Урок окружающего мира Экскурсия в школьный парк «Осенние изменения в природе» (2класс).

Урок-экскурсия «Осенние изменения в природе».
Место проведение: рябиновая аллея.
Время проведения: период золотой осени.
Цель экскурсии: понаблюдать за осенней рябинкой, в пределах города. 
Задачи:
формировать умения наблюдать за осенними изменениями в природе; 
воспитывать бережное отношение к  родной природе.
развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Подготовительная работа к экскурсии. Беседа о правилах поведения, технике безопасности в природе.

ХОД ЭКСКУРСИИ
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
  Актуализация знаний учащихся.
– Ребята, зачем же мы ходим в гости к природе?
-Чтобы услышать пение птиц, любоваться ее красотой, насладиться свежим, душистым воздухом, раскрыть новые загадки природы. Учитель: - А кто помнит, как нужно вести себя в гостях у природы?
Дети вспоминают правила поведения в природе:
1. Не шуми и не тревожь обитателей леса. 2. Не рви цветы, не ломай деревья. 3. Не оставляй мусор в лесу. 4. Не разжигай костры.


1. В сентябре лето кончается, осень начинается.
2. Сентябрь холоден, да сыт.
3. От осени к лету поворота нету.
4. Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Загадки
Уж не солнце ль виновато,
Что висит на небе вата? (Облака.)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду,
Покуда он идет. (Дождь.)

Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала.
Солнышко застлала. (Туча.)

Без рук, без ног По полю скачет,
Под окном стучится,
В дом просится. (Ветер.)
Пришла пора – Опустели леса:
Листья опадают. Птицы улетают. (Осень.)

Понаблюдаем за погодой.
1. Какая сегодня погода?
2. Какое небо?
3. Какое солнце?
4. Сравните сентябрьские дни с летними.

Обратите внимание детей на краски осеннего парка и сравните их с красками летнего парка. Учитель и дети наблюдают за листопадом.
1. Что называют осенним листопадом?
2. Начался ли осенний листопад?
3. Как вы думаете, в какую погоду листьев облетает больше?
4. Почему?

Учитель обращает внимание детей на отдельные деревья и кустарники. Учит отличать деревья.
1. Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?
2. Какие лиственные деревья вы знаете?
3. Видите ли вы их в школьном парке?
4. Как выглядит их ствол?
5. Какую форму имеют их листья?
– Мы сейчас с вами стоим рядом  с деревьями. Посмотрите на них. Живые ли они? – Потрогайте листочки, погладьте стволы деревьев. Конечно, все живые. – Присмотритесь: на стволе и веточках видны малюсенькие дырочки, через них дерево дышит. Оно живое. Осенью  меняют цвет и отмирают только листья, потому что день не такой длинный и стало холодно.
Учитель и дети рассматривают цветущие травянистые растения в парке. Называют цветы, которые они видят.

Учитель обращает внимание детей на насекомых и рассказывает о них.
1. Каких насекомых можно увидеть в парке летом?
2. Много ли насекомых в парке сейчас?
3. Почему пропали насекомые?
4. Куда они делись?

К какому растению мы сейчас отправимся?
Весной зеленело, летом загорало, Осенью надела красные кораллы. (Рябина).

– К рябине у нашего народа отношение особое. О ней сложено много песен, стихотворений

Физкультминутка 1. «Часики». Стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивания прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 5 раз. 2. «Расти, как рябинка». Стойка, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у-х-х-х». Повторить 5 раз.
3. «Паровозик». Встать друг за другом и медленно, проходя  между рябинок, делать попеременные круговые движения руками, приговаривая «чух-чух-чух».
Учитель:
– Пока мы играли, рябинки приготовили задания. Разделитесь по группам и выберите себе каждый по рябинке и разойдитесь.( Возле каждой рябинке лежит пакет с заданием).
А теперь, ребята, попробуйте ответить на вопросы из карточек по группам.
1) Самостоятельная работа.
Задание дается всем группам  одновременно. Идет работа в группах (5 – 7 минут). После проверки работы каждой группы проводится игра.

Задание первой группе. – Посмотрите и скажите, на что или на кого похожи  рябинки?
- Красные, как костер. – Разноцветные, словно платок на плечи повесили, как девицы. – Сестрички в пестрых сарафанах. – Старушка кривая «нагнулась, будто что-то ищет».

– Присмотритесь внимательнее, а чем все рябинки похожи?
( Дети: - Тонкие стволы, хрупкие, ветвистые, все тонконогие красавицы, пестрые и т. д.).
- Действительно, рябина  – рябая, значит пестрая. От нее даже в глазах рябит.

Задание второй группе. – Рассмотрите листья рябины. Какого они цвета, формы? Вспомните, какие слова используют поэты при описании осенних листьев? -Красные, желтые, бурые, золотистые, пятнистые, расписные и т.д.
- Лист рябины очень сложный, похож на целую ветку с несколькими, расположенными друг против друга листочками. Каждый листочек с зубчиками и более овальный.

2) Игра «Летят листья»
Дети двигаются по дорожке. По сигналу ведущего «Листья 2!». Дети встают парами и передвигаются до определенного сигнала.  Подается новый сигнал «Листья 3!». Дети разбиваются на тройки и продолжают движение.

– Научное название рябины означает «ловящая птиц». Уже с ранней осени тяжелые кисти круглых оранжевых и красных ягод привлекают к себе птиц. Древесина у рябины твердая, блестящая и очень ценная. Используется чаще всего для изготовления колес. Материалом для поделок служат засохшие ветви и корни деревьев.

Задание третьей группе. – Рассмотрите ягоды рябины. Как вы думаете, почему так говорят, что осенняя рябинка похожа на новогоднюю елку?
– Ягоды, как шарики на елке. – А еще ягоды рябины похожи на маленькие яблочки.
- Снизу у каждой ягодки рябины, словно вырезанное, пятиконечное отверстие, издали кажущееся черной точкой. Оранжево-красные гроздья плодов остаются на деревьях на всю зиму, так, как плоды собирают после первых заморозков. Из них варят варенье, делают начинки для конфет. Недаром говорят, в сенокос горька, а в мороз  сладка. Ягоды рябины очень богаты витаминами и широко используют в медицине. 23 сентября носит название – рябинник. В этот день начинали сбор урожая рябины. Но не всю рябину срывали, часть ягод дроздам да снегирям оставляли.
– Как вы думаете, почему? (Дети: - Для подкормки птиц). – А как мы поступим, будем заготавливать для птиц или оставим ее на деревьях?
(- Оставим, т. к. ягодами рябины питаются многие животные: дрозды, свиристели, снегири, вороны, лисицы, зайцы).

4) Игра «Скорый поезд»
Играют две команды. В 3–4 метрах от команды ставят рябиновые веточки. По команде игроки быстрым шагом направляются к веточкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки и вместе они снова проделывают тот же путь и т.д.

IV. Итог экскурсии
– Ну вот, мы и побывали в гостях у рябинки. Что же интересного вы узнали?

(Учитель: – А на прощание она просит нас написать сочинение – миниатюру «Мои наблюдения в осеннем парке» и нарисовать ее осенних подружек.

- Давайте посмотрим друг на друга. Какой подарок подарили нам всем рябинки?
(Розовые, румяные щечки). – Почему? (Свежий воздух укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив).
– Поблагодарим рябинки за ту красоту и радость, которыми они щедро поделились с нами.

Завершая экскурсию, учитель оценивает поведение детей в природе, благодарит их за помощь в работе.