Урок по внеурочной деятельности для 4 класса «Бабушкин сундучок»


Урок по внеурочной деятельности для 4 класса «Бабушкин сундучок»
Тема урока: Бабушкин сундучок
Цель урока, ориентированные на развитие личности ребёнка: пробудить интерес к культурно-историческому наследию русского народа, к предметам старины, содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета и осознать ценность совместной деятельности.
Предметные цели:
- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка
- организовать деятельность учащихся по формированию навыков работы с различными информационными ресурсами
Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУД
- познакомятся с историей старинных вещей, с мифами,
- вспомнят какими могут быть рифмы и соберут «разорванный» текст стихотворения,
- приобретут опыт работы в группах,
- применят навыки работы с различными информационными ресурсами. 
Познавательные УУД: - включать действия исследования, поиска и отбора необходимой информации.
Коммуникативные УУД: - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, проявлять умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: - обеспечить младшему школьнику организацию учебной деятельности через- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий.
Личностные УУД: - проявлять взаимопомощь,
Межпредметные связи: - русский язык, литературное чтение, окружающий мир, ОРКСЭ.
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
Начало. Звучит русская плясовая «Барыня» (исп.А.Белоруков – балалайка) –mp3 Ребята встают парами – игра «Ручеёк». Вход через воротца «ручейка». В кабинете на первом столе стоит корзинка с самоцветами. Каждый при входе берёт один самоцветный камень. По цвету камней образуются четыре группы. Выбирают старшего в группе.
1.Игры с буквами и словами, мозговой штурм
На экране высвечивается анаграмма : ч у с о к н д у

На столах листочки - варианты определений для слова: Для 1группы - Тяжёлый напольный ящик для хранения вещей.
Для 2группы - Ёмкость под сказки у домовёнка Кузи.
Для 3группы - В древности - хранилище для приданого.
Для 4группы - Тара для клада.
Учитель: Посмотрите на анаграмму, прочтите запись на листочке. Что скажете?
Дети: Чудо, сок, досочку, чудно, судно…СУНДУК, СУНДУЧОК
2. Учитель: Слово отгадано: сундучок.
(Сопутствующее повторение) Почему сундучОк пишется через О?
Дети: Под ударением после шипящих и ц – пишем О.
Достаю и показываю сундучок.
3. Определение темы урока.
Учитель: Скажите – зачем нам этот сундучок?
Дети: Знакомство со старыми вещами. Представление жизни в прошлом. О Родине в прошлом. Поговорим о вещах бабушек…
На экране ТЕМА: БАБУШКИН СУНДУЧОК. На стол выставляю сундучок.

«Ручеёк» «Самоцветы» Работа в группах Сундучок
4. Поиск толкования слова СУНДУК. Работа с различными информационными ресурсами. 
Берут словари, работают в группах. Сообщения – зачитывают. Проецирую на доску.
Толковый словарь Даля`- 1группа.
Сундук -м. татарск. укладка, вольный ящик, с крышкою на навесках, обычно с замком, нередко, окованный и со скобами. Сундуки и коробьи - коренная русская утварь. Толковый словарь Ушакова – 2 группа.
Сундук -
Ящик с крышкою на петлях и замком, обычно окованный и со скобами, для хранения вещей.
Толковый словарь Ожегова – 3 группа.

Сундук - Тяжёлый напольный ящик для хранения ве-щей с крышкой на петлях и с замком. Кованый (обитый железом). Пол-ны сундуки добра. Уменьшительное – сундучок. Этимологический словарь Фасмера –
4 группа. Сундук -
укр. сунду́к,
др.-русск. сундукъ
Заимств. из тюрк.. sundǝχ «ящик, шкаф, коробка» synduqкрым.-тат., казанско-тат., казах. sandyk "ящик"
Вывод: сундук – ящик для хранения, предмет мебели
5. История сундука. Презентация ( автор – ученица)
Образцом русского сундука является  долбленое  кубло (свой дом, угол, жилище), в которых хранили приданное и другое ценное имущество…
… т.д.
6.Обобщение: последний слайд
Сундук – прадедушка всей мебели. За хранение ценной исторической информации ему поставили памятник в парке Кырлай.
II. ПРЕДМЕТЫ БЫТА
7. Знакомство с коробом и предметами быта старины.
Учитель: Один из родственников сундука – короб.
Что напомнило вам это слово?
Дети: Короб – коробка. Сказку «Маша и медведь»…
Учитель: Есть ли сейчас коробы?
Дети: Для белья в ванной, для игрушек, для хранения вещей.
Выдвигаю короб в центр. В коробе лежат старинные предметы. Их собирали несколько месяцев. Надо отгадать предмет, но не перечислением.
Игра: спроси меня.
Предмет не называть, а спрашивать. Например: Это деревянный предмет? Им гладят? Это еда? Это игрушка? т.д. Учитель отвечает: да или нет. По совокупности ответов называют предмет.
Из короба извлекаю утюг, ложку, самовар, подсвечник, прялку, веретено. Дети, участники поиска, рассказывают: кто владелец, как использовался предмет.

8. История прялки и веретена. DVD –фильм «Обыкновенная история. Прялка»
9. Работа по DVD, выявление понимания просмотренного
51549302421255- Какие части у прялки? (кудель – привязывалось к верхней части прялки лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена…)
- Что узнали впервые? (Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. Одна дева меряет жизнь, другая отрезает нить судьбы, третья, старшая, произносит слово судьбы. Предполагается, что изначально каждый день недели связывался с существом прядуще-ткущим, даже само название «сутки» однокоренное с глаголом «ткать» – «то, что соткано» (с’тки)…) lll. СОБЕРИ СТИХОТВОРЕНИЕ
10. Работа в группах
Учитель просит достать из конверта содержимое - полоски со словами или словосочетаниями.
Учитель: Что скажете? (какой вид работы нам предстоит?)
Дети: Нужно собрать текст. Наверное, про предметы из короба… или предметы старины
Учитель: Не просто текст, стихотворение. Посмотрите и прочтите начало
На экране:
1. Открываю бабушкин сундук,  В ожиданье сердце замирает,  На мгновенье, позабыв все вдруг, 
Окунуться в прошлое желает. 

