Методическая разработка внеклассного мероприятия Моя малая Родина — село Шахово на Судиславской земле


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СУДИСЛАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЬНАЯ ШКОЛА СУДИСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
по теме: «Моя малая Родина – село Шахово
на Судиславской земле»
Подготовила: Голубева Вера Николаевна
воспитатель ГПД
МОУ Судиславская СОШ
Судиславского муниципального района
Костромской области
пгт. Судиславль 2016
Пояснительная записка
Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих по голубому небу, услышал песню соловья и пережил восхищение красотой пространства».
В. А. Сухомлинский
В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств, и прежде всего любви к своему Отечеству. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы целостного отношения к окружающему миру. Ребёнок должен знать природные, культурные, социальные и экономические особенности своего края. Гордость за свой народ, глубокое чувство любви к Родине, готовность защищать её в трудную минуту, преклонение перед подвигом героев – все эти качества воспитываются и прививаются в детстве. Не научив ребёнка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нем патриота.
Если ребёнок полюбит свою малую родину, то он будет преданным гражданином всей страны. Привить любовь к Родине можно через краеведение. Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.
Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:
понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;
осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
интересовался жизнью края;
умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;
участвовал в решении проблем окружающего его социума.
Краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к активному освоению художественно-культурного наследия, формирует сознание ответственности перед прошлым и будущим.
Данная методическая разработка предназначена для организации внеклассной деятельности по краеведению в общеобразовательном учреждении, и рассчитана на учащихся 6-7 классов. Методический материал может быть использован при проведении классного часа, факультатива по историческому краеведению, а также в кружковой работе при проведении теоретического и практического занятий по теме «История родного края»
Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, фонограмма песни «Деревенька моя», выставка книг о Родине, рисунки учащихся с изображением любимого уголка родной Отчизны.
Цель: получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории, традициях и культуре.
Задачи
1. Пробудить интерес к изучению истории и культуры родного края, к изучению его традиций;
3. Привлечь учащихся к познавательной, поисково - исследовательской деятельности;
4. Воспитание чувства любви к Родине, формирование гражданского патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;
5. Воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Предварительная подготовка: ученики заранее разучивают стихи, готовят сообщения, рисунки, пишут сочинения, подбирают материал для экскурсии и видеофильма, делают презентацию и ролик.
Ожидаемые результаты:1) Появится интерес к истории своего отечества и родного края.2) У учащихся появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению.
3) Укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.4) Учащиеся получат навыки работы с другими историческими и литературными источниками.
Эпиграф занятия.
Судиславский поэт Валерий Соколов в одном из своих стихотворений очень точно сказал:
«Пусть и лучше есть села и большие города,
Но с тобой, родной поселок, не расстанусь никогда.
Я к тебе привязан с детства вот уже немало лет
И считаю, что наследства для меня дороже нет».
Ход мероприятия.
I. Орг. момент
II. Вводная беседа
Воспитатель
(тихо звучит фонограмма песни «Деревенька моя»)
Сегодня, ребята, мы создадим яркую картину – образ нашей Родины, поэтому тема нашего мероприятия звучит так: «Моя малая Родина – село Шахово на Судиславской земле». У каждого из нас есть родной уголок земли или запомнившееся место.
А то, что становится родным, запоминается надолго и в памяти сохраняется, как напоминание о детстве. Отсюда складывается и образ своей Родины. Село, поле, дубрава в древнем овраге, снова поле, а за ним село… Обычная, как будто ничем не примечательная картина. Но стоит уехать, и где бы ты ни жил, сколько бы ни прошло лет, все будут помниться родные места, как самые прекрасные и неповторимые. Места, где прошли радостное детство, светлая юность. А если не уедешь, если решишь остаться здесь навсегда, чтобы и свой труд приложить к труду предшествующих поколений, тем более возникает вопрос: что я знаю о родине своей? Как она зарождалась, что перенесла, прежде чем стать такой, какой мы ее видим сейчас.
Родина для человека – это свой дом, очаг, близкие, родные, мама, это то место, где ты родился и вырос. Для нас с вами Родиной является наше родное село Шахово.
III. Стихи о Родине (читают уч-ся).
1. С чего начинается Родина?С картинки в твоём букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе.А может, она начинаетсяС той песни, что пела нам мать,С того, что в любых испытанияхУ нас никому не отнять.
