Конспект занятия для старшей группы на тему Кружево

НОД для старшей группы «Кружево»
Здравствуйте, ребята! Какие вы взрослые, серьезные. Давайте с вами поздороваемся, но только не обычно, а так, как это делали в старину наши бабушки и дедушки. (Поклон с рукой) Здравствуйте! Молодцы!
Ребята, а вы знаете, какой сейчас месяц? Правильно, февраль. А в старину февраль называли снежень, лютень. Как вы думаете, почему? ( Потому, что снегу много) А лютень? От слова лютый – значит сердитый, злой. крепкие морозы в феврале – лютые, злые. Вот почему этот месяц так называли. Послушайте стихи про февраль:
Под февральскую метель
зайчики не спят,
И в накидках кружевных
Елочки стоят
А что это за кружевные накидки, вы знаете? А у меня тоже кружевная накидка – посмотрите. Значит, в таких накидках стоят елочки в лесу? Нет, они в снегу, просто ветер кружит снег и набрасывает его на деревья, словно накидки. (Набрасывает свою накидку на кого-то из детей) И деревья стоят в снегу, а поэту, который написал эти стихи, показалось, что деревья как будто в кружевных накидках. Посмотрите, пожалуйста, правда, похоже? (показывает детям картинки с изображением зимнего леса) Красиво? А вот кружева (показывает кружева) Посмотрите, какие они красивые! Что они вам напоминают? (Узоры на окне, снежинки) А вы знаете, как делают кружева? Давайте, я вам покажу. (Показывает подушку с коклюшками) Вот на таких подушках долгими зимними вечерами плели русские кружевницы свои узоры. Перебирали коклюшки, и на подушке появлялись кружевные цветы, деревья, птицы, снежинки. ( Показывает картинки с мотивами и элементами кружева) Трудно ли делать кружево? Да. Это очень долгий, кропотливый труд – нужно быть очень внимательным и аккуратным, чтобы следить за узором и не ошибиться. Но зато какие красивые получаются вещи! Посмотрите на наши картинки(зимний лес) Вам ничего не напоминает? Кружево. Да, и мне так кажется. Но мы с вами кружево плести не умеем, а так хочется сделать такой красивый белоснежный узор. Что же мы придумаем? (Нарисуем) Давайте. (приглашает к столу. На столе только клеенки, кисточки и стаканы с водой). Чтобы наши ручки и пальчики были готовы к работе, давайте их потренируем. Берем в руки кисточки.
Ты, коклюшечка, крутись,
Кружево – плетись-плетись,
Чтобы был узор у нас
Очень-очень высший класс!
Кисти с красками возьмем,
И водички наберем,
Нарисуем зимний лес,
Полный сказочных чудес.
Ну вот, ручки и пальчики наши готовы к рисованию. Давайте подумаем, что же нам понадобится? (Бумага, краска) А какой краской мы с вами будем рисовать? Черной? (нет, белой) (Воспитатель показывает белый лист бумаги) Но на белом листе у нас не будет видно красивые снежные узоры. (Тогда возьмем черную бумагу) А может быть, мы нарисуем поздний-поздний зимний вечер? Тогда небо у нас будет какого цвета? (Темно-синее) Да, вот такое. (показывает темно-синий лист бумаги) Будет ли видно на такой бумаге наши белые узоры? Да. Тогда у нас все получится! Вот, посмотрите, пожалуйста, как я хочу нарисовать. (Прикрепляет лист на мольберт) Сначала я возьму краски и нарисую снежные шапки у деревьев. (Рисует контур деревьев) Скажите, какая у меня получилась линия? (Толстая) да, много снега насыпало на деревья. А еще у деревьев есть ствол (Рисует ствол) Он тоже какой? Толстый. А веточки будут такие же толстые? Нет. Веточки будут тоненькие. А теперь начинается кружевное волшебство. От каждой ветки расходятся в стороны тоненькие веточки – смотрите, совсем как кружево. Как нарисовать такие тонкие линии? Нужно брать краску понемногу и рисовать легонько, самым кончиком кисточки. Это моя картина. А как вы представляете зимний лес, одетый в кружевные накидки? (Раздает листы, ставит баночки с краской) (Дети рисуют). Как красиво получилось! Посмотрите, пожалуйста, мне кажется, во всех наших работах чего-то не хватает. Внизу много пустого места. Что же делать? Дорисовать. Но веточек у деревьев внизу нет. Давайте здесь украсим наш лес кружевными узорами. (Раздает карточки с узорами) Попробуйте нарисовать такие узоры и украсить наш зимний лес.
(Дети рисуют) Как красиво! Просто чудо! Я предлагаю устроить вернисаж. Кто знает, что это такое? Это выставка картин. Давайте сделаем так: те ребята, которые считают свои картины готовыми, могут отправить их на выставку (показывает стол, куда раскладывать), а может быть, кто-то еще не закончил, или считает, что у него не совсем получилось. Тогда можно дорисовать вечером или дома, а потом тоже поставить на вернисаж. Пожалуйста, кто готов участвовать в вернисаже – кладите свои работы сюда. (Раскладывают картины на столе, обсуждают)
Вот какая у нас получилась выставка замечательная. (Если кто-то не сдал работу: «Ты еще не закончил? Хорошо, когда твоя работа будет готова, то ты тоже поставишь ее сюда, на вернисаж, и все ребята полюбуются твоим зимним лесом).
Что же мы с вами нарисовали? Лес. А какое искусство нам в этом помогло? Кружево. Мы с вами увидели, что зимний лес похож на кружево и узнали как его плели. Как с вами хорошо, но мне пора. Давайте с вами попрощаемся тоже по-старинному. (Поклон с рукой) До свиданья!


15