” – сказал А. Эйнштейн. Творчество всегда самодеятельно, успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и учителю, и ученику.
Одна из главных целей в моей работе с детьми - это научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех. Каждый урок - это исследование, это поиск. Дети учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Выполняется основная задача школы – разбудить мысль каждого ученика. В каждый урок включаю элементы проблемности, задания, активизирующие эмоциональный фактор, требующие самостоятельного поиска. Для расширения визуального ряда обучащихся на уроке использую компьютерные презентации, составленные по материалам урока.
Учить творчеству на уроках – это, прежде всего, учить творческому отношению к работе, воспитывать не потребителей, а активных строителей жизни. В основу моей педагогической деятельности заложена идея внедрения в практику трудового обучения таких приемов, которые бы развивали умственные и творческие способности обучающихся. Одной из главных задач воспитания всесторонне развитой личности есть подготовка к выполнению работы на творческом уровне. Надежный путь решения задачи - своевременное привлечение к творческой деятельности каждого человека.
Основные задачи трудового обучения я, как учитель, стараюсь внедрить в учебный процесс через призму работы над проблемой «Развитие познавательных интересов и творческих способностей учеников на уроках трудового обучения». Для учителя главное, научить обучащихся четко определять цель деятельности, выбирать наиболее рациональное и нравственно-оправданное решение, анализировать ход работы и результаты, извлекать уроки из временных неудач, преодолевать трудности. При этом внимание уделяется значительной доле выполнения практических работ обучащихся, которые реализуются методом индивидуальных и коллективных творческих проектов. Работа над творческим проектом оказывает на обучащихся большое воспитательное воздействие, активизирует конструкторское мышление, фантазию, способствует формированию технологической культуры, коммуникативных способностей, инициативы и ответственности. От того, насколько эта работа будет иметь мотивацию и заинтересованность обучащихся, зависит и результат обучения.
Для успешного овладения обучащимися современным содержанием учебного материала учитель старается привести процесс обучения в более тесное соответствие с основами учебного познания, с одной стороны, и с требованиями жизни и содержания – с другой.
Считаю, что способ организации учебной деятельности обучащихся выступает незаменимым развивающим и воспитательным средством. Так, организация учебно-воспитательного процесса в виде традиционного урока способствует формированию у обучащихся пассивной позиции, репродуктивного типа познавательной деятельности, поэтому стараюсь найти традиционному уроку альтернативу - сделать обучащегося субъектом учебной деятельности, обогатить его социальный опыт путем включения в совместную коллективную деятельность на уроке, готовить к самостоятельности и активному самообразованию.
Активно использую организационные формы разработки творческих проектов, которые несут важную воспитательную нагрузку, потому что они способны развить у обучащихся чувство ответственности, коллективизма, способность к лидерству, умение подчиняться другим в совместной деятельности.
Применяю нестандартные формы проведения урока (занятий). Нетрадиционные уроки провожу как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Уроки, посвящены конкретной теме, и для её раскрытия обучающимся нужно обладать определенным набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы.
Изучая инновационные технологии, я старалась систематизировать, совершенствовать и обогащать методы, организационные формы и дидактически - методические способы, которые решают указанную педагогическую проблему. Существуют разнообразные формы и методы работы по развитию познавательных интересов и творческих способностей учеников на уроках трудового обучения. Использую методы компетентно-ориентированного подхода к организации учебного процесса. Формирую у обучаемых личностную, социальную, поликультурную, информационную, самообразовательную, познавательную и творческую компетентности путем развития у учащихся умения решать проблемы, использовать собственный опыт, заниматься самообразованием, работать с различными базами данных, документацией, добывать информацию, иметь собственное мнение, понимать позицию других людей, принимать решения, уметь организовать свою работу, нести ответственность за поступки, работать в группах и т.д.
Применяю проектную технология для развития у обучающихся воображения, фантазии, творческого мышления, самостоятельности и других личностные качества; создания благоприятного психологического климата на уроке, стимулирования познавательной деятельности, формирования навыков презентации и само презентации, повышения мотивации к изучению предмета.
