Рабочая программа кружка Волшебный мир красок


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ГРАЧЕВСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМС
«24».08.2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
____________Килимбетова С.Г. УТВЕРЖДАЮ
Директор
_____________ А.А.Саичкин«29» августа 2016 г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по курсу
«Волшебный мир красок»
на 2016 – 2017 учебный год
Учитель
Кусанова А.С.
1.1.Пояснительная записка
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества. Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления,
колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала
личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребѐнка,его
эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области
художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Данная программа позволяет решать не только собственные задачи, но и создает
условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе,
доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах, на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему внеурочной деятельности детей становится особенно актуальным.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая обладает широким спектром воздействия на развитие ребенка, наиболее ярко раскрывает все его универсальные способности. Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности.
Формы обучения:
-фронтальная;
-групповая ;-парная;
- индивидуальная.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год.
Общее количество часов—52
Режим занятий: вторник – 16.00
Возраст детей: 11-12 лет
игровая;
-личностно-ориентированная.
Цель и задачи программы
Цель программы – обучение учащихся основам изобразительной грамоты и их
активное творческое развитие с учѐтом индивидуальности каждого ребѐнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы:
 знакомство с жанрами изобразительного искусства;
 знакомство с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
 развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти,
фантазии, воображения;
 развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
 улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
 развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
 формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством.
Содержание программы
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения.
Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Тема 1.2. Правила техники безопасности в изостудии.
Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с
художественными материалами и оборудованием.
Раздел 2. Живопись.
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и
волшебника в древние времена.
Тема 2.1. Свойства красок.
Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных
красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».
Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жѐсткие и
мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями.
Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звѐздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жѐлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга»,
«Праздничный букет», «Салют».
Тема 2.3. Праздник тѐплых и холодных цветов.
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тѐплые и холодные. Особенности тѐплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тѐплых и холодных цветов.
Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и
ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка».
Тема 2.4. Серо-чѐрный мир красок.
Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство
оттенков серого цвета. Деление цветов от светло-серого до чѐрного.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».
Тема 2.5. Красочное настроение.
Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приѐмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чѐрной краски.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».
Раздел 3. Рисунок.
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом,
фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углѐм, пастелью, тушью.
Тема 3.1. Волшебная линия.
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и
сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весѐлый, спокойный,зубастый,
хитрый, прыгучий).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».
Тема 3.2. Точка.
Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лѐгкое касание
карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом»,
«Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».
Тема 3.3. Пятно.
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».
Тема 3.4. Форма.
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное».
Тема 3.5. Контраст форм.
Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени».
Раздел 4. Декоративное рисование.
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста.
Тема 4.1. Симметрия.
Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Два игровых способа изображения симметрии:
- одновременное рисование двумя руками сразу;
- использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей
прорисовкой деталей.
Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка».
Тема 4.2. Стилизация.
Стилизация как упрощение и обобщение природных форм.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни».
Тема 4.3. Декоративные узоры.
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле).
Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчѐски, кулинарных формочек.
Тема 4.4. Орнамент.
Орнамент – повторение рисунка через определѐнный интервал.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весѐлые строчки», «Мамины бусы».
Тема 4.5. Сказочная композиция.
Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Разнообразный характер сказочных героев.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка».
Раздел 5. Конструирование из бумаги.
Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы
работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги.
Тема 5.1. Работа с рваной бумагой.
Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Петушок – золотой гребешок и ребятки-цыплятки».
Тема 5.2. Работа с мятой бумагой.
Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим бабочку».
Тема 5.3. Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги).
Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до
шершавой и плотной.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Смешные человечки», «Маскарадные маски».
Раздел 6. Художественные образы,
создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весѐлые и грустные, простые и загадочные.
Тема 6.1. Цветные карандаши.
Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень».
Тема 6.2. Гелевые ручки, тушь.
Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве».
Тема 6.3. Восковые мелки, фломастеры.
Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весѐлые и грустные клоуны», «Карусель».
Тема 6.4. Пастель, уголь.
Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка
пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной
бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой».
Раздел 7- 8. Итоговое занятие
Тестирование для проверки теоретических знаний учащихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год
Планируемые результаты
В результате реализации программы предполагается достижение определѐнного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материала ми и инструментами изобразительного искусства.
Знать:
 основные и дополнительные цвета;
 цветовую гамму красок (тѐплые, холодные цвета);
 понятие симметрии;
 контрасты форм;
 свойства красок и графических материалов;
 азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
 основные приѐмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);
Уметь:
 смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
 правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим
замыслом;
 грамотно оценивать свою работу, находить еѐ достоинства и недостатки;
 работать самостоятельно и в коллективе;
 уметь организовывать и содержать в порядке своѐ рабочее место;

