Конспект урока по письму и развитию речи Ударные и безударные слоги

Ударные и безударные слоги.
Задачи: закреплять умения анализировать слова (выполнение звукобуквенного анализа).
Цель: развивать умения определять в словах ударные и безударные гласные.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
– Я буду произносить слова. Ваша задача – назвать не всё слово, а только ударный слог. Например, «машина» – на какой слог падает ударение? Выделите голосом этот слог. Верно, «ши».
Лимоны, курочка, солнышко, дедушка, сапоги, самовар, карандаш, туманы, ладошки, бабушка, бантики, брюки, крокодил, корзина.
– Что такое ударение? (Ударением называется произнесение с большей силой в голосе одного из слогов в слове.)
– Что помогает понимать смысл слов?
II. Словарный диктант.
Запись слов по слуху с постановкой ударения.
Огород, корзина, пенал, овощи, неделя, яблоко, ворона, заяц, собака, ветер.
III. Изучение нового материала.
1. Выделение в словах ударных и безударных гласных.
– Прочитайте слова: девочка, дорога, работа, весело, ученик, ворона. Сколько слогов в первом слове? Во втором? В третьем? Почему?
– Прочитайте каждое слово с ударением сначала на первом, потом на втором, потом на третьем слоге. Какое ударение правильное?
– Запишите слова в тетрадь. Поставьте знак ударения.
– Сколько гласных в первом слове? Назовите ударную гласную.
– Сколько слогов в слове? Назовите ударный слог.
– Как определить ударный слог? (Выделенная голосом часть слова называется ударным слогом, а его гласная – ударной гласной.)
– В русском языке только ударная гласная произносится и звучит чётко и ясно, поэтому она пишется, как слышится и произносится.
2. Чтение, заучивание правила: в словах один гласный ударный – остальные гласные безударные.
– Прочитайте слова: комната, малина, карандаш, учитель, воробей, тумбочка.
– Выпишите сначала слова с ударением, как показано на схемах.

– Поставьте ударение. Подчеркните ударные гласные двумя линиями, безударные – одной линией.
3. Работа по карточке.
Прочитай слова: гора, горка, стена, стенка, нора, норка, трава, травка, зёрна, зерно, петух, курица, клевала.
– Подумай, как можно распределить слова на две группы.
– Напиши каждую группу слов в столбик. Поставь в словах ударение. С выделенными словами составь и запиши предложение.

Физкультминутка
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна (потягивания – руки вверх),
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился назад – вперёд (наклоны вперёд – назад),
Вот по лесу он идёт. (Ходьба на месте.)
Ищет мишка корешки и трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки – для медведя витаминки.
(Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни и наоборот.)
Наконец медведь наелся и на брёвнышке уселся.

IV. Итог урока.
– Что такое ударение?
– Какой слог называется ударным?
– Какая буква всегда ударная?
– Что помогает понимать смысл слов?
– Назовите любое слово, выделяя голосом ударный слог.
– На какой слог падает ударение?
– Подберите к данному слову схему.




Рисунок 115