2.С чего начинается Родина?С заветной скамьи у ворот,С той самой берёзки, что во поле,Под ветром склоняясь, растёт.А может, она начинаетсяС весенней запевки скворцаИ с этой дороги просёлочной,Которой не видно конца.
3.С чего начинается Родина?С окошек, горящих вдали.Со старой отцовской будёновки,Что где-то в шкафу мы нашли.А может, она начинаетсяСо стука вагонных колёсИ клятвы, которую в юностиТы ей в своём сердце принёс...
С чего начинается Родина?..
4. Вдаль бегут дороги, словно песня,
Дремлют горы, плещутся моря…
Нету слов дороже и чудесней,
Чем два слова: Родина моя!
 
5. Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
Мне она завещана по праву,
Как весна и пение ручья.
Берегу снега ее и травы.
Дорога мне Родина моя!
 
6. О, Родина! Ты у меня одна.
Тобой дышу, живу твоей судьбой.
Тебе душа навеки отдана,
И это счастье быть всегда с тобой…
А если вдруг расстанусь я с тобой,
Тогда лучиной жизнь моя сгорит.
 
7. Малая Родина.
Малая Родина,
Тихая родина!
Выгон да клен у плетня.
Все ль еще вьется за огородами.
Тайная тропка моя?
8.Малая родина!
Грустью безбрежною
Ты мне навеяла вновь
Синее-синее, нежное-нежное
Детство из радужных снов.
В желтом ли платье, в шелках ли березовых
Видятся мне наяву
Поле родное
И небо со звездами-
Все, чем на свете живу.
Если порою бываю бессилен я,
Если недуги – гурьбой,
Ты – врачеватель мой,
Родина милая,
Я исцеляюсь тобой.
 
9. Отчий дом. Березка у порога.
Хоровод ромашек под окном.
Началась судьбы моей дорога
С узенькой тропинки за селом.
И сейчас мне эта тропка снится,
Гнутся травы до земли, до рос,
В поле с ветром шепчется пшеница,
Труд людской здесь колосом пророс.
Помню я отцовские ладони,
Как меня в кабину он сажал:…..
ΙV. Мы предлагаем вам небольшую экскурсию по нашему селу ( презентация)
 ( экскурсоводы - 2 учащихся)
Уч.1. Начнем мы нашу экскурсию с истории главного, старейшего села нашего района. Село наше Шахово известно с начала 15 века, когда оно принадлежало галичскому князю Юрию Дмитриевичу – сыну Дмитрия Донского. (слайд 1)
Шахово, от персидского «шах» - государь, проникшего в русский язык через тюркские языки не только как нарицательное, но и в качестве личного имени. Село известно и как место, в окрестностях которого развивалась добыча железной болотной руды. Руду плавили в горках. Изготавливали из неё крицы, которые проковывали в кузницах, освобождали отокалины и из железа изготовляли хозяйственный инструмент и холодное оружие. (слайд 2)
Уч.2. А это главная улица нашего села — улица Корякова. (слайд 3)
Почему она так называется, улица Корякова? Коряков Александр Павлович родился в 1923 году в деревне Дудкино, (д. Дудкино находится в 3 км, от села Шахова) участник ВОВ. Через несколько лет его семья переехала в Новгородскую область. В 1942 году Александра призвали в армию, в десантные войска. Часть, в которой служил Коряков, вскоре попала в жестокие бои у Сталинграда, затем было форсирование Днепра в составе первой десантной группы, тяжёлое ранение, курсы младших лейтенантов. В 15 – м стрелковом полку 147 –й стрелковой дивизии он был назначен командиром взвода ПТР. (слайд 4)
Уч.1. Подвиг, за который Александр Коряков удостоен звания Героя Советского Союза, был совершён 26 июля 1944 г. при освобождении западноукраинского села Боднаров. Жестокий бой с большим численным преимуществом немцев в танках и самоходках грозил изменить обстановку на всём участке фронта. Остановить продвижение противника – таков был приказ командира полка пэтээровцам (расчёты противотанковых ружей). Коряков первым же выстрелом поджёг шедший на него танк, затем ещё….
Уч.2. Внезапно появившаяся из – за подожжённого танка вражеская самоходка не дала времени на перезарядку ружья. Александр на ходу вскочил на неё, уничтожил расчёт и попытался развернуть, её в сторону противника, но в эту, же минуту был сражён осколком снаряда.
