Опыт работы по формированию коммуникативных УУД в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Формирование коммуникативных УУД в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности.
_______________________________________________________
( обобщение опыта работы учителя начальных классов МБОУ « Гимназия №1 Лашковой Анны Валерьевны)

« Твёрдые знания и понимание получены обществом через общение , деятельность и взаимодействие путём решения значительных проблем и задач»( Л.С.Выготский)

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью , способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание». («Концепция модернизации Российского образования»)
Одна из самых важных задач современного начального общего образования - формирование и развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Качество усвоения знаний в соответствии со стандартами образования определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.
Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с ускорением темпов развития общества возрастает потребность в людях, способных к любым изменениям, нестандартно и качественно решать существующие проблемы, и, как следствие, появляется необходимость подготовки обучающихся к жизни в быстро меняющихся условиях. Наиболее явным на сегодняшний день является требование к возможности человека мобильно переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро и успешно овладевать новыми знаниями, умениями, способами действий.

Новизна опыта заключается в том, что на сегодня эффективность развития коммуникативных УУД учащихся повышается , если в основу обучения положена интеграция урочных и внеурочных занятий учащихся.


Планируемый результат
Я планирую, что в процессе формирования коммуникативных УУД через различные методики и приемы, младшие школьники, находившиеся на низком уровне сформированности коммуникативной успешности, перейдут на более высокий итоговый уровень. Число школьников, на уровне сформированности коммуникативной успешности ниже среднего, уменьшится по всем параметрам. Количество младших школьников, находившихся на среднем и высоком уровне, увеличится.
Прогноз ожидаемых результатов: повышение уровня качества знаний; создание условий для разностороннего развития личности; формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности; активизация мотивации к обучению.
Результаты своей работы я вижу в динамическом росте, развитии и совершенствовании коммуникативных компетенций моих учеников.
Для повышения эффективности процесса освоения младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных умений необходимо создание таких педагогических условий, при которых учащийся вынужден занимать активную личностную позицию и наиболее полно раскрываться как субъект учебно-воспитательной деятельности. А именно: организация совместной деятельности школьников на уроке и во внеурочной деятельности, использование проектных форм работы, создание атмосферы сотрудничества, взаимоуважения, творчества.
Коммуникативные УУД занимают особое место в комплексе универсальных учебных действий. Этому есть целый ряд оснований.
Во- первых, от умения адекватно воспринимать и корректно передавать информацию во многом зависит эффективность и качество активной мыслительной деятельности учащихся.
Во-вторых, уровень коммуникационных навыков, сформированность умения работать с разными видами информации оказывает существенное влияние на успеваемость ученика.
В-третьих, без определенного уровня сформированности коммуникационных умений и навыков невозможно наладить успешное сотрудничество и взаимодействие учащихся, что не позволит сформировать личностные, регулятивные и познавательные умения.
И, наконец, коммуникативные УУД необходимы детям не только в учебной работе. Уровень коммуникативных навыков, приобретенный ребенком в учебной деятельности, оказывает влияние на его успешность во всей последующей жизни . Приобретая умение вступать в диалог, принимать участие в совместном обсуждении проблем, обосновывать собственные высказывания, точно формулировать свои идеи, принимать мнения других людей, ребенок формирует базу для успешного взаимодействия в социуме в течение всей последующей профессиональной и личной жизни.
Следовательно, формирование умений коммуникационного блока, должно стать первостепенной задачей каждого педагога. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми .
Коммуникативные УУД включают следующие виды действий:
1) организация учебного взаимодействия с педагогом и учащимися – постановка цели, распределение ролей, выработка способов кооперации;
2) формулировка вопросов – активная совместная деятельность в процессе поиска и сбора информации;
3) разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка различных способов разрешения конфликта, реализация того или иного способа, анализ результатов, формирование способности к конструктивному разрешению конфликтных и проблемных ситуаций;
4) регулирование действия партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
5) речевые умения: способность точно и корректно формулировать свои идеи согласно задачам и условиям взаимодействия; овладение монологической и диалогической формами речи согласно грамматическим и синтаксическим нормам русского языка .
