Опыт экологического образования: интеграция урочной и внеурочной деятельности школьников по географии


Опыт экологического образования: интеграция урочной и внеурочной деятельности школьников по географии
В.П.ЗахарычеваГосударственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 262 Красносельского района Санкт-Петербурга.
Роль школьного географического образования в формировании экологической культуры личности очень велика.
В основной школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания – в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности[2].
Экологическое образование - одно из направлений реализации программы ФГОС, который предполагает интеграцию различных форм деятельности. Реализация федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения должна способствовать формированию универсальных учебных действий у учащихся. Овладев личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями, школьники получат основу для успешного решения различных жизненных задач, смогут ориентироваться в возрастающем потоке информации [1].
Экологическому образованию учащихся уделяется большое внимание. Оно осуществляется на основе взаимосвязи учебной, внеурочной внеклассной деятельности. На уроках географии предусматривается формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф, умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде. Большое значение имеют уроки– практикумы. На таких уроках учащиеся работают в группах. Для работы предлагаются задания требующие решения экологических проблем. Например, в школе прошли «Уроки Балтийского моря», подготовленные на основе методических рекомендаций и пособия, изданного ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга» и Комиссии по защите морской окружающей среды района Балтийского моря ХЕЛКОМ. На этих уроках, используя раздаточный материал, ученики отвечали на вопросы:
1. Что мы знаем о Балтийском море?
2. « Одно море - много стран…»
3. Как происходит эвтрофикация?
4. Проблемы Балтийского моря и пути их решения.
5. Как на нас влияет море?
6. Как мы влияем на Балтийское море?
Экологическое образование и воспитание продолжает рассматриваться во внеклассной работе. В сентябре каждый год проводится  неделя экологии, насыщенная различными мероприятиями на экологическую тему. Тематика проводимых классных часов на экологические темы:«Земля – наш дом», «Берегите нашу планету», игра – викторина «Все о птицах», экологическая викторина «Знатоки природы», «Экологический калейдоскоп», экологическая конференция, игра-викторина «Наша Земля в наших руках», КВН по экологии «Экология и мы»; круглый стол «Природа и здоровье человека», конкурсы рисунков «Природа и я». Каждый год организуются общешкольные мероприятия: «Осенняя сказка» (5-8 кл.), «Осенний балл» (9-11 кл.). В экологическом образовании школьников велика роль массовых экологических конференций, праздников, ролевых игр. В игре школьники психологически готовятся к реальным экологическим ситуациям, учатся понимать отношение людей к природе, овладевать приемами общения с товарищами. Результаты исследований и проекты защищаются на открытых школьных конференциях. На которые приглашаются ученики других классов, учителя, родители. Конференции лучше всего проводить на темы, которые связаны с экологическими проблемами региона и населенного пункта. Учащиеся активно  участвуют  во  многих  районных и  всероссийских  конкурсах; Множество  работ  учеников, занимали призовые места  в  районных  конкурсах  и  были  отмечены  дипломами  и  грамотами, также принимают участие в районной олимпиаде по экологии, где становятся призерами и победителями. Каждый год учащиеся принимают участие в Экологическом фестивале Красносельского района Санкт- Петербурга « Чистый район- Любимый район», где проходят конкуры и номинации. В 2014 году проходит VIII Экологический фестиваль Красносельского района Санкт-Петербурга «Чистый залив - любимый район» .2014 год объявлен ГОДОМ ФИНСКОГО ЗАЛИВА. Меморандум об этом подписан министрами окружающей среды Финляндии, России и Эстонии. Президент России В.В.Путин и президенты Финляндии и Эстонии стали попечителями международного проекта «2014 - год Финского залива в России, Финляндии и Эстонии». Учащиеся активно принимают участие в конкурсах фестиваля: экорифма- участникам конкурса предлагается написать агитационное экологическое стихотворение, призывающее беречь чистоту Красносельского района; экореклама- участникам конкурса предлагается создать агитационную социальную экорекламу с участием родителей, родственников. Автор экорекламы может придумать сюжет, связанный с экологией Красносельского района и снять его, сделать репортаж с опросом населения на экологическую тематику, создать агитационный плакат, включающий социальную рекламу; экологический плакат -участникам конкурса предлагается создать плакат на тему «Чистый залив – любимый район»; эконет- участникам конкурса предлагается создать проект в интернете в виде блога, форума, группы, сайта и т.д.; эковзгляд- на конкурс принимаются фото и видео, отображающие красоту Красносельского района.
Таким образом, в учебной и внеклассной работе продолжается обучение и воспитание учащихся,  приобретается необходимая система экологических знаний, формируются экологические умения, экологическое мышление и развивается экологическая культура. Используемые формы работы обеспечивают достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.  Опыт школы №262 Красносельского района Санкт-Петербурга по созданию системы экологического воспитания и образования учащихся будет полезен и другим школам, занимающихся экологической работой.

Список литературы:
[1] Сухоруков В.Д., Суслов В.Г. Проблема развития человека и географическое образование // География в школе. - 2014. - № 3.
[2] Федеральный государственный стандарт основного общего образования./ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.