Статья Опыт урочной и внеурочной деятельности


Опыт урочной и внеурочной деятельности
по углубленному изучению предметов
Галина Ивановна Кутузова, учитель русского языка и литературы,
БОУ «Екатерининская СОШ», Тевризский муниципальный
район

Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, в обществе существует социальная необходимость выявления и развития детской одаренности.
Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Применительно к одаренным детям эта цель особенно значима, так как именно на этих детей в первую очередь возлагается надежда на решение актуальных проблем современной жизни. Поддержать, развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей. Таким образом, для любого учителя важно своевременно в процессе работы с обучающимися обратить внимание на творческие способности каждого школьника, а увидев их, максимально использовать для более углубленного изучения предмета, что в конечном итоге приведет к достижению поставленной цели.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Решение этой задачи позволяет активизировать лучшие творческие способности ученика, обеспечить духовный рост личности.
Работа с одаренными обучающимися требует серьезной подготовки со стороны учителя. Занятия должны быть разработаны во всех деталях. Необходимо продумывать этапы урока таким образом, чтобы каждый ученик был включен в учебный процесс, чтобы максимально обеспечить условия успешного развития каждого ребенка. Тем не менее, практика показывает, что мы не зря тратим свое время на подготовительную работу. Обучающиеся работают с большим интересом, у них «горят» глаза. Что еще надо педагогу?
Моя система работы с одаренными детьми предполагает как урочную, так и внеурочную деятельность, позволяющую получить обучающим больше знаний, умений и навыков по предмету. Цель работы заключается в создании условий для оптимального развития одаренных (способных) детей, для развития всесторонней личности. Достижение поставленной цели считаю возможным через решение следующих задач:
-создание привлекательной среды для обучения на уроках;
-обеспечение высокого уровня подготовки способных учеников;
-предоставление возможности совершенствования способностей в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу;
-вовлечение способных учащихся во внеклассную работу по предмету;
-развитие творческих способностей обучающихся;
-стремление к высоким результатам учащихся в учебе и творчестве.
Обратимся к урочной деятельности.
Первоочередным в ходе урока считаю совместное с обучающимися целеполагание, неразрывно связанное с рефлексией. Совместное целеполагание мотивирует на осознанное изучение новой темы.
Пример постановки целей урока в 6 классе «Систематизация материалов к сочинению. Сложный план».
В левой части доски записано слово «интерьер», в правой части
План
1.Коридор
2.Комната:
а)
б) и т.д.
Обращаюсь к обучающимся с предложением сформулировать тему и цель урока.
Целеполагание должно быть тесно связано с рефлексией, в ходе которой ученики сами решают, какой материал достаточно усвоен, а что еще не получается.
Важным в урочной деятельности считаю создание проблемных ситуаций для одаренных обучающихся. Именно постановка проблемы пробуждает мысль, познавательную потребность учащихся, активизирует мышление. На уроке русского языка при изучении темы «Буквы а и о в корне –кас- - -кос-» раздаю ученикам карточки и предлагаю вставить пропущенные гласные и проследить особенности выбора. Таким образом, дети с интересом вовлекаются в процесс изучения нового, становятся более внимательными.
Целесообразным считаю в течение всего учебного процесса использовать индивидуальный подход в изучении более сложного материала, что добавит успешности при участии в предметных олимпиадах, значительно расширит кругозор и багаж знаний ученика по предмету.
Особо хочется выделить в урочной деятельности использование проектной технологии, так как она позволяет сделать для каждого учебный процесс личностно значимым, в котором обучающийся получает возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность. Проект способствует созданию условий, стимулирующих формирование и развитие творческих, познавательных, коммуникативных, организационно-деятельностных умений учащихся. Считаю, что проектная деятельность позволяет получить одаренному ученику знания, выходящие за рамки учебной программы, так как он начинает работать с повышенным интересом, предоставляется возможность поделиться интересной информацией с аудиторией при презентации проекта.