Коммуникативные УУД связаны не с содержанием обучения, а с методами организации учебно-воспитательного процесса, поэтому для их формирования необходимы средства и методы, отличающиеся от освоения предметных знаний.
Присвоение (интериоризация) коммуникативных УУД происходит путем включения ребенка в различные формы деятельности с последующей рефлексией своих действий.
Предметные знания и умения при этом составляют необходимый содержательный материал, при освоении которого одновременно проводится работа по формированию коммуникативных УУД.
Уровни освоения коммуникативных универсальных учебных действий младшими школьниками:
I уровень – высокий (творческий)
Сознательный интерес ребенка к общению, понимание необходимости межличностного взаимодействия; ученик умеет договариваться, убеждать в процессе совместной деятельности; критически оценивает результаты совместного общения, находит выход из проблемных или конфликтных ситуаций.
II уровень – выше среднего (продуктивный):
Ребенок понимает важность общения в жизни, но его интерес к межличностным взаимодействиям ситуативен; проявляет самостоятельность в общении, но недостаточно инициативен; не всегда может критически оценить результаты общения, часто испытывает затруднения в поиске выхода из сложных коммуникативных ситуаций.
III уровень – средний (адаптивный):
Ученик не всегда проявляет понимание необходимости общения в жизни, не показывает устойчивого интереса к нему как к процессу межличностного взаимодействия, не стремится договориться с партнёром; самостоятельно не способен оценить результаты общения, почти никогда не справляется с трудными ситуациями.
IV уровень – низкий (близко к репродуктивному)
Ученик за редким исключением не проявляет понимания важности общения в жизни, показывает отсутствие осознанного интереса к нему как к процессу межличностного взаимодействия ; не самостоятелен в общении, не умеет договариваться и убеждать в процессе совместной деятельности; почти никогда не проявляет ответственности в общении, не оценивает результаты общения даже по требованию взрослых, не проявляет попыток поиска выхода из трудных ситуаций.
Коммуникативные УУД - необходимо формировать не только на уроках , но и во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность- совокупность всех видов деятельности школьников , в которой , в соответствии с основной программой начального общего образования ,решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов ,формирования универсальных учебных действий школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность , осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости; сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.
Для того, чтобы повысить уровень развития УУД и творческий потенциал учащихся, эффективным способом является интеграция урочной и внеурочной деятельности.
Интеграция способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе взаимосвязанных предметов ,одновременно помогая классифицировать полученную информацию по различным областям знаний . В связи с введением ФГОС при организации внеурочной деятельности я столкнулась с рядом проблем : недопонимание значимости внеурочной деятельности и её связи с урочной деятельностью , отсутствие опыта организации данной деятельности.
я наметила для себя некоторые пути в организации занятий внеурочной деятельностью:
На занятиях внеурочной деятельностью должна осуществляться преемственность содержания урока и внеурочного занятия . Знания ,полученные на уроках ,умения и навыки ,приобретённые в учебной деятельности ,закрепляются и находят практическое применение во внеурочной деятельности и наоборот: опыт, приобретённый во внеурочной деятельности ,находит теоретическое обоснование и практическое применение в учебной деятельности.
Занятия внеурочной деятельностью нацелить на формирование УУД.
С этой целью в рабочих программах внеурочной деятельности сформировать планируемые результаты ( личностные, познавательные, регулятивные ,коммуникативные УУД).
В рабочие программы по предметам ввести раздел: «Элементы дополнительного содержания».
В целях просветительской работы принять участие в семинаре по теме «Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности»


Структуру и содержание внеурочной деятельности определяют:
Программа дополнительного образования МБОУ «Гимназия №1»;
Образовательные программы учреждений культуры и учреждений дополнительного образования;
Программа воспитательной работы класса.

Партнёры взаимодействия:
НГХМ( Нижегородский Государственный Художественный Музей);
Музей им.Пушкина А.С. ( филиал «Болдино») ;
Музей А.М.Горького
Библиотека им .Жуковского;

Литературное чтение
Конкурсы чтецов, театральные постановки, библиотечные уроки, беседы о писателях и поэтах, встречи с писателями и поэтами, конкурсы творческих работ, экскурсии в литературные музеи города ,

Русский язык
Олимпиады, викторины, конкурсы, кружок «Умники и умницы», кружок « Школа развития речи», цикл экскурсий в НГХМ , конкурсы отзывов о спектаклях,

Математика
Олимпиады, викторины, конкурсы, «Умники и умницы»

Окружающий мир
Олимпиады ,конкурсы , викторины , социальный проект краеведческой направленности « 800+»

Технология
Творческие конкурсы ,выставки.



