Авторская программа Социальная адаптация учащихся 5 классов в условиях средней школы


Авторская программа
«Социальная адаптация учащихся 5-х классов
к условиям средней школы»
Пояснительная записка
По окончании начальной школы дети уже имеют определенный запас знаний, поэтому представления их о пятом классе в основном совпадают с уже имеющимся опытом учебы. В реальности же ученики сталкиваются с совершенно новыми учебными условиями. Если раньше они знали только одного учителя или максимум 3-4 учителей, то теперь им приходится взаимодействовать с гораздо большим количеством педагогов, каждый из которых имеет свои определенные требования и установки, к которым нужно приспосабливаться, если ребенок планирует в дальнейшем успешно учиться.
У детей возникают трудности с восприятием большого объема информации, скоростью ее подачи, самоорганизацией, элементарной способностью ориентироваться в школе, чтобы найти нужный кабинет, и т.д.
В связи с этим необходимо создать условия для эффективной адаптации детей к условиями новой для них средней школы.
Цель программы: обеспечить учащимся 5-х классов безболезненный переход из начального звена в среднее звено средней школы, создать условия для их адаптации, оказать им психолого-педагогическую поддержку, предупредить потенциальные внутри- и межличностные конфликты, препятствующие гармоничному развитию личности.
Задачи: учитывать психологические особенности 10–11-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс; анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
Обязательной предпосылкой для достижения поставленной цели является тесное сотрудничество классного руководителя, учителей-предметников, психолога и родительского коллектива.
№ Наименование мероприятия срок ответственный
1 Организационная встреча с пятиклассниками, их родителями 1 сентября Классные руководители
2 Экскурсия по школе с указанием кабинетов, спортзала, столовой, мастерской, кабинета психолога и т.д. 2 сентября Классные руководители
3 Знакомство с учащимися, посещение уроков, наблюдение за поведением детей на занятиях и вне занятий, на переменах сентябрь психолог
4 Занятие «Первый опыт, первые впечатления» (беседа с детьми об их первых впечатлениях в среднем звене, симпатии, антипатии, анализ полученной информации, рекомендации классным руководителям и родителям) Вторая декада сентября психолог
5 Диагностика тревожности учащихся, их мотивации к учебе октябрь психолог
6 Занятие «Школа моей мечты. Мое место в ней» (сочинение, индивидуальные и групповые рисунки) Третья декада октября психолог
7 Психолого-педагогический консилиум по первичным итогам работы по преемственности Октябрь Психолог, классные руководители
8 Занятие «Школьные правила» (предлагаются различные ситуации, учащиеся предлагают варианты их решения, итог: уяснение правил поведения в школе»Октябрь психолог
9 «Идеальный ученик», «Идеальный учитель» глазами детей и учителей (каждый ученик, классный руководитель и учитель-предметник 5 класса создает модель идеального ученика и идеального учителя)
Анализ полученных моделей и обсуждение их с детьми, насколько модели соответствуют реалиям Октябрь Психолог, классные руководители, учителя-предметники
10 Интервью с учителем (работа в группах) Каждая группа определяет своего собеседника, проводит с ним интервью, впоследствии представляет презентацию своего учителя Октябрьпсихолог, классные руководители, учителя-предметники
11 Подготовка и проведение родительских собраний в 5-х классах Первая декада ноября Классные руководители
12 Психолого-педагогический консилиум по итогам работы по преемственности Первая декада ноября Психолог, классные руководители
13 Занятие «Мое свободное время» (беседа с детьми об осенних каникулах, о том, кто и как проводил свободное время, организация досуга и подготовки домашних заданийВторая декада ноября Психолог
14 Занятие «Наш класс» (упражнения на предмет информированности детей друг о друге, психологический микроклимат в классе, уровень сплоченности) Последняя декада ноября Психолог
15 Занятие «Конфликтные ситуации: как найти выход из них?» Первая декада декабря психолог
16 Занятие «Как управлять негативными эмоциями?» Вторая декада декабря психолог
17 Диагностика тревожности детей, их мотивации к учебе. Сравнительный анализ с предыдущими результатами Декабрь Психолог
18 Игра-конкурс «Самый дружный 5-й класс» ДекабрьПсихолог, вожатый
19 Психолого-педагогический консилиум по итогам работы с 5-классниками Третья декада декабря Психолог, классные руководители
20 Подготовка и проведение родительского собрания Третья декада декабря Классные руководители
В дальнейшем психолого-педагогическая поддержка учащихся 5-х классов будет оказываться на постоянной основе, с систематичным анализом состояния преемственности 5-х классов.
Ожидаемые результаты:
Отношения между учениками и учителями носят характер сотрудничества;
Психологический микроклимат в классе - теплый, благоприятный;
Межличностные отношения в классе основаны на взаимоуважении, доверии, чувстве ответственности за всех в целом и каждого в отдельности;
Классный руководитель находится в тесном контакте с родителями, поскольку о результатах каждого мероприятия касательно своего ребенка родители осведомляются на постоянной основе;
Имеется возможность вовремя выявить назревающий или уже назревший конфликт и найти путь его устранения;
Самоорганизация учащихся 5-х классов;
Будучи вовлеченным в жизнь классного коллектива, учащиеся незаметно для себя «вливаются» в жизнь школы, становясь ее активными участниками.