«Обучение по станциям» как метод повышения мотивации при личностно-деятельностном методе обучения иностранному языку.

Автор: Тизина Антонина Сергеевна – учитель немецкого языка БОУ«Русскополянская гимназия №1» Русско-Полянского муниципального района

«Обучение по станциям» как метод повышения мотивации при личностно-деятельностном методе обучения иностранному языку.
Как известно, в старших классах мотивация к обучению иностранному языку падает. Поэтому на протяжении всего курса обучения необходимо поддерживать мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.
В.П.Кузовлев отмечает, что формирование положительного отношения и мотивации к изучению иностранного языка достигается тремя путями:
- за счет отбора материала, соответствующего возрастным интересам учащихся (познавательная мотивация);
- благодаря интересной методике работы на уроке, когда ученик выполняет задания не по обязанности, а по заинтересованности в общении с учителем или со сверстниками (коммуникативная мотивация);
- благодаря чувству удовлетворения, которое испытывают учащиеся от того, что они способны справиться самостоятельно с заданиями учителя (мотивация успеха).
Все эти пути можно достичь, я считаю, если использовать метод «обучения по станциям».
«Обучение по станциям» (Stationenarbeit) – это форма работы учащихся, при помощи которой закрепляется, совершенствуется, углубляется иноязычный материал. Создаются станции, каждая станция предлагает ученику ряд разнообразных заданий, позволяющих учащемуся работать в силу своих способностей, возможностей, в своем темпе. «Обучение по станциям» делает возможным подойти к процессу обучения более дифференцированно, так как при этом каждый ребенок работает по своему индивидуальному плану и в своем индивидуальном темпе. Перед началом работы каждый ученик получает лист с названием станций, которые ему необходимо пройти за определенное время, но при этом лишь он сам вправе решать, на какую станцию отправиться сначала, а на какую, возможно, лишь на следующем уроке. Задания, составленные с учетом интересов учащихся, требований программы, имеют различную степень сложности, что также способствует тому, чтобы работа учеников была успешной. При работе с применением данной методики у учителя возможность индивидуально поработать с более слабыми учащимися.
Я использую методику «обучения по станциям» очень широко, обычно на этапе применения знаний и повторения. Станции могут быть лексические, грамматические, речевые, страноведческие, смешанные, тематические и т.д. Все зависит от цели, которую ставит на данном этапе учитель. В среднем звене обучение по станциям можно проводить в форме игры, соревнования. Ученики могут объединяться в пары, группы, команды. Так, например, в 7 классе по теме «Как ориентироваться в незнакомом городе» проводится игра – соревнование. Ребятам предлагаются следующие станции: «Лексическая», где проверяется лексика по теме; «Грамматическая», где нужно правильно употребить модальные глаголя и неопределенно-личное местоимение man; «Правила дорожного движения», где даны изображения знаков дорожного движения и нужно перевести на русский (либо на немецкий в зависимости от подготовленности группы) подписи к ним, «Кино», где учащиеся смотрят небольшой фильм, а затем выполняют задания на понимание содержания; «Диалог», где дается ситуация, учащиеся должны составить диалог и рассказать учителю. Количество станций и заданий на них зависит от возраста учащихся. В среднем звене – это один урок, в старшем звене работа может длится 2 – 3 урока.
«Обучение по станциям» помогает развивать чувство самоконтроля, ответственности за выполненное задание. Часто на станциях имеется материал, позволяющий ученику провести контроль и самоконтроль выполненного задания. После того, как учащиеся проработают все станции, они сдают листы с выполненными заданиями учителю для контроля. По окончании работы подвожу итоги, где обсуждаются проблемы, возникшие во время работы. Учащиеся также рассказывают, что им было легко выполнять и какие трудности возникали.
Учащиеся должны во время работы соблюдать определенные правила: каждый ученик ведет свой личный лист учета прохождения станций, где записываются ответы. После работы все материалы аккуратно складываются. Если все станции заняты, то ученики посещают станцию отдыха. На станции отдыха я предлагаю учащимся различные задания в зависимости от возраста. Например, в 5 классе нарисовать свою комнату подписать все предметы, которые в ней находятся. А в 8 классе предлагаю рисование словами. На станции отдыха можно послушать песенки на языке или изготовить канапе, используя цветную бумагу и ножницы, поместить его на выставке, для которой в классе отводится специальное место.
Для организации работы по станциям не требуется специального оборудования. Нужно только расставить парты, в зависимости от количества станций. Каждая станция располагается на отдельной парте. На каждой станции устанавливается табличка с номером станции и всем необходимым рабочим материалом. Также в классе создается информационная станция, где находятся словари, справочники, карты и тд.
Работа по методу «обучения по станциям» интересна учащимся. В 11 классе я провела опрос, где просила учащихся отметить положительные и отрицательные стороны работы по станциям. В основном отмечают, что работа интересна, есть возможность проверить свои знания. Хорошо, что можно работать в группе или в парах, что есть справочный материал и можно повторить. Некоторые отмечают, что эта работа для них трудная, но в тоже время интересная.
15