Важнейшими средствами формирования коммуникативных УУД
младших школьников являются:
1) монологическая и диалогическая речь;
2) постановка вопросов;
3) диалог;
4) психологические коммуникативные тренинги;
5) организация групповой работы школьников;
6) организация проектной деятельности учащихся.
Выделенные средства требуют внедрения в процесс обучения специфических форм, способствующих их полноценной реализации и как следствие, являющихся эффективным способом формирования коммуникативных УУД младших школьников.
С целью формирования монологической речи, умения задавать вопросы и адекватно строить диалог я использую в своей работе зарекомендовавшие себя как высокоэффективные педагогические средства:
1) организация диспутов и дискуссий;
2) организация коллективных проектов.
Развитие коммуникативных способностей невозможно без систематического использования такой формы учебного сотрудничества, как разнообразные дискуссии. Именно дискуссия помогает ребёнку сформировать свою точку зрения, отличить её от других точек зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели .
Важной формой ,применяемой мной ,как в урочной ,так и во внеурочной деятельности в контексте формирования коммуникативных УУД является организация проектной деятельности учащихся. Для проектной деятельности характерно совместное планирование деятельности учителем и учащимися. При этом необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть получены самими учащимися в ходе самостоятельной деятельности. При этом изменяется роль учителя из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с учениками, способствуя переходу к реальному сотрудничеству, кооперации в ходе овладения знаниями .
Большой потенциал коллективных проектов в формировании коммуникативных УУД обусловлен тем, что участие в проекте мобилизует потенциал всех способностей школьника. Это не только обмен информацией и организация совместных действий, но и ориентировка в эмоционально-психологических потребностях партнёров по совместной деятельности.
Проектная деятельность значительно расширяет спектр коммуникативных возможностей школьников , так как учит детей работать с информационными источниками, в том числе с людьми, позволяет группе в ходе совместной работы критически оценивать свои ресурсы, условия выполнения задания, равномерно распределять общую групповую работу на всех участников, дает возможность сравнить свою работу с другими и оценить результат своей деятельности, формирует у каждого ученика ответственность за полученный в проектной работе результат .
Средством формирования коммуникативных УУД школьников в урочной и внеурочной деятельности является организация групповой работы, которую активно применяю в своей деятельности. Еще во второй половине прошлого века была создана модель обучения, основанного на учебном сотрудничестве учеников. Честь создания этой модели принадлежит Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову, а также их последователям: В.В. Рубцову и Г.А. Цукерман.
В современной школе идея организации групповой работы как важного средства формирования коммуникативных УУД младших школьников не утратила своей актуальности. Мною применяются такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, создание проблемной ситуации и ситуации учебного конфликта, а также обсуждение участниками способов своего действия, организация дискуссий. В ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем.
В результате применения групповой формы работы не только возрастает глубина изучаемого материала, растет познавательная и творческая самостоятельность учащихся , но и формируются необходимые для плодотворного сотрудничества коммуникативные качества :
- возрастает сплоченность класса,
- меняется характер взаимоотношений между детьми, дети
согласовывают свои действия, учатся делать выводы по предметному
содержанию,
- формируется монологическая и диалогическая речь;
- возрастает навык бесконфликтного взаимодействия;
- развивается умение начать и поддержать дискуссию.
Все эти результаты оказывают выраженное позитивное воздействие на формирование коммуникативного блока универсальных учебных действий.
Я в своей деятельности активно применяю работу в парах и работу в малых группах.
Групповые формы работы я использую на разных этапах урока и во внеурочной деятельности:
- этап актуализации знаний (при выполнении устной работы);
- этап закрепления и повторения знаний (при проведении
самостоятельной работы);
- этап приобретения новых знаний (постановка проблемных ситуаций);
- при подведении итога урока (при выполнении обобщений и
формулировки выводов)
На уроках и во внеурочной деятельности я применяю следующие приемы групповой работы, являющиеся эффективными способами формирования как познавательных, так и коммуникативных компетенций младших школьников:
«Мозговой штурм» - используется для генерации идей ,каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы».
« Снежный ком»- это работа в группе ,которая начинается с решения индивидуального задания. Все участники получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирают лучшее. В конце все учащиеся попадают в одну группу .На этом этапе уже не происходит обсуждение решений ,группы делают доклады о своей работе.
«Охота за сокровищами»- это работа в группе, которая организуется следующим образом: учитель составляет вопросы, требующие как знания фактов, так и осмысления и понимания ,учащиеся или группа должны ответить на вопросы ,используя ресурсы интернета ,дополнительной литературы.
Методика « вопрос- ответ» - это разновидность простого собеседования ,отличие состоит в том ,что применяется определённая форма постановки вопросов с участниками дискуссии – диалога.
Методика «обсуждение вполголоса». Данная методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах , после чего проводится общая дискуссия , в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает её лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.
Методика «Эстафета»- каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным.
На основе последней методики построена игра « Продолжи», в которой ученики выполняют задания разного рода группой по цепочке.
Организация совместной продуктивной деятельности позволяет создать благоприятные условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, а, следовательно, коммуникативной и социальной компетенций учащихся. Так родилась идея создания творческих проектов, объединнных темой «Музей и школа». Была изучена тематика лекций музеев города, соответствующая возрастным особенностям учащихся младших классов. Затем программа совместной работы с музеями выстраивалась таким образом , что лекционные часы ,либо предшествовали изучению определённых тем учебной программы ,либо являлись завершающим этапом работы по теме , разделу.
Важнейшими условиями организации совместной продуктивной деятельности являлись :
Последовательная смена совместных форм работы учащихся с учителем, экскурсоводом музея и учащимися в учебном процессе по мере усвоения учениками новых задач и способов действия,
Ориентация каждого ученика на творческую деятельность с самого начала усвоения материала.
Ориентация с самого начала обучения на получение нового социально значимого продукта деятельности.
Максимальная актуализация и привлечение личного опыта учеников как в сфере знаний, представлений ,умений и навыков в учебном предмете, так в сфере межличностного общения.
Многообразие форм совместной деятельности, планируемых в соответствии с возрастными и индивидуально- психологическими, личностными особенностями учащихся при сохранении общего принципа утверждения норм взаимного уважения, равенства и сотрудничества всех участников .

