Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся

ОБМЕН ОПЫПОМ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПО ТЕМЕ:


Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся

Десятый год я работаю над проблемой «Экологическое образование и воспитание на уроках химии и биологии».
Почему я выбрала эту тему? Во-первых, вопросы экологии актуальны на сегодняшний день, и не говорить о них нельзя, поскольку от их решения зависит судьба всего человечества. Во-вторых, эта тема интересна для детей. Парниковый эффект, глобальное потепление климата, кислотные дожди, накопление в почве токсичных металлов и пестицидов и т.д. «Что это такое? Как и почему происходит? Как избежать этого?», - вот вопросы, которые возникают у детей, когда они слышат о глобальных проблемах человечества. И наша задача – дать объяснения, и вместе с учащимися прийти к необходимым выводам.
Реализацию целей экологического образования я осуществляю разными путями.
Мною составлена программа «Экологизация курса химии». Каждая тема включает определенные аспекты экологического характера. Причем, в процессе обучения химии в 8-9 классах стараюсь сосредоточить внимание учащихся на проблемах защиты окружающей среды, на развитии представлений о взаимосвязи состава, свойств и биологической функции веществ, их двойственной роли в живой природе, на биологической взаимозаменяемости химических элементов и последствиях этого процесса для организмов. На завершающем этапе школьного обучения в 10-11 классах у учащихся создаются предпосылки для понимания таких экологических закономерностей, как цикличность и непрерывность процессов обмена веществ между составляющими компонентами биосферы.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся использую разные методические приемы и виды технологий.

