Конспект интеллектуальной игры Счастливый случай. Андерсен


МБОУ «Хоринская СОШ №1 имени Д.Ж.Жанаева»
Интеллектуальная игра
"Счастливый случай"
для учащихся 3-х классов
Автор:
учитель начальных классов Матвеева О.С.
с. Хоринск,
декабрь 2015 год
Интеллектуальная игра "Счастливый случай"
Цели и задачи:
- закрепление знаний, полученных в ходе недели,
- расширение читательского и познавательного кругозора учеников,
- сплочение детского коллектива,
- воспитание толерантного отношения к людям (терпимое отношение побеждённых к победителям).
Игра посвящена литературной сказке и творчеству датского сказочника Г.К.Андерсена. 2 апреля – день памяти великого сказочника, родившегося в 1805 году. Каждый из вас вновь открывает для себя волшебный мир его сказок, мир любви и добра. Заочно мы с вами побывали на Родине Андерсена в Королевстве Дания, увидели памятник сказочнику в Копенгагене, столице Дании.
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости, учителя и дети! Мы с вами на игре «Счастливый случай». Именно счастливый случай свёл нас сегодня вместе, чтобы ещё раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как общение с художественными произведениями, а именно сказками Г.Х.Андерсена.
Этой теме мы и посвящаем нашу игру. Главными действующими лицами будут 2 команды (учащиеся 3 «б», 3 «в» класса, их родители и учащиеся 3 «г», 3 «д» класса, их родители ).
Мы приглашаем участников обеих команд подняться на сцену. Команды, прошу представиться. (В каждой команде 6 человек и 1 капитан. Идёт представление команд: название и девиз команды на тему чтения).
Оценивать вас будет многоуважаемое жюри:
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
А теперь переходим к игре. Наша игра состоит из 5 геймов. Перед каждым геймом мы будем знакомить вас с его условиями.
Гейм I. «Разминка»
Даётся 1 минута, за это время нужно как можно больше ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы I команде:
Что попало Каю в глаз? (Осколок зеркала).
Для какой героини Андерсена цветок был постоянным местом жительства. (Дюймовочка)
Сколько братьев было у Элизы в сказке «Дикие лебеди»? (11)
Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя).
Кем стал гадкий утёнок? (Лебедем).
Кем на самом деле был человек, который пас свиней в сказке “Свинопас”? (Принц)
Что взяла взамен за своё зелье ведьма у Русалочки? (Её прекрасный голос.)
Сколько братьев было у оловянного солдатика в сказке Г.К. Андерсена? (24)
Кто расстроил свадьбу Дюймовочки и Крота? (ласточка)
Какой предмет помог королеве выяснить, настоящая ли перед ней принцесса? (Горошина)
У кого четыре лошади? (Большого Клауса)
Кто сидел в сундуке в сказке «Большой Клаус и маленький Клаус»? (пономарь)
Вопросы II команде:
Девочка, победившая Снежную королеву. (Герда).
Маленькая девочка из сказки Г.Х.Андерсена. (Дюймовочка).
Кто перекусил стебелёк кувшинки, спасая Дюймовочку от жабы? (Рыбки.)
В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда? («Снежная королева».)
Кто в сказке Андерсена попросил солдата достать огниво из дупла дерева? (Старая ведьма.)
За какой предмет в сказке Андерсена была назначена цена в 100 поцелуев? (За трещотку. Сказка «Свинопас» Андерсена.)
Во сколько лет русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря? (В 15 лет.)
В кого влюбилась Русалочка в сказке Г.К. Андерсена? (в принца).
Какую ткань ткали два обманщика в сказке Андерсена «Новое платье короля»? (виртуальную)
Из какого цветка появилась Дюймовочка? (тюльпан)
Как называется сказка о храбром солдате? (Огниво)
Как звали сестру одиннадцати принцев из сказки “Дикие лебеди”? (Элиза)
Гейм II. «Заморочки из бочки»
Из бочки каждый участник достаёт себе номер вопроса на маленьком бочонке и отвечает поочерёдно (один из 1-ой команды , далее один из 2-ой команды и т.д.). Задания на листочках перед участниками).
Вопросы: “Из каких произведений взяты строки?