Каждый из разработанных проектов имеет свои цели и задачи, содержание и результат. Но можно определить общее для всех.
Цель: формирование ключевых компетенций учащихся.
Задачи:
формировать навыки исследовательской деятельности
развивать творческие способности учеников, познавательную активность
учить умению анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности
воспитывать интерес к творческому взаимодействию при совместной работе

Время работы над каждым проектом – от 2 до 4 месяцев
Режим работы: использование учебных часов (уроков чтения, русского языка, ), внеурочных занятий .
Этапы работы:
1.Погружение в проект
- определение проблемы, цели проекта, задач.
2. Планирование
3. Осуществление деятельности
4.Обработка и оформление результатов проекта
5.Обсуждение полученных результатов. Рефлексия по вопросам:
Чему я научился? Чему мне необходимо научиться? Что получилось?
Что не очень? Над чем нужно поработать ещ?
Творческий проект « Научись видеть прекрасное» ( совместно с НГХМ )
Цель проекта: Сформировать представления о видах изобразительного искусства. Развивать коммуникативные умения, научиться ставить проблему и решать ее совместно, развивать умения работать в разных группах, играя социальные роли.
Тип проекта: творческий.
Вид проекта: долгосрочный ( 2015-2016 уч.год)
Работа над проектом «Научись видеть прекрасное» велась поэтапно:
I этап. Погружение в проект.
Мотивация учащихся к обсуждению, созданию проекта.
Определение темы, уточнение целей, распределение в рабочие группы.
II этап. Планирование действия.
Анализ проблемы, продумывание этапов деятельности, определение источников информации.
Распределение ролей в группе, кто и за что будет отвечать: собиратели материала, оформители отзывов, редакторы, мастера, докладчики.
Выяснение, что нужно для подготовки заранее.
III этап. Осуществление деятельности по решению проблемы.
Уточнение, какие книги, материалы будут нужны, к кому можно обратиться за помощью.
Осуществление промежуточных обсуждений, полученных данных в группах.
IV этап. Оформление результатов.
Участие в коллективном анализе проектов, анализ выполненных работ, достигли ли поставленной цели.
V этап. Презентация результатов.
Выбор формы презентации
Осуществление защиты проектов.
Ответы на вопросы слушателей, экспертов.
План урочной и внеурочной деятельности :
Урочная деятельность (уроки русского языка и литературного чтения)
Внеурочная деятельность
(НГХМ)