Нетрадиционная форма проведения занятий.
Часто в работе использую игровые технологии, основная задача которых – повышение эффективности обучения за счет усиления интереса учащихся к предмету. Игра увлекательна. Она снимает накопившуюся умственную усталость, повышает оптимистический настрой школьников, сплачивает группу, сближает изучаемые на уроке вопросы с внутренним миром школьника и стимулирует учебную деятельность. Учитель, который часто использует на уроке элементы игры,- это обычно любимый учитель, а его предмет становится любимым предметом школьников.
Учебные игры позволяют в реальном учебном процессе смоделировать различные жизненные ситуации и отношения. Игра будит воображение учащихся, дает им возможность проявлять лучшие личностные качества, повысить рейтинг в социальной группе.
Уже на протяжении ряда лет провожу тематические ролевые игры:
8класс: «Охрана водоемов».
9класс: «Влияние диоксида серы на живые организмы», урок-практикум «Исследование сточных вод городских предприятий», урок-исследование «Серная кислота, ее воздействие на окружающую среду», урок смотр знаний «Кто хочет стать отличником» по теме «Металлы», урок-экскурсия «Экологическая инспекция на производстве», урок-путешествие на выставку «Химия в жизни человека».
10класс: урок-соревнование «Углеводороды и окружающая среда», «Суд над алканами», урок-путешествие «От мыла к синтетическим моющим средствам», урок-игра «В царстве углерода», интегрированная интеллектуальная игра «Бумеранг» .
11класс: пресс-конференция «Химия и окружающая среда», эрудицион «Свалка по имени Земля», урок устный журнал «Из чего сделана наша одежда».
Часто на уроках использую элементы игровых технологий, проводя игры-минутки, которые хорошо развивают фантазию, внимание и память учащихся, расширяют кругозор, способствуют приобретению новых знаний и умений («руки вверх», «найди ошибку», «угадай меня», «кто дальше», «двойняшки» и т. д.)
В целях закрепления и обобщения знаний по отдельным темам провожу семинарские занятия, конференции, которые повышают уровень развития учащихся, развивают самостоятельность, интерес к предмету, желание рассуждать, доказывать правильность высказанной точки зрения. Они совершенствуют умение анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, рецензировать ответы учащихся.
Большое внимание уделяю интегрированным урокам, которые позволяют выработать у учащихся навыки опережающего обучения, формировать у них целостное восприятие окружающего мира. Например, на уроке по теме «Вода – основа жизни на Земле», используя материал курсов химии, биологии, физики, географии, экологии и обобщая знания о воде, мы подводим учащихся к пониманию глобальных проблем современности, связанных с загрязнением окружающей среды, раскрываем роль воды в природе, жизнедеятельности, демонстрируем пути рационального использования водных ресурсов.
«Мышление начинается с проблемной ситуации» (С.Л.Рубинштейн).
Проблемное обучение – один из методов развивающего обучения, т.к. оно учит мыслить логично, творчески; позволяет сформулировать у учащихся не просто знания, а знания-убеждения, что является основой для формирования научного мировоззрения; формирует навыки поисковой и исследовательской деятельности; развивает интерес к предмету.
Например:
1) Почему при пропускании углекислого газа через раствор известковой воды раствор сначала становится мутным, а потом опять прозрачным? 2) Почему возможны аллотропные видоизменения элементов? 3) Почему раствор глюкозы дает реакцию «серебряного зеркала» и с гидроксидом меди (II) образует комплексное соединение ярко-синего цвета? 4) Фенол и его производные – ядовитые вещества, очень опасные для живых организмов; какие меры применяются для защиты окружающей среды от фенола и его производных?
Названия глав и параграфов стараюсь формулировать проблемно.
Например, «Зачем и как изучают вещества?», «Почему и как протекают химические реакции?», «Что такое химический элемент или как химики учились понимать друг друга?», «Энергия активации – что это такое?»
Также предлагаю детям сверхпроблемные задачи. Например:
Сколько приблизительно (+,- 10т) хлора попадает в атмосферу при одном старте «Шаттла», если при этом сжигается 987т твердого реактивного топлива, содержащего приблизительно 70% перхлората аммония (NH4ClO4)?
Сколько приблизительно баллончиков надо распылить, чтобы вызвать такое же разрушение озонового слоя, как при одном старте «Шаттла»?
Решение и обсуждение подобных задач может постепенно приучить школьников анализировать информационные потоки как в СМИ, так и в научной литературе.
Развивать интерес к предмету помогают и проектные технологии, которые воспитывают творческую и самостоятельную личность, способную к саморазвитию и самореализации.
Проектная деятельность требует постоянного контроля. Учащиеся должны сознавать, что создаваемый ими проект актуален, полезен, тогда он будет им интересен.
Тема «Химическое производство» сохраняет мощный образовательный и развивающий потенциал. Поэтому я предлагаю учащимся работу над такими проектами, как «Основы производства серной кислоты», «Производство аммиака цианамидным методом», «Производство аммиака нитридным методом», «Производство аммиака карбамидным методом» (№6/01, с.60-62).
С целью экологического воспитания учащихся 9 класса предлагаю тему проекта «Твердые бытовые отходы и их утилизация».
За последние годы обучения мои ученики работали над такими проектами, как «Влияние металлургического производства на состояние здоровья населения района», «Влияние бытовой химии на здоровье человека», «Причины минерального голодания комнатных растений и способы его устранения», «Рациональное питание (витамины и микроэлементы)» и др..
Модульная технология позволяет заинтересовать самых слабоуспевающих и безразличных к учебе школьников. Она предполагает самостоятельное достижение учащимися конкретных учебных целей в процессе работы с модулем во время урока, а также во внеурочное время.
Например: модуль «Полисахариды. Крахмал и целлюлоза»
УЭ – 1. Входной контроль
УЭ – 2. Физические свойства крахмала и целлюлозы, их нахождение в
природе и строение.
УЭ – 3. Химические свойства полисахаридов.
УЭ – 4. Подведение итогов урока.