1. «Другие сёстры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы да прекрасного белого мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля»  (. «Русалочка»)
2. «Бедняжка стояла в крестьянской избе и играла зелёным листочком —других игрушек у неё не было; она проткнула в листке дырочку, смотрела сквозь неё на солнышко, и ей казалось, что она видит ясные глаза своих братьев…» ( «Дикие лебеди»)
3. У неё только две ножки! Смотреть жалко! – говорили одни. – У неё нет усиков,- говорили другие. – Фи, какая у неё тонкая талия. Как она безобразна!- сказали все» Гадкий утенок
4. Одет он чудесно: на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета, - он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернётся. Под мышками у него по зонтику… (Оле-Лукойе)
5. Это была женщина, закутанная в тончайший белый тюль, сотканный, казалось из миллионов снежных звёздочек. Она была так прекрасна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, но всё же живая! Глаза её сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя… (Снежная королева)
6. У ворот стояла она. Боже мой, на кого она была похожа! Вода ручьями стекала с её волос и с платья прямо на туфельки. Бедняжка была такая мокрая, как будто её вытащили из реки. (Принцесса на горошине)
7. Их было шестеро, все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у неё, как впрочем, и у остальных ног не было…(Русалочка)
8. Какой же это индюшонок? Вон как славно гребёт лапками! И как прямо держится! Нет, это мой собственный сын. (Мама-утка)
9. Оставайся у меня на зиму, только смотри хорошенько убирай мои комнаты и рассказывай мне сказки . Я до них большая охотница . (Полевая мышь)
10. “Ну, как вам нравится?– Премило! Премило! Чудесно! Не правда ли?– О да, это совершенно очаровательно!– Не угодно ли полюбоваться? Какие краски, какой рисунок!– О да, очень, очень мило! Даю свое высочайшее одобрение!”  “Новое платье короля”
11. “Окно было раскрыто, а за окном пышно распустился светло-розовый цветок горошка. Девочка наклонилась и очень осторожно поцеловала тонкие лепестки. Этот день был для неё настоящим праздником.” ( “Пятеро из одного стручка”)
12. Но всего милее была девушка, стоявшая на пороге в широко раскрытых дверях дворца. Она тоже была вырезана из картона: на ней была юбочка из тонкого батиста, на плече- голубой шарф и на груди- блестящая брошка, такая
большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки- она была … (танцовщица из сказки “Стойкий оловянный солдатик”)
13. Он был такой важный, учёный и богатый; шуба на нём была бархатная и очень красивая .Дом у него был в двадцать раз больше, чем домик полевой мыши. Там было много больших комнат и длинных коридоров, но солнце никогда не заглядывало туда. (крот из сказки “Дюймовочка”)
14. Позолоченные башмачки, юбочка, грациозно подколотая пунцовой розой, золотая шляпа на головке и посох в руке- разве не прелесть? ( пастушка из сказки “Пастушка и трубочист”)
15. Мы знаем! Мы знаем! — чирикали воробьи. — Мы бывали в городе и заглядывали в окна! Мы знаем, куда они едут! Их ждет такой блеск и слава, что и не придумаешь! Мы заглядывали в окна, мы видели! Их сажают посреди теплой комнаты и украшают замечательными вещами — золочеными яблоками, медовыми пряниками, игрушками и сотнями свечей! (Ёлка)
16. Будь что будет! — сказала последняя, взлетела кверху, попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной каморки. «Пятеро из одного стручка»
Игра со зрителями «Добавь нужное слово»
- Сказка «Принцесса на …» (горошине)
- Сказка «Цветы маленькой …» (Иды)
- Сказка «Скверный …» (мальчишка)
- Сказка «Дорожный …» (товарищ)
- Сказка «Новое платье …» (короля)
- Сказка «Стойкий оловянный …» (солдатик)
- Сказка «Дикие …» (лебеди)
- Сказка «Райский …» (сад)
- Сказка «Сундук - …» (самолёт)
- Сказка «Оле - …» (Лукойе)
- Сказка «Эльф …» (розового куста)
- Сказка «Жених и …» (невеста)
- Сказка «Гадкий …» (утёнок)
- Сказка «Снежная …» (королева)
- Сказка «Волшебный …» (холм)
- Сказка «Красные …» (башмаки)
- Сказка «Пастушка и …» (трубочист)
- Сказка «Старый …» (уличный фонарь)
- Сказка «Штопальная …» (игла)
- Сказка «Маленький …» (тук)
- Сказка «Маленький Клаус и …» (Большой Клаус)
В это время каждой команде даётся задание на листочках «Соединить героев сказок с названием»
Задания для I команды:
Задания для II команды:
Гейм III. «Ты мне, я тебе»
(Команды задают друг другу вопросы, подготовленные дома.)
Каждый участник задаёт по одному вопросу, адресуя его любому игроку из противоположной команды по выбору).
Вопросы I команде: (3 «б, в»)
Какой подарок преподнесли Эльфы Дюймовочке? (крылышки)
Кто в сказке «Снежная королева» складывал из льдинок слово «вечность»? (Кай)
В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами? (Огниво)
Назовите героиню Андерсена, превратившуюся в морскую пену? (Русалочка)
На чём путешествовал стойкий оловянный солдатик? (на бумажном кораблике)
Какого цвета было сердце у ромашки? (жёлтое)
При помощи какого волшебного предмета Оле-Лукойе из сказки Андерсена посылал детям сказочные сны? (зонтик)
Вопросы I команде: (3 «г, д»)
Снежная королева обещала подарить Каю весь мир и кое-что в придачу. Что именно? (пару коньков)
Из чего сделаны окна во дворце морского царя в сказке «Русалочка»? (из янтаря)
«Дикие лебеди». Из чего Элиза плела рубашки для своих братьев? (из крапивы)
«Русалочка». К кому за советом обратилась русалочка? (к морской ведьме)
Когда дикие лебеди превращались снова в принцев? (после заката солнца)
Имя, которым Эльф назвал Дюймовочку? (Майя)
Материал, из которого были сделаны солдатики? (олово)
Музыкальная пауза
Гейм IV. «Тёмная лошадка»
(“Тёмная лошадка” предлагает 3 вопроса).