Уч.1. Подвиг офицера поднял бойцов в атаку, оказавшуюся успешной. 24 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР младшему лейтенанту Александру Павловичу Корякову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. В честь его имени была названа главная улица села, а в школе существовала детская организация, носившая имя Героя Советского Союза Александра Павловича Корякова. (слайд 5)
Уч.2. На главной улице нашего села расположен памятник воинам Великой Отечественной войны и на 9 мая 2012 года было открытие мемориальных досок. (слайд 6). А ещё на главной расположены жилые дома, Дом культуры, пекарня, продовольственные магазины, почтовое отделение связи. (слайд 7)
Уч.1. А это крестьянский дом (ныне не жилой) периода электики с традиционной объёмно – пространственной структурой и нарядным резным декором, в котором использованы мотивы народного искусства. Судя по внутренней планировке, дом использовался двумя хозяевами. Стены рубленые с остатком «вразнопаз», цоколь кирпичный. Одноэтажный дом типа брус имеет сильно вытянутый прямоугольный объём под двускатной кровлей, имеющей полувальму на главном фасаде. (слайд 8)
Уч.2. А это - одна из немногих дворянских усадеб, сохранившихся в Судиславском районе – усадьба Паникарпово. Наибольшую ценность комплекса представляет частично уцелевший регулярный парк. Усадьба расположена в 8оо метрах от села Шахова на левом берегу реки Паникарповки. (слайды 9, 10)
Уч.1. Самое ранее документальное свидетельство об усадьбе относится к 1770 – м гг., когда оно принадлежало подполковнику А.А. Скрипицыну и надворному советнику А.И. Скрипицыну. В 1810 – 1830 –е гг. владельцами были действительный статский советник Н.Ф. Пасынков (в 1807 – 1815 гг. костромской губернатор) и его жена М.А. Пасынкова. Не позднее этого времени, судя по возрасту многих из существующих деревьев, в усадьбе был разбит липовый и дубовый парк. (слайды 11, 12)
Уч.2. На этом слайде церковь Покрова Пресвятой Богородицы, самый дорогой исторический объект, выразительный пример сельской приходской церкви в стиле раннего классицизма, запоздалые формы которого характерны для костромского края начала 19 века. В ушедшем 20 веке храм дважды пережил трагедию насильственного закрытия. (слайд 13)
Уч.1. До 1629 года, село принадлежало костромскому Богоявленскому монастырю. Тогда в нём находились две деревянные церкви: Покровская и тёплая Никольская клетского типа. (слайд 14)
Уч.2. К концу 17 века осталась только Покровская церковь. Около 1807 года на средства местного помещика отставного полковника Александра Алексеевича Скрипицына (1722 – 1811 гг.), которому принадлежало Шахово, вместо деревянного храма была построена каменная церковь Покрова с приделами Николая Чудотворца и Дмитрия Ростовского. (слайд 15)
Уч.1. Первые священнослужители храма:
На рубеже 19 – 20 веков – протоиерей Павел Князев (26 лет)
1917 -1926 гг. – священник Соловьёв (9 лет)
1926 – 1931 гг. – священник Яблоков (5 лет)
29 января 1931 г. – епископ Серапион.
июль 1931 г. – 10 января 1932 г. священник Владимир Поваров (6 месяцев)
В начале 1938 года Покровский храм, как «нефункционирующий», был закрыт, и уже летом того же года в нём устроили зерносклад.
В начале 1946 года – 1947– священник Алексий Воскресенский (1г.2 м.)
1947 г. – 1960 г. – отец Пётр Кириллов
На протяжении пяти последующих лет храм в Шахове фактически стоял закрытым.
С 12 июня 1965 года в храме снова устроили склад.
Несколько десятилетий Покровский храм, постепенно разрушаясь, простоял в центре села мёртвой заброшенной руиной.
Уч.2. Его второе возрождение началось лишь в 2001 году, когда в рамках программы «Возрождённый приход» он был приписан к Ильинской церкви в Костроме. 21 мая 2001 года, накануне престольного праздника – Николы Вешнего – возле руин храма протоиерей Виталий Шастин отслужил первый молебен. 14 октября 2002 года отец Виталий совершил в храме Божественную литургию. (слайды 16 - 18)
Воспитатель:
- Вот так вот история Покровского храма драматически совместилась со всеми перипетиями истории Отечества. А как выглядит храм сегодня?