Использую групповые технологии, разноуровневый подход к изучению предмета, что способствует самосовершенствованию личности, развитию коммуникативности, мышления, интеллекта, расширению кругозора, взаимному обогащению и самостоятельному решению учебной задачи обучающимися.
Информационно-коммуникационная технология, которую также использую, развивает не только коммуникативные навыки, но и навыки работы с компьютерными программами.
Применяю игровые технологии для решения ряда задач:
– дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
– развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
– воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
– социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды.
Педагогика сотрудничества используется мною, чтобы научить учащихся работать по принципу: «делай, как я».
Интерактивные технологии применяю для осуществления обратной связи между учителем и учеником, активизации познавательной деятельности учащегося.
Также применяю технологию уровневой дифференциации обучения для развития личности ребёнка, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.
Основной целью работы учителя является формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями. Проблемное обучение, создание проблемных ситуаций способствует активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Я даю задания повышенной сложности, творческие задачи, которые требуют от учеников на каждом уроке хотя бы небольшого самостоятельного поиска, который включает в себя элементы проблемности: задачи на сравнение, на группирование, на самостоятельную проверку правильности уже выполненной задачи, на конструирование, на подбор по образцу, на распределение за парами.
Разрабатывая дидактические материалы, я использую разные варианты объединения или преобразование учебной информации, чаще всего - словесный и схематический. Словесная информация на уроках подается в виде: текстов учебников, описаний технологических операций в инструкционных карточках. Большинство задач для учеников связано с воспроизведением или анализом текста: прочитай, составь план, карту-схему, постав вопроса, сделай выводы, задача « Найди ошибку». Ученикам необходимо найти в предложенном материале описательного характера или инструкционной карте 1-2 ошибки. Ошибки могут быть разного характера (например, нарушен порядок технологических операций), но доступными для выявления учениками.
Такие задачи очень важные, так как приучают учеников работать с технологической документацией, оказывают содействие развитию самоконтроля в работе, формируют привычки внимательно и вдумчиво работать.
В кабинете собранна своеобразная картотека задач, инструкционных карт, и т.п. На уроках ученики работают с разными графическими изображениями технических объектов: чертежами, схемами, учатся их читать, составлять, использовать во время изготовления изделий. Разрабатывая дидактические материалы (карточки для опроса, тесты) я включаю в них задачи для работы со схемами, чертежами. Такие задачи развивают умение читать схематические изображения, оказывают содействие пониманию учениками связи между технологическим объектом (образцом) и его графическим образом. Много внимания я сосредоточила на письменных вопросах, которые используются для создания карточек-задач, тестов, кроссвордов.
На уроках также использую разнообразные нестандартные формы, типа: игра «Аукцион», кроссворды, конкурсы, проблемные вопросы и задачи, тесты, блеф-игры и много другого.
Новая программа по трудовому обучению построена на началах проектно - технологической деятельности, цель которой - разработка и создание учебно - творческого проекта. Проектный метод в школьном образовании ныне рассматривается как альтернатива классно-урочной системе, которая способна решать вопрос экономического, политического, социального развития государства. Все ученики проект выполняют самостоятельно: намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, действуют, сравнивают полученное с необходимым, корректируют деятельность. В процессе проектирования ученики приобретают новые знания, опыт, поэтому я считаю проектное обучение методом развивающего обучения, так как он выступает как элемент научного творчества учеников.
На своих уроках часто применяю творческие игры. Творческая игра способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, умение находить решения в нестандартной ситуации. “Не мыслями надобно учить, а учить мыслить”, - говорил Э. Кант. Для этого приучаю своих учеников видеть, чувствовать, развивать самостоятельность, инициативу, т. е. качества, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей. Надеюсь, что предложенные мной идеи, разработки, находки заинтересуют, прежде всего, начинающих учителей, помогут им в создании собственной методической системы, будут оказывать содействие повышению информационной насыщенности уроков трудового обучения.