Отзывы о лекции:
Создание индивидуальных отзывов о лекции.
Создание групповых отзывов по теме лекции.
Круглый стол: дискуссия на тему « Виды искусства» (на основе созданных отзывов).




Создание коллективной памятки:
( Приём «Корзина идей»)





Создание творческой работы сочинения по картине
« Кружевница» Тропинина В.А..



Создание творческой работы сочинения по картине «Февральская лазурь»
Грабаря И.Э.

Создание творческих проектов.


Лекции по темам:
1.Виды изобразительного искусства.
( дети задают вопросы лектору ,включаются в диалог, создание дискуссионных ситуаций)






2.Как смотреть картину?
( круглый стол – обсуждение способов восприятия художественных произведений)




3.Портрет в русском искусстве.
( Ведение записей в творческих блокнотах, приём « Ключевые слова»)


4.Пейзаж в русском искусстве.
( Ведение записей в творческих блокнотах, приём « Ключевые слова»)

Презентация проектов в музее.
Конкурс на лучший проект.



Итогом данного проекта стала командная игра- квест на понимание и знание детьми произведений искусства, которая была проведена совместно с художественным музеем.
Проект « Читая Пушкина» ( Совместно филиалом музея А.С.Пушкина)
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, раскрыть творческие способности детей.
Вид проекта: творческий.
Продолжительность: долгосрочный (2014-2015 УЧ.ГОД)
Ход проекта.
Этап
Деятельность учителя, учащихся и родителей

1.Проблема (мотивационный этап)
На данном этапе осуществлялось введение творческой задачи , сложной для индивидуального выполнения. Определение проблемы, цели, задач.

2. Проектирование (планирование)
1)Определение источников информации для создания коллективной работы о жизни А.С.Пушкина
( литература ,Интернет ,информация, лекция в музее)
2)Распределение ролей в группе




3.Поиск информации.
Использование в работе информации ,полученной во время экскурсии в музее .
Анализ полученной информации, работа в группах : приём «Перепутанные логические цепочки»- отрывки текста (биографии),события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить связный рассказ.
Изучение произведений А.С.Пушкина на уроке методические приёмы : «Взаимоопрос», « Лови ошибку», «Раскадровка», « Секреты слова».
Подготовка к викторине по сказкам. Создание индивидуальной викторины на основе которой создавалась групповая викторина по сказкам.
Подготовка к конкурсу чтецов .





4. Продукт.
1.) Групповой доклад - презентация о творчестве А.С.Пушкина
2.) Викторина по сказкам А.С.Пушкина
3) Сочинения по темам:
« Моя любимая сказка А.С.Пушкина»
« Мой любимый герой сказок А.С.Пушкина»
« Почему я люблю сказки А.С. Пушкина?»


5. Презентация.
В музее:
Викторина по сказкам
Конкурс чтецов
Конкурс сочинений


Выполнение описанных выше условий формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий привело к позитивным результатам. Определение результативности осуществлялось при помощи педагогических методик, методом наблюдения учителя, получением информации от родителей (на родительских собраниях, с помощью организованных школой социологических опросов).
Проведенная работа демонстрирует эффективность системной организации интеграционной работы на уроках в начальной школе в аспекте формирования коммуникативных УУД младших школьников. Предложенная система работы может быть применена в начальной школе, что позволяет рекомендовать ее в работе учителей начальных классов.

15