Храм поставлен алтарем на восток – навстречу солнцу – не случайно: Бог ассоциируется со светом. С наружи восточную часть храма легко узнать по апсидам – полуцилиндрическим выступам, в которых размещается алтарь. Купола с крестами и аспиды, пожалуй, самые характерные детали храма, отличающие его от любой другой постройки.
Ограда, сохранившаяся на северной и западной границах церковного участка, представляет собой невысокий парапет с квадратными в сечении столбами, между которыми установлена металлическая решётка. С внешней стороны парапет и столбы расчленены фигурными нишками. Ограда состоит из коротких пик, объединенных горизонтальными рядами завитков и волют. С северной стороны ограду прерывает калитка, образованная пилонами, несущими арку. Пилоны с внешней стороны выделены парами полуколонок. (слайд 19)
Ворота, расположенные в линии ограды с запада по оси колокольни, —
выразительный пример архитектуры малых форм периода электики. Композиция включает три арочных проёма, разделённых с внешней стороны парами приземистых тосканских полуколонн с треугольными сандриками над ними. Над средним проёмом возвышается фигурный аттик с лучковым завершением, над которым поставлен квадратный в сечении постамент под главку, сейчас увенчан крестом. В центральном проёме и в одной из калиток частично сохранились створки решётчатых ворот. (слайд 20)
В конце 20 века утрачены две главки храма, не сохранилась большая часть убранства интерьера. Церковь сложена из кирпича и оштукатурена. Двухэтажная церковь с продольно – осевой композицией включает пятиглавый четверик храма, (пять – как Христос и четыре Евангелиста), слегка более узкие алтарь со скруглёнными углами и прямоугольную в плане трапезную, а также четырёхъярусную колокольню.(слайд 21)
В первом этаже структура храма и алтаря довольно необычная. Помещение храма с двумя столбами, расположенными ближе к восточной стене, перекрыто двумя параллельными коробовым и лотковым сводами с распалубками над проёмами и между столбами. Четыре разной ширины арочных проёма ведут из храма в алтарь, где расположились престолы двух приделов. (слайд 22)
Помещение алтаря решено в виде одностолпной сводчатой палаты с массивным квадратным в сечении столбом, приближённым к западной стене. Три проёма соединяют храм с бесстолпной трапезной, перекрытой полулотковым сводом. В первом и втором ярусах колокольни расположена широкая одномаршевая лестница с кирпичными ступенями. (слайд 23)
Во втором этаже сохранились фрагменты верхних рядов эклектичного иконостаса храма 2 – й половины 19 века и сильно потемневшая настенная живопись, выполненная маслом в конце 19 века в алтаре и четверике. На своде четверика на восточном лотке написана «Новозаветная Троица», на других лотках – архангелы и ангелы. В основании свода проходит фриз с крестами и растительным орнаментом. (слайды 24-25)
В храме Покрова Пресвятой Богородицы много ещё работы. И все жители села стараются принять участие в этом богоугодном деле. Да поможет нам Бог! В настоящее время храм функционирует, службы проводятся регулярно. (слайды 26-27)
V. Знаменитые люди села.
Воспитатель:
 Наше село, конечно же прославляют люди, живущие здесь. Это наши замечательные земляки, которые внесли огромный вклад в историю нашего села. Это уважаемые жители села: Косаревы Анастасия Николаевна и Михаил Иванович, Кошелева Зинаида Ивановна, Голубев Евгений Александрович, Кузнецов Вячеслав Анатольевич, Герасимов Геннадий Александрович и многие, многие другие. А ещё наше село славится умельцами прикладного творчества, это такие, как – Копытова Татьяна Николаевна, занимающаяся вышивкой, Иванов Сергей Геннадьевич – плетением из лозы, Беляев Павел Евгеньевич – резьбой по дереву, Тимофеева Ирина Юрьевна – шитьём мягкой игрушки (участница и победительница районных и областных выставок), Белякова Ольга Николаевна увлечена вязанием на спицах.
А сейчас вашему вниманию будет предложен видеофильм о наших старожилах села, это - Косарева А.Н. и Кошелева З.И.
- Мы любуемся родными уголками нашего села, и каждый из вас нарисовал любимый уголок родной Отчизны и написал сочинение. Давайте покажем наше творчество (дети читают отрывки из сочинений и рассказывают о своих рисунках).