Тематическое планирование

занятия
Наименование разделов и тем Кол-во
часов
1 Введение в программу 1
2 Знакомство с программой. Особенности обучения. 1
3 Правила техники безопасности на занятиях 1
4-5 Живопись 2
6-7 Свойства красок 2
8-9 Королева Кисточка и волшебные превращения красок 2
10-11 Праздник тѐплых и холодных цветов 2
12-13 Серо-чѐрный мир красок 2
14-15 Красочное настроение 2
16-17 Рисунок 2
18-19 Волшебная линия 2
20-21 Точка 2
22-23 Пятно 2
24-25 Форма 2
26-27 Контраст форм 2
28-29 Декоративное рисование 2
30 Симметрия 1
31 Стилизация 1
32-33 Декоративные узоры 2
34-35 Орнамент 2
36-37 Сказочная композиция 2
38-39 Конструирование из бумаги 2
40-41 Работа с рваной бумагой 2
42-43 Работа с мятой бумагой 2
44-45 Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги) 2
46-47 Выразительные средства графических материалов 2
48-49 Цветные карандаши 2
50 Гелевые ручки, тушь 1
51 Восковые мелки, фломастеры 1
52 Итоговое занятие. Мини - выставка 1

2.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко,
вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что
приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно
ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.
Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:
1. Предметы быта:
а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);
б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);
в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники);
г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).
2. Предметы декоративно-прикладного искусства (прялки, сундучки, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки)
3. Муляжи (грибы, фрукты, овощи).
4. Чучела птиц и животных ( вороны, сороки, крысы).
5. Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты).
Материально - техническое оснащение кружка
 художественные кисти (для масла и акварели)
 акварельные ,гуашевые, акриловые и масляные краски
 материалы для выполнения батика
 тушь и ручки с перьями
 простые карандаши разной мягкости
 фломастеры
 цветные карандаши
 акварельные карандаши
 форматы А3,А4,А2
 цветные гелевые ручки
 пластилин
 цветная бумага и картон
 клей
 лак
2.5.Методические материалы
Формы организации учебного занятия
Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы кружка:
индивидуальные занятия;
занятия по звеньям;
семинары;
лекции;
выездные занятия;
встречи с интересными людьми;
практическая работа (участие в конкурсах и др.)
Ипользуются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа со справочным материалом
Общая характеристика кружка
Данная программа ориентирована на то, чтобы дать учащимся базовое
систематизированное образование по ИЗО, на то, чтобы дети приобрели определѐнные знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребѐнка и будут выбраны им для дальнейших углублѐнных занятий по специализированным программам. Программа создаѐт для
учащихся перспективу их творческого роста, личностного развития.
Виды занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит учащихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (учащиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребѐнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребѐнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии учащиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребѐнка, раскрепощают его, пользуются популярностью у детей и родителей.
Итоговое занятие – подводит итоги работы кружка за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ.

Дидактические материалы
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе
натюрмортный фонд.
2.6. Список литературы
Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 2009.
Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 2006.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. –
М.: Педагогическое общество России, 2002.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.:
Просвещение, 2007.
Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 2009.
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.:
МИПКРО, 2003.
Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 2007.