ДОКЛАД: «ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ В ГПД ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ.»


МБОУ « Атюрьевская средняя общеобразовательная школа №1»
ДОКЛАД:
«Формы и методы организации свободного времени в ГПД по развитию творческих способностей и познавательных интересов учащихся.»
Подготовила воспитатель:
Сиркина Т. А.

2016 г.

В последние годы в образовательных учреждениях группы продлённого дня являются одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития. Так как большинство родителей значительную часть времени заняты на работе, выбор ими для своих детей занятия в группе продлённого дня очевиден. Следовательно, перед группами продлённого дня стоят задачи воспитания личности ребёнка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья. Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Всё это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности. На развитие младших школьников влияют многие факторы жизни. Социальная среда, в которой они вращаются – это их семья, друзья, знакомые и не знакомые люди с которыми им приходится сталкиваться. Общеобразовательная школа, где они получают знания, а порой проводят в ней большую часть дня, как дети посещающие продлёнку. Школы дополнительного образования, где они удовлетворяют свои потребности в самовыражении. Всё это откладывает отпечаток на развитие ребёнка как личности. Каждый из нас должен вложить в наших детей свою часть знаний, умений и навыков, чтобы помочь школьникам правильно развиваться. Вложить в них крепкую основу для их дальнейшего и успешного продвижения по жизни. От того, как организована жизнь и деятельность ребёнка в группе продлённого дня, насколько правильно произведён отбор содержания, видов деятельности, её форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом. Я как воспитатель группы продлённого дня пытаюсь решать задачи развития своими способами, используя следующие виды деятельности: игры, конкурсы, праздники, викторины, воспитательные мероприятия, клубные часы. Так уж сложилась судьба, что более 18 лет я работаю воспитателем в группе продлённого дня с 1 – 4 класс. Кто может быть нежнее, сложнее, беззащитнее, чем эти дети? Вот и пытаюсь я в меру своих сил и способностей делать их жизнь интересной, содержательной, правильно организовать повседневность, наполнить каждые дни полезными мыслями и делами, маленькими победами и радостями. В нормативных документах сказано о том, что в группе продлённого дня главной является воспитательная работа, но я считаю, что без развивающих приёмов нельзя воспитать целостную личность. Поэтому я строю работу с детьми на параллели воспитания и развития. Не менее важен момент встречи детей с воспитателем и товарищами. Всегда стараюсь встретить детей с улыбкой, ласково обратиться к ним, тепло поздороваться, кому – то руку положить на плечо, расспросить их об успехах на уроках. Некоторые дети сами бросаются ко мне, обнимают, пытаются сесть мне на руки и крепче прижаться. Это внимание детей меня очень радует, а с другой стороны понимаешь, что они пытаются компенсировать недостаток заботы и ласки со стороны родителей. Поощряю хорошее взаимоотношение между детьми. Задача воспитателя группы продлённого дня состоит в том, чтобы не только занять ребёнка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые были бы интересны и полезны школьнику соответственного возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально. Обеспечивая целенаправленность, комплексность и непрерывность воспитательного воздействия на детей, я, как воспитатель группы продлённого дня стараюсь создавать в группе обстановку, благоприятную для развития каждого ребёнка и всего коллектива. Режим группы продлённого дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает внеурочную деятельность, самоподготовку, занятия по интересам, экскурсии, прогулки, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками. Особое место в режиме дня занимает самоподготовка, которая должна проводиться в одно и то же время. Целью самостоятельной работы на этих занятиях является выработка навыков самообразования, самовоспитания и способствование разностороннему развитию личности ребёнка. Продолжительность её не должна превышать нормы. Очень важно, чтобы большая часть домашних заданий выполнялась школьниками на продлённом дне. Основные требования к ученику в процессе самоподготовки: самостоятельность, прилежание, экономное использование времени. Под руководством воспитателя дети должны развивать самостоятельность, уверенность в своих силах, испытывать чувство гордости за проделанную работу. Во время самоподготовки воспитатель поддерживает необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить те знания, которые дети приобрели на уроках. Воспитатель должен побуждать ребёнка к самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые усилия, развивать мыслительные способности. Воспитателем ГПД должны быть предусмотрены