Конспект урока по теме Златоустовская гравюра

Тема урока:
«Златоустовская гравюра»

Методическая цель:
«Метод проектов как эффективный способ актуализации учебных компетенций детей, имеющих отклонений в развития»

Цель урока:
Познакомить детей с одним из уральских промыслов- Златоустовской гравюрой, историей возникновения, мастерами этого дела, сегодняшним днём промысла. Объяснить, что это уникальный промышленный промысел. Показать красоту родного края, её отражение в искусстве мастеров-умельцев, развивать чувства гордости за свой край.

Оборудование:
Карта Челябинской области
Выставка изделий
Рисунки учащихся
Открытки «Искусства мастеров Златоуста»
Литература о Златоустовской гравюре
Реклама, созданная группой учащихся
Итоги социологического опроса

Коррекционные задачи:
Формировать положительный мотив учебной деятельности. Развивать монологическую речь. Развивать пространственное воображение.

Тип урока:
Урок-проект

Методы обучения:
Обязательно - иллюстративный
Частично поисковый исследовательский
Опыт творческой деятельности

Формы:
Коллективный
Групповые
Индивидуальные

Приёмы обучения:
Рассказ
Демонстрация
Различные способы воздействия на эмоции

Основные понятия:
Златоуст, гравюра, булат, П.П Аносов, И, Бушуев

Цель проекта:
Общеурочные умения и навыки формирующие в процессе проектной деятельности.

1. Умение и навыки работы в сотрудничестве:
-Взаимодействие с партнёром
2. Коммуникативные умения:
-Умение вступать в диалог, задавать вопросы. Навыки интервьюирования, устного опроса
3. Презентационные умения и навыки:
-Навыки монологической речи;
-Умение уверенно держать себя во время выступления;
-Артистические умения.

Планируемые результаты:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников.

План урока:
Оргмомент
Изучение нового материала, презентация
Закрепление пройденного
Рефлексия
Домашнее задание








Учитель:
Среди Уральских гор, окружённых лесами, расположен старинный уральский город с таким звучным именем Златоуст.
Город назван в честь Иоанна Златоуста – красноречивого византийского церковного деятеля. И сегодня Златоуст не оставляет равнодушным ни кого. Это город высококачественной стали, выдающихся металлургов. Златоуст- родина уникального декоративного искусства- гравюры на стали.
( Работа с картой Челябинской области)
Учитель:
Готовясь к этому уроку наши мальчики приготовили рекламу
Мальчики:
Во дворе гулял Антон,
Про Златоуст не слышал он.
Мы ему сказали строго:
«Там гравюр есть разных много
Ты о них все узнавай –
Будешь знать родной наш край!»

Стук в дверь. В класс входит посторонний мальчик, которого зовут Антон, Антон будет принимать участие в игровом моменте на уроке.

Учитель:
А ещё наши девочки провели социологический опрос
Девочка:
Они провели социологический опрос 30 человек, обработали информацию и ознакомили класс с полученными данными.

Учитель:
Вот видишь, Антон, ни ты один не знаешь о Златоустовской гравюре.
Я думаю, что ребята из 7б помогут тебе.Ребята, мог бы кто- нибудь из вас глядя на выставку пластин Златоустовской гравюры попытаться сказать что такое гравюра на стали?
(Высказывание учащихся)
Учитель: А что бы вы ребята хотели узнать на уроке! Какие вопросы вас интересуют
Слайд№2. Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из Уральских промыслов - Златоустовской гравюрой, историей возникновения, мастерами этого дела, сегодняшним днём промысла.
Слайд№3 Вы увидите красоту нашего края, отражённую в искусстве мастеров – умельцев, испытаете чувство гордости за свой край
Слайд№4 Ученик. Металл бывает и суров и нежен. На синей стали – золотой подснежник. Поймите, что гравюра не изделие: Гравюра – состояние души
Слайд№5 Ученик. История Златоустовского завода начинается ещё с 1754г. указом императрицы Елизаветы Петровны. У горы Косотур на реке АЙ тульскому купцу Молосову разрешено было построить чугунолитейный и железоделательный завод. Шли годы. В 1811г. по велению императора АлександраI Косотурские горные промыслы были переименованы в Златоустовские и стали казёнными, т.е принадлежать царскому правительству
Слайд№6 Время шло тревожное: на Западе гремело слава французского императора Наполеона, а за Чёрным морем грозились турки. Царь стал готовиться к войне. Русской коннице нужны были тысячи добрых клинков сабель и казачьих шашек
Слаид№7 Учитель.В декабре 1815г.в Златоусте состоялось официальное открытие «Фабрики белого оружия.». Пригласили немецких мастеров
Антон. А что такое «белое оружие»?
Слайд№8. «Белым» оружием называли холодное , ударное, рубящие, колющее в отличие от огнестрельного Это: мечи, ножи, шашки и т.д. Для этого нужна высококачественная сталь, Тысячелетия длиться соперничество народов в искусстве варить и обрабатывать сталь. Особый интерес вызывала булатная сталь.
Антон:
Что такое булатная сталь?
Учитель:
Ребята а как вы думаете
По персидски булат – значит сталь. Иногда булат называют дамасской сталью. В Россию ввозили булатную сталь с востока. Булат. В самом слове слышится что-то твёрдое и грозное. В былинах и сказаниях гремят булатные мечи русских богатырей о шлемы врагов. В строжайшем секрете держали рецепты производства булатного оружия ремесленники на востоке пока, наконец окончательно эти секреты не были потеряны
Слайд№9 Ученик. Нашёлся в России человек, который разгадал секрет. Имя его Павел Петрович Аносов. 30 лет проработал он в Златоусте, прошёл путь от практиканта до начальника горного округа. Главное, что обессмертило имя Аносова – это его вклад в науку о металле. 10 лет он посвятил открытию тайны булата. Ему удалось получить образцы которые не уступали легендарным дамасским булатом. Клинки, изготовленные в Златоусте, сгибались в кольцо, рубили гвозди. Клинки были дорогими, красиво украшались гравёрами.
Слайд№10 Учитель. Среди многих фамилий золотых рук мастеров есть ещё одна знаменитая не только Златоусте, но и далеко за его пределами. Его фамилия – Бушуев.
Ещё при жизни Иван Бушуев стал народной легендой. Работные люди называли его
Иванко – Крылатко, т.е человеком с крылатой душой, умелец с фантазией.
Иван Бушуев родился в 1800.отец был одаренным художником. Ваня много читал, рисовал. Была у него своя мечта – скорее вырасти , стать настоящим художником. Когда Ивану исполнилось 15 лет отец привел его в заводскую чертёжню , где трудился сам . Но с особой любовью мальчик рисовал коней . Юного художника очаровали украшенные орнаментом клинки . К 10 - летию победы над Наполеоном Иван Бушуев с сделал несколько работ.
Слайд№11 На юбилейном бушуевском клинке развернута целая панорама сражения , а в центре простой солдат. Клинок интересен тем, что на нём появился крылатый бушуевский конёк . Он стал личным клеймом мастера , потом украсил герб Златоуста.
Учитель Вы наверняка читали об Иване Бушуеве Сказ Павла Петровича Бажова
«Иванко Крылатко» как Златоустовский умелец превзошёл своих учителей оружейных художников Германии ? Давайте послушаем.