- Ребята, я очень рада, что вы любите свое село.
VI. Творческая работа «Село будущего» (работа в группах)
- Нет на земле человека, который бы не хотел видеть свою Родину лучше и краше, чтобы  родной уголок радовал глаз.
- Что мы должны сделать в нашем селе уже сегодня? (Не губить леса, сады, не засорять реки – охранять и беречь).
-Ребята, я предлагаю вам создать проект «Село будущего».
- Что бы вы хотели видеть в нашем селе?
- Что бы вы изменили в своем селе, чтобы оно стало краше.
Защита проектов.
Вывод: Значит, не растерял народ в погоне за деньгами и «крутой» жизнью веру в бога, в добро и милосердие. Без знания прошлого – нет настоящего, это касается и истории страны, и истории малой Родины.
Итог занятия.
Я знаю, с сотворения земли,
Наверно, не бывает по-другому.
Куда бы нас мечты не завели,
Дорога приведёт к родному дому.
Где ничего не надо объяснять,
Где всё без слов понятно и знакомо.
Прийти лишь надо, тихо обувь снять
И слушать тишину родного дома.
Потом ты можешь горы сдвинуть прочь,
Любые беды сможешь превозмочь.
Понятно только после этих встреч,
Как важно свою Родину беречь!
- А через несколько лет, может быть, кто-то из вас воплотит свою мечту в жизнь.
- Мы сегодня говорили о многом: о родном крае, о Родине, о замечательных людях нашего села.
- Давайте прочитаем вместе строчки из стих-яКто-то грубо скажет – «деревня».
И презрительно смеривши взглядом,
Пройдёт мимо, наивно веря,
Он-то лучше, красивей «фасадом».
А я твёрдо уверена в том,
Что мои земляки – это сила.
Ведь на них же держится дом,
Да и в целом – моя Россия.
В каждой улице здесь – история,
И в семье каждой свой роман,
Своя сага, своя хронология,
Загляни, и поймёшь всё сам.
Здесь умеют любить по-русски.
И по-русски умеют жить.
Приглядись и пойми, посочувствуй,
Не порви жизни тонкую нить.
Говорят, умирает деревня,
Ее участь уже решена.
Если мы растворимся во времени,
Как же выживешь ты, страна?
Поспеши сохранить историю,
И гордись, что среди лесов,
Есть деревня - малая Родина,
Твоё детство, твой мир, твой кров.
 Рефлексия.
1 ученик: Я люблю свое село…
2 ученик: Я горжусь своим селом, потому что…
3 ученик: Я хочу, чтобы в будущем в селе….
……………………………………
Любите свой край, делайте его лучше, красивее. Пусть любовь к родному краю звучит в каждом вашем деле! Всем большое спасибо! До свиданья! До новых встреч!
Литература
Смирнов Ю.В. Судиславль и его окрестности — Судиславская ЦБ Костромской области 1994.
Судиславская районная общественно-политическая газета «Сельская жизнь» № 74 от 29 июня 2001.
Судиславская районная общественно-политическая газета «Сельская жизнь» № 72 от 26 июня 2001.
Рудченко В.М., Смирнов Г.К., Шармин П.Н., Щеболева Е.Г. Памятники архитектуры Костромской области — Кострома 2007.
Канаев И.П. Архитектура современных православных малых храмов и часовен: Автореф. дисс. - М., 2002.
Материалы лекций по истории русской архитектуры (Музей краеведческий – филиал «Ипатьевского монастыря»).
Смирнов Ю.В. Судиславль и его окрестности — Судиславская ЦБ Костромской области 1994.
Михайлов Б. Современная иконопись: тенденция развития // Церковный вестник. 2002. Июнь. № 12-13.
Опыт строительства православных храмов // Технология строительства. № 1. 2004.
Сокольникова Н. М., Крейн В. Н. История стилей в искусстве. — М.: Гардарики, 2006.
Рудченко В.М, Смирнов Г.К, Шармин П.Н коллективный сборник. Памятники архитектуры Костромской области выпуск 9. Департамент культурного наследия Костромской области. Кострома Издат 2007
Архитектура православного храма. Х - ХХ вв. // Православная энциклопедия. Том "Русская православная церковь. Русское церковное искусство Х - ХХ вв.":
http://stihi-russkih-poetov.ru/tags/stihi-o-rodine - сайт стихов о Родине