развивающие занятия перед самоподготовкой, чтобы подготовить детей к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности (материалы на развитие речи, обогащение словарного запаса, тренировка внимания, памяти, закладывание основ творчества). В этом мне помогают следующие книги: В. Волина «Праздник числа», А. В. Ястребов, О. И. Лазаренко «Занятия в ГПД». Кратковременность таких занятий, своеобразных умственных гимнастик, требует чёткости и динамичности их проведения и обязательно в игровой форме. Наиболее приемлемая продолжительность таких занятий – 10 – 15 минут. Отдохнувшие, без признаков усталости и возбуждённости, дети легко включаются в умственную деятельность при выполнении домашних заданий. Особое внимание уделяю организации ежедневного отдыха детей на свежем воздухе, так как прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы. Стараюсь вывести детей на воздух в любую погоду. Если на улице сильный ветер или мороз, организую игры в спортивном зале. Стараюсь, чтобы прогулка принесла не только телу пользу, но и душе. Для этого я использую несколько видов прогулок. Игровая прогулка. Предлагаю детям несколько подвижных игр. Это хорошо знакомые детям игры, которые они по очереди учатся проводить сами, и новые, которые разучиваю с ними сама (не более 1 в неделю). Например, во время прогулки предлагаю детям хорошо знакомую игру «Третий лишний». Игра динамична, позволяет быстро удовлетворить потребность ребёнка в движении. В качестве отдыха предлагаю игру «Море волнуется». Разучиваем новую игру. Заканчиваем прогулку спокойной игрой на внимание типа «Капитаны». Спортивная прогулка. В основном провожу зимой. Пробежки, соревнования по метанию снежков в цель. В режиме работы группы продлённого дня в течение недели есть почти все виды прогулок (прогулка – наблюдение, прогулка – практикум, прогулка – экскурсия, прогулка – развлечение, прогулка – творчество). В свободное время все дети стремятся к игровой деятельности, так как игра для некоторых из них является смыслом жизни. В подвижных играх дети развивают в первую очередь свои физические способности; через сюжетно-ролевые игры они успешно осваивают элементы человеческой деятельности, а с помощью дидактических игр лучше усваивают и углубляют знания учебной программы. Во время, отведённое для игр, даю полную свободу выбора. Они группируются по интересам, а моя задача помочь детям определиться с игрой. Важную роль в развитии ребёнка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности, самосознания ребёнка. В группе продлённого дня ребята увлечённо играют и довольно быстро знакомятся друг с другом, меняясь ролями. Роль ведущего усваивается почти каждым ребёнком. Игры мы разучиваем спокойные и подвижные. Так, например, к спокойным играм относятся: «Доскажи словечко», «Угадай чей голосок», «Испорченный телефон», «Угадай, что я хочу сказать?», «Назвать предметы одного и того же цвета», «Съедобное - несъедобное», «Звериные детёныши» и многие другие. К подвижным играм можно отнести: «Третий лишний», «Кошки - мышки», «День и ночь», «Салки», «Пустое место», «Ловишки» и другие. Любимыми подвижными играми ребят группы продлённого дня на продолжении многих лет являются игры с мячом, со скакалкой. Подвижные игры – не только форма активного отдыха детей, но и средство приобщения ребёнка к здоровому образу жизни. Считаю целесообразным вовлекать детей в подвижные, эмоциональные игры и игры – соревнования, эстафеты, которые развивают у них смекалку, сообразительность, быстроту реакции, уменьшают скованность и эмоциональную заторможенность. Каждая игра выполняет определённые функции. Игра содержит большие воспитательные возможности, так как она всегда желанна. Игры создают большие возможности для развития организаторских умений и навыков ребят. Любая игра делает жизнь ребёнка богаче, расширяет опыт далеко за пределами того, что можно пережить в повседневности. Игры помогают ребёнку осваивать многие полезные функции, развивать способности и важные в жизни качества. Но главное, чему он учится в игре – это быть человеком. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создаётся радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе. Взрослым следует более внимательно подходить к игре, быть более терпеливыми. В своей работе я использую познавательные игры: игры- конкурсы, игры-путешествия, «Поле чудес», «Кто хочет получить приз» и другие; интеллектуальные: небольшие логические задания для детей. К ним относятся ребусы, кроссворды. На первый взгляд, кажется, что их выполнение не составляет трудностей для ребёнка. На самом деле они напрягают весь свой ум, силу, чтобы решить задачу, причём справляются далеко не все. Поэтому особенно важно подходить к детям очень индивидуально, учитывать уровень развития ребёнка, следует разнообразить игры по степени сложности, чтобы каждый воспитанник чувствовал свою значимость и мог проявить свой интеллект. Необходимо давать значительно