Творческие задания стимулируют интерес учащихся к предмету, способствуют саморазвитию, самоутверждению, созданию атмосферы творческого сотрудничества между учащимися и в группах. Выполняя творческие задания, учащиеся осуществляют перенос знаний об основных изученных закономерностях, фактах и явлениях в область творческой исследовательской деятельности для решения новых проблемных задач.
Пример № 1: античные сооружения Акрополя в Афинах за время с 1960 по 1980гг пострадали от загрязнения воздуха больше, чем за 2,5 предыдущих столетия. Чем это объясняется?
Ответ: причина в том, что атмосфера Афин чрезвычайно загрязнена выбросами промышленных предприятий и транспорта. В воздухе содержится большое количество диоксида серы, которое окисляется до триоксида серы. Особенно быстро этот процесс идет в присутствие в воздухе небольшого количества соединений железа и марганца, которые катализируют эти процессы. Оксиды серы и азота реагируют и влагой и кислородом воздуха, образуются кислоты, которые воздействуют на мрамор древних статуй, барельефов и колонн, усиленно их разрушая. По этой же причине несколько лет назад из Летнего сада в Санкт Петербурге были убраны все подлинные статуи, являющиеся бесценными произведениями искусства, и заменены копиями.
Пример № 2: кислотность выше нормы могут иметь различные виды атмосферных осадков (дождь, снег, туман, роса). Главными кислотообразующими выбросами в атмосферу являются SO2, и оксиды азота. Назовите еще 2 вида кислотообразующих выбросов, их основные источники. Предложите способ обнаружения в воздухе вредных выбросов.
Ответ: первый источник – радикал хлора, образующийся за счет выбросов хим.предприятий, сжигания отходов, фотохимического разложения фреонов в атмосфере. При соединении с метаном они образуют газообразный хлороводород, который, растворяясь в воде, образует аэрозоль соляной кислоты:
Cl* + СН4 Н Cl + СН3*
Чтобы обнаружить Cl* применяют силикагель, пропитанный р-ром смеси КI и крахмала (крахмал дает синее окрашивание в присутствие Cl*).
2-ой источник – аэрозоль кремневой кислоты – образуется в воздухе за счет выбросов фтороводорода. Источник выбросов – производство Al и стекла.
Я разработала и опробировала систему творческих заданий по неорганической химии в 9 классе. В1четверти при изучении темы «Металлы» предлагаю уч-ся следующие темы для творческих работ (рефераты):
Роль Ме в развитии человеческой цивилизации
История одного Ме
Значение Ме и сплавов в современной технике
Использование Ме в искусстве
В течение месяца учащиеся разрабатывают эти или другие темы. Лучшие работы обсуждаем на конференции в конце четверти.
При изучении алюминия предлагаю тему «Этому Ме принадлежит будущее». Задание надо выполнить в течение недели в форме рекламного плаката или репортажа (по выбору уч-ся).
На уроке по теме «Железо, строение, свойства и применение» предлагаю 2 варианта творческих заданий. Можно написать сказку «Ме-труженик», в ней проследить и образно отразить значение железа в развитии человеческой цивилизации. Начало сказки может быть таким: «В некотором царстве, в некотором государстве у подножия горы Магнитной жил-был старичок по имени Железо, а по прозвищу Феррум. Жил он в ветхой землянке ровно 5000лет. Однажды..».
Предлагаю и другое название сказки: «В споре рождается истина». В ней учащиеся должны сравнить свойства железа и алюминия и рассказать о применении этих 2-х Ме. Вариант начала сказки: «Однажды на Всемирной выставке в Париже встретились Аl и Fe и давай спорить, кто из них важнее»

«Об уме человека легче судить по его вопросам, нежели по ответам»
( Ж. Левис )
Именно поэтому я придаю большое значение вопросительной активности учащихся. Умение ставить вопросы и отвечать на них способствует активации творческой мыслительной деятельности учащихся, и задача учителя заключается в том, чтобы научить задавать вопросы и создавать на уроке соответствующие условия, которые бы располагали к подобному роду деятельности.
Этому способствует использование учителем межпредметных связей, прикладного материала, дополнительных литературных источников, проведение конкурсов на лучший вопрос, выстраивание логических цепочек из серии заданных учащимися вопросов.
Наиболее значимы проблемные вопросы, поскольку они в большей мере активизируют мыслительную деятельность.