Читаем вполголоса все вместе.
- Про что стихотворение?
- Какую подсказку видите? ( Перекрёстная рифма)
По расположению в стихотворении рифмы могут быть (сопутствующее повторение)
-парными (ААББ: рифмуются первая и вторая, третья и четвёртая строчки и.т.д.),
-перекрёстными (АБАБ: первая с третьей, вторая с четвёртой) или
-кольцевыми (АББА: первая рифмуется с четвёртой, вторая с третьей). Также рифмы могут отличаться по степени созвучности, наличию гласных/согласных букв (открытая, закрытая рифмы) и некоторым другим характеристикам.
Собирают четверостишья, прочитывают, проецирую.
Читаем все вместе «Бабушкин сундук»
Автор - Валентина Гурбаналиева
Строчки для каждой группы, разрезаны на полоски. Цифра «1» показывает начало четверостишья. Начало каждой строчки четверостишия выделено заглавной буквой.
кисет,  Ребята устанавливают слова с
Старая, с щербинками, выделенными окончаниями:
прогулка.  …кисет
Вмиг проносят нас …прогулка
В прошлое свершается ...лет
1.Шаль с кистями, вышитый …шкатулка
сквозь толщу лет,  Затем устанавливают связь с другими
шкатулка,  словосочетаниями.

Текст стихотворения собирают под управлением учителя.

2. (текст собран 1 группой)
Шаль с кистями, вышитый кисет, Старая, с щербинками, шкатулка, Вмиг проносят нас сквозь толщу лет, В прошлое свершается прогулка.  3. (текст собран 2 группой)
С фотографии тех давних лет Смотрят нам в глаза родные лица, В них вопрос, ну, как вы, всем привет, Благодатный свет от них струится. 
4. (текст собран 3 группой)
Прялку старую в руках я подержу, Как держала бабушка когда-то, И, закрыв глаза, на миг замру, Словно перед ней я виновата.  5. (текст собран 4 группой)
Закрываю бабушкин сундук, Со щеки смахнув слезу рукою, В тишине лишь слышен сердца стук, Да глаза наполнены тоскою...
11. Работа по тексту, выявление понимания прочитанного.
-От чьего имени ведётся повествование?
-Где и какие вещи названы автором? (сундук, шаль, кисет, фотографии, прялка, шкатулка)
-Как автор назвала этот просмотр вещей? (прогулка в прошлое)
-Почему «глаза наполнены тоскою» и слезами? (вспомнила близкого человека)
Объяснение слова «Щербинка». Словарь синонимов: вмятина, впадина, углубление, ямка, ложбинка, борозда, выемка, вогнутость.
Объяснение слова «Кисет». Мешочек или кошель.

Шкатулка с щербинками. Кисет.
IV. РЕЛАКСАЦИЯ
Что нового открыли для себя? Что хочется сделать самому? Какие предметы вы увидели впервые? О чём вы можете рассказать и показать?
V. Домашнее задание:
Познакомиться с пословицами, поговорками и приметами русского народа, связанными с сундуками, прялками, нитями. В библиотеке взять книгу, где в сюжете есть веретено, прялка, сундук. Можно читать в онлайн-библиотеке.
VI. Напоследок – озадачить.
Веретено, прялка, шитье и сундук — символы жизни и временности. Эти предметы встречаются в старинных сложных древних загадках.
1 загадка – на экране.
«Стоит дом в 12 окон.
В каждом окне по 4 девицы.
У каждой девицы по 7 веретён.
У каждого веретена своё имя».  (месяцы года, недели, дни недели)
2 загадка
«На осине сижу, сквозь клену гляжу, берёзу трясу»
( Эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.)
3 загадка
«Отцова сундука не подымешь,
матушкина столечника не скатаешь,
братнина коня не обуздаешь» (земля, снег, ветер)?
VII. Завершение.
Прошлое, настоящее и будущее всегда тесно переплетены. Нельзя смотреть в будущее, забывая о прошлом. Сохраняя традиции прошлого, мы сохраняем себя, свой народ, мы ощущаем себя частью большого народа.
Литература. ИнтернетресурсыМиллард Энн «История в школе и дома»:  М. «Росмэн» 1997
А.П.Рогов. Мир русской души.- М.: Терра – Книжный клуб, 2002
Толковые словари Ожегова, Даля, Ушакова. Словарь Фасмера
Стихотворение «Бабушкин сундук». Валентина Гурбаналиева http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post180791842
1 загадка http://www.fun4child.ru/1167-detskie-stikhi-zagadki.-god-i-mesjacy.html
2 загадка http://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post188803916/
3 загадка http://www.slova.ru/book_page/1/475.html
Фото Шкатулка с щербинками - http://forums-su.com/viewtopic.php?f=539&t=390685
Фото Кисет - http://www.forum-dom2.ru/showthread.php?t=4413&page=29
Фото сундуков в презентации – Яндекс: история сундука. Сундук - история появленияDVD «Обыкновенная история. Прялка.» mp4 (YouTube код: http://youtu.be/fVHxxHjEvXg )
Русская плясовая «Барыня» (исп.А.Белоруков – балалайка) –mp3 http://video.yandex.ru/users/el-gribk/view/7072/user-tag/балалайка/
Фотографии - авторские.