Следует отметить, что роль учителя чрезвычайно важна на первом этапе проектной работы, так как именно на подготовительном этапе обучающиеся должны четко представить целеполагание предстоящей работы, понять насколько значима проблема. На этом этапе важно научить школьников структурировать и пошагово планировать свою деятельность.
В прошлом учебном году мне предоставилась возможность преподавать русский язык и литературу в 5 классе. В процессе работы я максимально использовала на уроках литературы проектную технологию. Твердо могу сказать, что уроки для обучающихся были интересны и продуктивны. В результате проектной деятельности были созданы электронные альбомы : «Художники – иллюстраторы сказок», «Герои басен И.А.Крылова в иллюстрациях», «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях».
При изучении лирических произведений о войне в результате проектной работы создана газета «Война в моей семье».
Большой интерес у ребят вызвала анимационная работа «Кино 20-го века». Из бумажной коробки ребята создали имитацию старого киноаппарата, нарисовали рисунки, сделали надпись и склеили длинную киноленту. Фильм назывался «Русская сказка». Обучающиеся сами проявили активность и продемонстрировали данный фильм в дошкольной группе. Работая над данным проектом, ребята приобрели дополнительные знания по теме «Русское народное творчество».
Особо хотелось сказать о большой проектной работе «Спектакль «Двенадцать месяцев». Данный проект считался краткосрочным, но очень объемным по содержанию. На первоначальном подготовительном этапе обучающиеся определили предметную область проекта, его цель, полное название, задачи, сроки реализации, место реализации, предполагаемый продукт, форму защиты. Проведение этой работы предполагало мое участие и наставничество. Моя роль при выполнении основного и заключительного этапа была сведена к минимуму. Обучающиеся самостоятельно конструировали свои знания и применяли их для решения поставленных задач.
Все вышесказанное предполагает интересный и более глубокий подход в изучении русского языка и литературы на уроках. Ограничиваться педагогу только этой деятельностью не стоит. Участие одаренных детей в различных Интернет-олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах способствует проявлению активности в поиске дополнительной информации по предмету, а значит багаж его знаний пополняется. В 2014 -2015 году для обучающихся был предложен замечательный областной телекоммуникационный проект «Преподобный Сергий Радонежский - великий гражданин и подвижник». В этом проекте принимал участие мой подопечный – ученик 10 класса Шатов Илья. Интерес к работе был большой. Илья перечитал много источников, дающих информацию о жизни святого. Итогом проделанной работы стало 2 место в области. Минимальный программный материал о жизни и деяниях Великого Святого в результате внеурочной деятельности был существенно пополнен.
Не хочу обойти стороной III телекоммуникационный областной конкурс «Рождественское чудо» 2016, вызвавший большой и активный интерес у обучающихся. Данный конкурс предполагал проверку глубокого и умелого сочинительства сказок. Целью конкурса было создание электронного сборника православных рождественских сказок «Рождественское чудо 2016». Перед участниками была поставлена задача не только сочинить при определенных условиях сказку, но и иллюстрировать ее. Результатом творческого продукта группы одаренных детей стало 4 место в области.
Более углубленному изучению народных праздников, обрядов и традиций способствует участие в областном телекоммуникационном проекте «Православный праздник». Проектное задание предусматривает изучение культуры и обычаев празднования православных праздников в нашем регионе. Обучающиеся с большим желанием изучают семейные традиции празднования праздника «Пасха». Так как на территории нашего поселения располагается известный в области Храм Александра Невского, то учащиеся с интересом собирают местный материал по проведению праздника «Крещение». Продуктом работы является эссе-размышление на тему «Роль православных праздников в жизни человека» и презентации о том, как встречают православные праздники в семье.
Перечислять конкурсы, проекты, викторины и другие виды внеурочной деятельности, способствующие более углубленному изучению предметов и развитию одаренного ребенка можно долго, задача педагога заключается в том, что он должен системно использовать их в своей работе.