Методическая статья по теме: Дидактические игры как метод обучения иностранному языку












Статья по теме:
«Дидактические игры как метод обучения иностранному языку




Выполнила:
Учитель английского языка
Турова Полина Владимировна





Санкт-Петербург
Об обучающих возможностях использования игрового метода обучения известно давно. Многие педагоги, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно способности любого ребенка. В школе особое место занимают игровые формы, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают уровень знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.
Изучив и проанализировав учебно методические материалы Соколовой, Е.Н, О.Б. Дворецкой , М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой , Х. Макмилан, мы пришли к выводу о том, что в них не достаточно используется занимательного материала, вызывающего интерес к изучению иностранного языка, а ведь игровые технологии достаточно широко применяются на уроках. Это основное противоречие, а отсюда возникает проблема недостаточности включения игрового материала в учебное издание, что необходимо для успешного освоения иностранного языка, в частности, английского языка.
Игровая форма работы вызывает интерес учащихся к иностранному языку, способствует активизации их мыслительной деятельности, а также развитию речевой деятельности.
Данной темой в своих изысканиях занимались лингвисты, психологи такие как: К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, М.Ф Стронин, М. Новиков, Г.К. Селевко, А.В. Конышева.
Данная тема вызвала у меня интерес и поэтому я выбрала ее для изучения.
Планируя уроки английского языка, нужно думать не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремиться создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры и поэтому необходимо рассмотреть сущность понятия «игра».
Данное понятие рассматривали многие педагоги, но меня заинтересовала точка зрения Конышевой А. В, так как она является наиболее оптимальной.
«Игра рассматривается как разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. В наше время игра стала не только самостоятельным видом деятельности, но и универсальным ее инструментом практически во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, управлении, науке и, без сомнения, в сфере образования».
В первой главе мы раскрываем сущность понятия «игра», требования, предъявляемые к игре, что такое «игровая деятельность», с этим вы можете подробнее познакомится на станицах реферата на страницах 6-11.
В главе 1.2 мы рассматриваем виды и функции игры.
В своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» М. Ф. Стронин подразделяет игры на следующие категории:
Лексические игры (познакомить учащихся с новыми словами, сочетаниями раскрывающих лексическое значение, развить речевую реакцию)
Грамматические игры (изучение грамматических приемов: научить учащихся употреблению речевых образцов, развить речевую активность)
Фонетические игры (формирование навыков фонетического слуха, научить учащихся громко и четко читать стихи, с целью их воспроизведения по ролям)
Орфографические игры (направленные на освоение правописания слов)
Творческие игры (развитие внимания, мышления познавательного интереса, научить учащихся понимать смысл однократного высказывания, выделять главное в потоке информации)
С примерами таких игр вы можете ознакомиться в приложении №2.
Не маловажно рассмотреть и функции игр. С ними вы пожжете ознакомиться на страницах реферата 14-15.
Тема моего реферата «дидактические игры как метод обучения иностранному языку», поэтому необходимо рассмотреть понятие «дидактическая игра» чтобы лучше понять для чего и как используются дидактические игры на уроках иностранного языка.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.
Дидактические игры используют для расширения кругозора и познавательной деятельности, они формируют определенные умения и навыки, необходимые для практической деятельности, в ходе их выполнения развиваются общеучебные умения и навыки.
Дидактические игры и задания развивают и совершенствуют у учащихся речемыслительную деятельность. Они способствуют также появлению у ребят искреннего желания общаться на иностранном языке не только на уроке, но и во внеурочное время. Иными словами, здесь успешно формируется внутренний мотив к изучению иностранного языка. ответственности за своих товарищей.
Уроки с применением дидактических игр и заданий проходят живо, эмоционально, при высокой активности учащихся в благоприятной психологической атмосфере.
Таким образом, дидактическую игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближённых к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью, речевого воздействия. Дидактические игры способствуют выполнению важных методических задач: Созданию психологической готовности детей к речевому общению; Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала.
2.1 Об игровых методах обучения в своих исследованиях говорят Г.К. Селевко и М. Новиков. Они указывают на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения. О структуре игры, классификации педагогических игр, об игровых методах обучения подробнее вы можете прочитать на страницах реферата 17-21.
Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками этого процесса. Доверительность и непринужденность общения учителя с учащимися, возникающие благодаря общей игровой атмосфере, располагает школьников к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций, так как урок иностранного языка - это не только игра.
Основные требования к дидактическим играм:
игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, её следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения;
игра должна быть принята всей группой;
она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере.
Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Лексические, грамматические, фонетические, орфографические игры мотивируют речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-либо поделиться с собеседником. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать, как средство общения. В этом очень помогли бы занимательные материалы из учебников для того чтобы и дома активизировать интерес и речевую деятельность учащихся в изучении языка.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.
Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать её, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Одним из эффективных приемов в обучении общению является дидактическая игра, поскольку она приближает речевую деятельность к естественным нормам, помогает развивать навыки общения, способствует эффективной обработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения, помогает изжить равнодушие, скуку, формализм из учебно-воспитательного процесса в школе. Дидактические игры в группе детей имеют неисчерпаемые возможности воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни.
Таким образом, игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В дидактической игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.












Заголовок 415