«Познание начинается с удивления». А что так не удивляет, как химический эксперимент. Он вызывает у учащихся неподдельный интерес.
Химический кабинет является творческой лабораторией учителя и ученика, где демонстрируется связь химии с жизнью, развивается интерес учащихся к этому предмету, идет подготовка их к осознанному выполнению практических работ. Химический кабинет является средством превращения знаний в убеждения, а, следовательно, он способствует формированию мировоззрения.
Занимательные опыты провожу уже в 5-6 классах (на предметных неделях) и в классах пропедевтики (7кл). «Фараоновы змеи», выращенные окрашенные кристаллы, миниатюрный «вулкан», «зимний пейзаж», «дым без огня» и т.д. – пробуждают интерес к еще неизвестному предмету.
Химический эксперимент должен заставлять ученика творчески мыслить, побуждать их к активному применению приобретенных знаний. Для достижения этой цели провожу проблемные опыты.
Пример №1:
Отношение растворов КВr, KI к р-рам FeCI3 и CuSO4
Растворение Ag (в виде «серебряного зеркала») в р-рах солей Fe (III)
Взаимодействие Мg с р-рами Al CI3, ZnSO4, NH4Cl
Проводя данный эксперимент, учащиеся устанавливают новые варианты процессов взаимодействия Ме с р-рами солей и р-ров солей друг с другом с учетом некоторых дополнительных факторов.
Пример №2:
Учитель демонстрирует опыт взаимодействия Li с р-ром CuSO4. Учащиеся наблюдают выделение Н2 и образование черного осадка, по их предположению CuO. На доске выполняется запись: Li + CuSO4 = Н2 + CuO
Возникает проблема. Почему? Это противоречит правилам.
Для решения проблемы выдвигается гипотеза о возможности протекания реакции активного Ме с водой в р-ре этой соли.
С целью обоснования гипотезы приводятся уравнения реакций:
2 Li +2Н2О = 2 LiОН + Н2 +Q
2LiОН + CuSO4 = Cu(OН)2 + Li2SO4
Это уже теоретические данные, которые обосновывают образование Н2 и Cu(OН)2. Но откуда взялся CuO? Учащиеся, проанализировав, делают вывод: энергия, выделяющаяся в 1 реакции, расходуется на разложение Cu(OН)2 = CuO + Н2О.

Решение задач.
Важнейшая задача, стоящая перед любым учителем, - научить детей применять полученные знания на практике. Дети должны уметь решать задачи, решать хорошо, с увлечением, составлять свои аналогичные задачи.
Для развития интереса к решению задач я предлагаю задания с нестандартными формулировками, связанные с жизнью. Они способствуют развитию любознательности, логике и ассоциативному мышлению, способствуют интеграции знаний, побуждают использовать дополнительную литературу.
Например: Молодая хозяйка повесила сушить бельё на железную проволоку, натянутую между стойками. Когда бельё высохло, она с ужасом обнаружила на чистом белье желтые полосы. Как объяснить появление полос на белье? Как можно избавиться от этих пятен?
Иногда прибегаю к использованию ситуационных заданий.
Например:
Для проведения опыта учителю химии требуется раствор гидроксида натрия , объёмом 50мл, с молярной концентрации 0,25моль/л. Как вы на месте учителя приготовили бы такой раствор?
Исследуя рисунок, составьте задачу на нахождение объёма выделившегося газа и решите ее.
Облегчает решение задач использование обобщающих таблиц, которые позволяют свести воедино исходные данные, результаты промежуточных и конечных расчетов.
Увидеть в химии инструменты творчества помогают изобретательские задачи.
Например: Зима. На открытых железнодорожных платформах лежит окаменевшее от холода минеральное удобрение. Как разгрузить такой состав? Нагревать груз непросто, потому что его много. Решите проблему.
Ответ: удобрение надо охлаждать, поливать жидким азотом, который затем превратится в газ и исчезнет.
Большой интерес у учащихся вызывают познавательные задачи
Например:
Какая связь существует между глюкозой и изготовлением елочных игрушек? Напишите соответствующее уравнение реакции.
В 1845г.нем.химик Христиан Шенбейн нечаянно пролил на пол смесь серной и азотной кислот. Машинально он вытер пол х/б фартуком своей жены. «Кислоты могут прожечь фартук», - подумал ученый и прополоскал фартук в воде, а затем повесил его сушиться над печкой. Фартук подсох, но вскоре раздался негромкий взрыв, и фартука не стало. Поясните, почему произошел взрыв. Напишите уравнение реакции.
Для развития мотивационной сферы учащихся иногда прибегаю к решению задач поисково-исследовательского и исследовательского характера.
Например: всем известно ощущение оскомины после обильного потребления кислых фруктов. При этом зубы становятся очень чувствительны к горячей и холодной пище. Можно ли избавиться от этого ощущения, если 2 раза в день чистить зубы фтористой зубной пастой? Подсказка. Состав зубной эмали близок к составу минерала гидроксилапатита СаОН(РО4)3 .
Большое внимание уделяю решению задач экологического характера, которые непосредственно ставят учащихся перед фактами антропогенного воздействия на биосферу.