К какому произведению эта иллюстрация?
2. Кому принадлежат эти волшебные вещи?
3. Анаграмма: (Герои произведений).
ТУКОНЁ
АССЕЦНИРП
БОЙРАЗНИЦА
САПОНИВС
4. Ответь на вопросы
1. Eliza has                    a) 2 brothers                                        b) 10 brothers                                        c) 11 brothers                                         d) a sister
2.Какое животное вы не встретите в сказке " Дюймовочка"?a) mouseb)frogc)foxd)bird
3. Соотнесите названия сказок на русском и английском языкахa) The Princess on the Pea.                                   1. Ромашка.b) The Snow Queen.                                                2. Красные башмаки.c) The Red Shoes.                                                   3. Принцесса на горошине.d)The Daisy.                                                              4. Снежная Королева.
4. В какой сказке всё началось с него -"egg"?5. Кто и кому  хотел подарить их-"skates"?6. Who helped (помог) Gerda to rescue (спасти) Kai?
- A cat?
- A dog?
- A deer? (Олень)
- A monkey?
7. What is the ugly duckling (гадкий утёнок)?
- A tiger?
- A monkey?
- A bird?
8. What is the boy’s (мальчика) name in “The Snow Queen” (снежная королева)?
- Ken?
- Kevin?
- Kai?
9. The mermaid (русалочка) can…?
- run?
- skip?
- jump?
10. The shoes (башмачки) are…?
- Black?
- Red?
- Blue?
- Green?
11. Who cannot speak (говорить)?
- The Snow Queen (снежная королева)?
- Thumbelina (дюймовочка)?
- The mermaid (русалочка)?
12. Gerda is ….?
- good?
- bad?
- lazy?
V гейм. «Гонка за лидером»
(Кто быстрее даст ответ на вопрос).
В кого превратились 11 братьев-принцев из сказки Г.Х.Андерсена? (В лебедей).
Какие сказки Г.Х.Андерсена вы знаете?
Дюйм – это сколько? (2,54 см.)
Какое зёрнышко дала колдунья? (Ячменное.)
Какой цветок вырос из зёрнышка? (Похожий на тюльпан.)
Что было лодочкой у Дюймовочки? (Лепесток тюльпана.)
Что было вместо вёсел? (Два конских волоса.)
За что мышь оставила Дюймовочку жить у себя? (Убирать дом, рассказывать сказки.)
Самый лучший подарок эльфов для Дюймовочки? (Прозрачные крылышки, как у стрекозы.)
Куда полетела ласточка из тёплых краёв? (В Данию.)
В какое время года происходили события с утёнком? (Лето.)
Какой высоты были лопухи? (Дети могли стоять в полный рост.)
Почему утка уселась опять в гнездо? (Одно большое яйцо не лопнуло.)
Чему учила старая утка? (Бросить яйцо и учить утят плавать.)
Каким был птенец? (Большой и гадкий.)
Как называли птиц, которых увидел утёнок? (Лебеди.)
Что увидел утёнок в воде? (Своё отражение.)
Что говорили дети и взрослые? (Новый лебедь лучше всех.)
Сколько было оловянных солдатиков? (25.)
Как они оказались у мальчика? (Подарили на день рождение.)
Почему вечером солдатика не уложили спать? (Притаился за табакеркой.)
Кто жил в табакерке? (Чертёнок.)
На чём отправился в плавание оловянный солдатик? (На бумажной лодочке.)
Кого он встретил под мостом? (Водяную крысу.)
Что потребовала крыса у оловянного солдатика? (Паспорт.)
Что случилось с лодочкой? (Зачерпнула воды и стала тонуть.)
Кто вынырнул из воды? (Большая рыба.)
Где оказался солдатик? (В желудке у рыбы.)
В чём стойкость солдатика? (Хотел заплакать, но удержался.)
Что сделал мальчик? (Бросил солдатика в печь.)
Что случилось с танцовщицей? (Порхнула в печь вслед за оловянным солдатиком.)
Музыкальная пауза
Подведение итогов. Объявляется победитель. Награждение победителей.
Ведущий: Дорогие ребята, мы очень рады что сегодняшняя игра прошла так интересно, весело и увлекательно. Вы играли просто замечательно, показали себя такими талантливыми и эрудированными.