ИДЁТ ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗА БАЖОВА
УЧИТЕЛЬ Среди работ мастера-есть асобенная
Слайд№12 Ученик В 1830г. Бушуев берётся за работу, которая на долго захватила его, которой он отдал всё своё мастерство и весь свой талант. Лебединой песней Иванке Крылатке стала его работа- «древнее оружие». Оно состояло из шлема, щита ,меча и лат. Эти рыцарские доспехи делались по заказу царя для его сына. Над древним вооружением Бушуев работал 4года. Работал не один. Его задумку воплощали 32мастеровых. Сейчас эта работа хранится в краеведческом музее города Златоуста.
Слайд№13 В конце 19, в начале 20 века изготовлялись клинки, бытовые предметы, столовые приборы охотничьи топорики, ножи для бумаги.
Слайд№14 Златоустовские художники придумали изображать уральские пейзажи на стальных пластинах.
Учитель обращается к выставке пластин с работами Златоустовских мастеров
Слайд№15 В годы войны военная тематика отображена в Златоустовской гравюре. Оформлялись шашки, которыми награждались видные советские военачальники.
Слайд№16 Мастер Бронников выполнил заказ-подарок освободителям Ленинграда- Меч Победы. Художник превзошёл англичан, изготовивших подарок Сталинграду.
Слайд№17-18 В мае в 1945 года. златоустовцы получили почётный заказ изготовить клинки для участников Парада Победы в Москве.
Антон: Ребята, расскажите мне, а как рождается гравюра.
Слайд№19 Ученик Художник делает на пластине рисунок. Осторожно кисточкой наносится лак. На пластине появляется, например, олень, стоящий на скале. После того, как пластина побывает в ванне травление и специальный раствор снимет.
тонкий слой металла непокрытого лаком, закрашивают лаком места, которые не должны
никелироваться. Потом будущее миниатюра отправиться в ванну золочения.
Слайд№20 Работы Златоустовских мастеров экспонируются на международных и всемирных выставках. Они побывали в Лондоне, Венеции, Париже, Брюсселе, Монреале. И всюду вызывали восторг. В городе Златоусте есть музей.
Антон: Ребята, вы как много рассказали мне интересного. Я тоже хочу знать? Где бы я смог об этом узнать?
Слайд№21-22 Учитель обращает внимание на выставку книг в классе.
Авторы этих книг рассказывают об истории возникновения промысла, его развитии, мастерах которые этим искусством занимались и занимаются сегодня. Я рекомендую вам их почитать.
Учитель Ребята! Мы отправились в путь за этой золотой искусной вязью на клинках им дошли до нынешних работ, в которых прочно спаяны традиции многих поколений мастеров. Живёт и трудится славный уральский город Златоуст. Художники ищют сюжеты для новых рисунков.
Ученик. Мы тоже попробовали это сделать. На доске мы видим работы учащихся нашего седьмого класса.
Учитель. Управляемый талантом мастеров, летит над планетой крылатой конёк златоустовской гравюры.

Слайд№23
Закрепление
Взаимопроверка
Коррекционные игры
Игра «Молчанка»
Игра «О чём идёт речь?»
Игра «О ком идет речь?»
Игра «Определи местожительство»

Рефлексия

Домашнее задание. Подготовить экскурсию по залам Златоустовского музея (воображаемую)





15