Конспект урока по изобразительному искусству на тему С чего начинается Родина? (4 класс)


Тема: «С чего начинается Родина?»
Цель урока: способствовать формированию умений изображать природу в разных состояниях.
Задачи: 1. учить изображать природу нашей Родины в разных состояниях;
2. развивать фантазию, творческое воображение учащихся;
3.воспитывать любовь к малой Родине, её природе, эстетическое  и нравственное отношение к действительности.
Предполагаемые результаты:
Личностные УУД
- выражать в собственном творчестве свои чувства и настроение;
Регулятивные УУД
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя;
Познавательные УУД
- сопоставлять впечатления, полученные при восприятии образов природы и жизненного опыта;
Коммуникативные УУД
- формировать собственное мнение и позицию;
-воспринимать и учитывать настроение других людей.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, целей урока.
- Ребята, скажите, как называется страна в которой мы живем? (Россия)
- Это наша большая Родина. Необъятные просторы её раскинулись с севера на юг, с запада на восток. Есть прекрасные строки поэтессы Натальи Львовны Забила «Моя страна», я вам хочу их зачитать.
«Моя страна»
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга.
Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем.
Дальневосточный край в тот час
Уже разбужен солнцем.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней-
И то едва домчится….
- Видите, какая большая страна, в которой мы живем. В одном конце ее глухая ночь, а в другом ее конце уже наступает день. В одном конце весна, а в другом ее конце еще лежит снег. И объехать её необъятные просторы за десять дней мы действительно не сможем.
-Скажите, как называется город, который мы называем сердцем нашей Родины? (Москва).
- Москва - это столица нашей Родины.
- Назовите тот город, в котором мы живем, где находится наша с вами школа, какая река протекает в нашем городе?
- Если наша большая Родина это Россия, то что же мы можем сказать о нашем городе Минусинске?
(Это наша малая Родина).
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (С чего начинается Родина? )- Какие поговорки о Родине вы знаете?
( Родина мать – умей за нее постоять. Родная сторона – мать, чужая- мачеха. Родной куст и зайцу дорог.)III. Сравнение изображений природы в разных состояниях.
- Наша Родина начинается и с природы родного края.
-Давайте поговорим подробнее о красках на картинах.
- Какие цвета считаются теплыми?
(красный, коричневый, желтый, оранжевый и их оттенки, бордовый, вишневый)
- Какие цвета считаются холодными?
(синий, зеленый, голубой, сиреневый, фиолетовый и их оттенки)
- Сегодня я вам открою тайну: белый , черный и их производные- это цвета которые не относятся ни к холодным ни к теплым цветам. Если в теплые и холодные краски добавить белый цвет, то картина получается светлая и легкая.
- Посмотрите на эту картину. Но если в эти же краски добавить больше черной краски, то картина получается – тяжелой, сумрачной и тревожной.
- Посмотрите на эту картину.
- Посмотрите на картину и скажите, какое время года изобразил художник на этой картине? (Лето).
- Какие цвета теплые или холодные взял художник для написания картины? (Холодные).
- Что же нам помогает увидеть то, что картина теплая и на улице прекрасное время года, лето?
(Пробиваются сквозь деревья лучи солнца).
- Какое настроение передает эта картина?
-(Яркие лучи солнца согревают всю картину, настроение теплое, радостное хотя краски и холодные, очень много холодного зеленого цвета).
- Давайте посмотрим на 2 картину. Какое время года изобразил художник на этой картине? (Зима).
- Какие цвета взял художник для написания этой картины?
(Много светло-голубого, эти цвета относятся к холодным цветам).
- Что же делает эту картину теплее?
(На деревьях показано, что светит солнце и вся картина согрета его лучами).
- Какое настроение передается в этой картине?
(У художника было спокойное состояние души, а настроение не совсем весёлое, немного тревожное).
-Давайте теперь посмотрим на 3 картину. Какое время года изобразил художник на этой картине? (Осень).
- Какие цвета холодные или теплые взял художник для написания этой картины?
(Все цвета теплые, веселые).
- На картине буйство красок, кажется нет ни одного оттенка теплого цвета который бы не тронул художник своей кистью. Но посмотрите есть и холодные цвета.
-Какое настроение передается на этой картине? (Весёлое).
- А ведь на ней осень прощается с теплым летом. Но вы, можете услышать в шуме этих листьев не грусть, а наоборот веселье и счастье.
- Можем ли мы сказать, что выбор цвета при написании картины зависит от нашего настроения? (Да).
- Ребята, я сейчас зачитаю вам стихи, а вы постарайтесь угадать к какому времени года относится эти стихотворения и покажите мне цифрами.
«Береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
- К какому пейзажу относится эта стихотворение?
- Покажите номерками, как вы думаете?
Учитель зачитывает следующее стихотворение, не говоря его названия.
«Осень».
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора,
Весь день, как бы хрустальны и лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял
И падал колос, простор везде.
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?
- Покажите номерками, как вы думаете?
Учитель зачитывает следующее стихотворение, не говоря его названия.
****
Поет она – аукает,
Мохнатый лес баюкает.
Стозвоном сосняка.
Кругом с таской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?
- Покажите номерками, как вы думаете?
****
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.
Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?
- Покажите номерками, как вы думаете?
****
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?
- Покажите номерками, как вы думаете?
*****
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
*****
Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?
- Покажите номерками, как вы думаете?
*****
- Ребята, природа нашей Родины разнообразна, но мы с вами не должны забывать о том, что если мы не будем ее оберегать и охранять. То никогда наше будущее поколение не увидеть больше этой красоты.
-Что же мы должны делать для того, чтобы сохранить природу в ее первозданном виде?
( На отдыхе необходимо убирать за собой пакеты, банки, листки бумаги. Не разбрасывать фантики от конфет, не ломать ветки деревьев, подсаживать молодые насаждения). IV Физминутка.
V. Практическая работа
-  Попробуйте изобразить природу нашей Родины в разных состояниях.
VI. Эстетическая оценка работ
Выставка работ.
- Какими средствами удалось автору передать состояние нашей Родины?     (яркими цветами, контрастами)- Какие рисунки получились самыми выразительными, необычными?
VII. Итог урока, рефлексия