времени для размышления, не спешить с ответом. Сюжетно-ролевые игры младших школьников имеют свои особенности. Так, например, они непродолжительны по времени и в них участвует небольшое количество человек. Мои воспитанники с удовольствием играют в игры: «Школа», «Магазин», «Моя семья», «Больница» и другие. Также общему развитию детей способствуют спортивные часы, беседы по ПДД и ОБЖ, уроки вежливости, развивающие игры, трудовая деятельность, которые помогают ребёнку жить в группе продлённого дня насыщенной, полной жизнью. В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя ГПД: добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально – творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, логически мыслить; умений находить зависимости и закономерности; способности к комбинированию, пространственного представления и воображения, способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания, хорошо развитой памяти. Эффективным средством развития творческих способностей младших школьников является – оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Оригами: учит детей различным приёмам работы с бумагой, таким, как сгибание, складывание; развивает способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера; стимулирует развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания. Складывая фигурки из бумаги, ребёнок концентрирует всё своё внимание на этом процессе. Занятия этим видом искусства являются психотерапией, которая позволяет отвлечься школьнику от повседневных уроков и забот, помогает тренировать память. Путём складывания бумаги по типу оригами можно получить различные виды игрушек – животных, птиц, рыб. Бумажные фигурки можно использовать при оформлении класса, для украшения новогодней ёлки и т. д. Основными направлениями деятельности воспитательной работы в ГПД нашей школы являются - эстетическое, патриотическое, экологическое, познавательное, спортивно-оздоровительное. Важное место в развитии личности ребёнка занимает нравственное воспитание. Через игру, чтение и обсуждение сказок, рассказов вместе с детьми рассматриваются такие ценностные категории, как добро, совесть, стыд, милосердие, великодушие. Дети любят эти занятия. Такая деятельность способствует формированию у младших школьников желания становиться лучше. Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста, поэтому в ГПД я провожу беседы о дружбе, а также занятия на темы «Культура общения и поведения». В одной связке с нравственным воспитанием стоит эстетическое, так как нашему обществу нужны люди, умеющие ценить красоту окружающего мира. Занятия проводятся в виде клубных часов. Младшие школьники узнают о музыке, живописи и т.д. Особое внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. Эти занятия перекликаются с уроками по окружающему миру. Трудовое воспитание – одна из важнейших сторон подготовки ребёнка к дальнейшему обучению, профессиональной деятельности в жизни в целом. В ГПД провожу профориентационную работу, беседы, выставки детских рисунков и поделок. Ежегодно оформляется выставка «Дары осени», на которой можно увидеть овощи необычной формы; букеты, которые составляют дети или вместе с родителями. В младшем школьном возрасте закладываются предпосылки для возникновения чувства патриотизма. Чтобы пробудить у ребят любовь к Родине, интерес к истории своей страны, понимание долга перед Отечеством, провожу беседы, экскурсии в сельский музей, знакомлю с рассказами о людях, чьи поступки служат примером. Клубные часы охватывают разные стороны жизни России в прошлом и настоящем: культурные традиции, военные победы, символы и святыни. Особое внимание уделяется истории нашей страны в годы Великой отечественной войны. Дети участвуют в школьном смотре строя и песни, митинге, посвящённом Дню Победы. На протяжении всей жизни человеку следует предоставлять выбор действий в определённых жизненных ситуациях, помогать формировать нравственный опыт. Воспитателю группы продлённого дня необходимо умело направлять деятельность детей, активно заполнять «свободное пространство». Проходя пути развития в начальной школе, ученики легче адаптируются, переходя в среднее звено. ГПД даёт детям многое: всестороннее развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучения, гармонично спланированный досуг, здоровьесберегающий режим, формирование социально - значимых навыков, общение со сверстниками. Работа современной ГПД основывается на принципах демократии, гуманизма и творческого развития личности.
Литература
1. Рахимов А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности.// Классный руководитель. 2011. №6. 2. А. В. Ястребов, О. И. Лазаренко. Занятия в группе продлённого дня. Начальная школа. Практическое пособие. АЙРИСПРЕСС 2005. 3. Е.М. Минских. Игры и развлечения в группе продлённого дня. Пособие для учителя. – М. Просвещение. 1983. 4. Т. И. Тарабарина. Оригами и развитие ребёнка. Ярославль. «Академия развития». 1996.