Научно-исследовательская работа.

Исследовательский подход позволяет значительно эффективнее решать задачи развития творческих способностей учащихся, воспитания инициативности и активной самостоятельности в обучении, укрепления интереса к предмету и учебному труду. Поэтому этому виду деятельности я уделяю большое внимание, особенно при работе с мотивированными и одаренными детьми.
Мои ученики участвуют в областной научно-практической конференции «Старты в науку» (Бочаров Константин, 2005-2007г., тема «Тяжелые металлы и окружающая среда», награжден областной грамотой ).
Учащиеся 8,9 классов работают над темами «Изучение методов очистки сточных вод» (№8/02, с.68-70) и «Исследование токсичности бытовых веществ» (№9/01, с.70-72).


Элективные курсы.

Э.К. имеют не только теоретическую, но и практическую, общечеловеческую значимость, поскольку позволяют в процессе обучения на основании своих жизненных представлений и опыта проявлять творческую активность, обусловленную интересом к выбранной профессии.
Знания Э.К. формируют у учащихся осознанную потребность в самостоятельном поиске знаний, учат критически мыслить, развивают креативные способности, а также потребность в химических знаниях. Э.К.включают и практические работы, позволяющие закрепить полученные знания.

Так, учащиеся, выбравшие курс «Химия и природа», самостоятельно моделируют процесс образования кислотных дождей и анализируют их последствия, учатся определять вещества, содержащиеся в водопроводной воде. При изучении курса «Химия в промышленности» школьники экспериментально изучают различные виды коррозии и предполагают свои методы борьбы с ней, своими руками собирают гальванический элемент.
Программа Э.К. предусматривает проведение тренингов в разных формах: лекции-беседы, индивидуальные теоретические и поисково-исследовательские экспериментальные задания, семинары, работа с научной и справочной литературой. В процессе деятельности актуализируются различные способы познания химических явлений, развиваются химические способности, рефлексия, совершенствуется устная и письменная речь учащихся. Каждый курс заканчивается защитой творческих работ.

Использование компьютерных технологий позволяет значительно повысить уровень индивидуализации обучения и как следствие – глубину усвоения материала.
Использование на уроках электронных презентаций (Э.П.), интерактивной доски (мультимедийного проектора) более интересно для современных школьников.
Учитель дает тему и предлагает в качестве домашнего задания создать презентацию (не более 7-10 слайдов) и разработать к слайдам соответствующие комментарии.
При выполнении таких домашних заданий учащиеся осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, кратко выражать свою мысль.
Презентацию можно включить в объяснение учителя, при проверке домашнего задания, т.к. это требует не много времени. Зная, что работа будет востребована, учащиеся более серьёзно относятся к домашнему заданию.
Конструктивным подходом к процессу обучения является применинение WEB – квестов. Это – мини-проекты, основанные на поиске в Интернете. На этапе выполнения задания формируются исследовательские навыки, при поиске ответов развиваются критическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно. Организованная деятельность учащегося формирует круг его интересов и приоритетов при работе в Интернете.

Развитию мотивационной сферы учащихся способствует работа стенда «Экологический экспресс», материал которого отбирается и пополняется самими учащимися, использование кроссвордов в процессе обучения (позволяют мягко, непринужденно активизировать познавательную деятельность учащихся, способствуют повышению интереса к предмету, облегчают усвоение терминов, понятий и т. п.), систематическое проведение тематических викторин и, конечно же, создание лирического эмоционального настроя с помощью художественного слова, музыки, живописи:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода).


Мониторинг обученности учащихся показал, что вопросы экологии, рассматриваемые на уроках химии, повышают интерес школьников к предмету, о чем свидетельствует повышение качества знаний:


ГОД

Качество знаний

2004-2005
8класс – 36%
10класс – 51%

2005-2006
9класс – 41%
11класс – 55%

2006-2007
8класс – 38%
10класс – 52%

2007-2008 (1полугодие)
7класс – 59%
9класс – 33%
11класс – 52%







2008-2009 уч.год
Мухина Е.А.








13PAGE 15


13PAGE 14115