Классный час Блокадный Ленинград


Цели и задачи:
Познакомить учащихся с понятием –блокада,
со страшным периодом в жизни нашей ;пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Оборудование: выставка книг о Великой Отечественной войне; видеоматериалы;
аудиозапись песни "Священная война"
портрет Т. Савичевой.
Ход классного часа
Здравствуйте, ребята! Перед вами корзина чувств. Возьмите в руки ручки и напишите чувство, которое испытываете когда слышите слово "война". Заполните корзину. (дети прикрепляют в корзину слова и читают их).
Сегодня мы поговорим еще об одном эпизоде войны, о блокаде Ленинграда. В конце урока мы снова заполните "корзину чувств".
Стоит над Невой город Большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя. Как назывался город на протяжении своего существования? (ответы детей.) Верно, Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Именно так звучит тема нашего классного часа "Блокадный Ленинград".
История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов.
Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России.
Как вы думаете почему? Верно, в этот день в 1944 году нашими войсками была одержана большая победа. Фашисты отступили от Ленинграда. Голод, бомбежки, артобстрел - все это для ленинградцев ушло в прошлое.
Звучит запись песни "Священная война"
Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице "Астория". Но триумфального шествия не получилось. Москва и Ленинград обреклись на полное уничтожение - вместе с жителями. С этого и должно начаться то, что Гитлер имел в виду: разгромить русских как народ, то есть истребить, уничтожить.
Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.
1 ученик: И летели листовки с небаНа пороги замерзших квартир:"Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..""Будет мир. Вам не снится мир?"2 ученик: Дети, плача, хлеба просили.Нет страшнее пытки такой.Ленинградцы ворот не открылиИ не вышли к стене городской.3 ученик: Без воды, без тепла, без света.День похож на черную ночь.Может, в мире и силы нету,Чтобы все это превозмочь.4 ученик: Умирали - и говорили:- Наши дети увидят свет!Но ворота они не открыли.На колени не встали, нет!
Началась блокада... Всего-то только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов выдавали по карточкам. 20 ноября 1941 года рацион хлеба дошел до 125 г иждивенцам и 250 г рабочим. Крупу выдавали по 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок как мог...
Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в нетопленном классе, голодные. У всех закопченные лица; электричества не было, в квартирах горели коптилки - баночки с горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. И у учительницы скапливалась в морщинах черная копоть. Ученики шатались от голода.
Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: "Их имена благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто". Не забыта и девочка-ленинградка Таня Савичева. (Фотография Тани Савичевой на доске.)Тане в 1941 году исполнилось 11 лет. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой, но у нее хватило сил и мужества вести дневник. Ее дневник стал историей, страницей летописи блокадного Ленинграда. В те жуткие дни. Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. (Выходят девочки. В руках у каждой из них лист ватмана с увеличенной копией странички из Таниной записной книжки, хранящейся в Музее истории Санкт-Петербурга. Они по очереди читают записи Тани) "Женя умерла 28 дек. в 12.00 ч утра 1941 г.". "Бабушка умерла 25 янв. В 3 ч дня 1942 г." "Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г." "дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14апр. 1942 г.". "дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.". "Мама умерла 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г.". "Савичевы умерли". "Умерли все". "Осталась одна Таня".
Потом вытащила из сундука картонную коробку, открыла ее. В ней лежали дорогие памятные вещи. Сюда же Таня положила свой дневник, несколько фотографий и писем.
Она уходила из дома, где прошло ее детство, уходила навсегда. Через несколько дней ее определили в детский дом, который вскоре был вывезен из Ленинграда. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она умерла 1 июля 1944 года. Память о Тане Савичевой останется навечно. Ведь в ее честь названа малая планета № 2127, открытая советскими астрономами.
В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. "Все для фронта, все для победы!" - это был девиз рабочих Ленинграда. Но в городе с каждым днем все больше ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие кадровые рабочие ушли на фронт. И молодежь бросила клич: "Заменим у станков отцов и старших братьев!" на заводы и фабрики пришли мальчики и девочки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и это единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась.
И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных и ослабевших людей. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал ее "дорогой жизни".
О жителях и защитниках Ленинграда написано немало. Я прочту вам одно стихотворение, над которым, я знаю, плакали не только старики, пережившие ту страшную блокаду.
По безлюдным проспектамОглушительно звонкоГромыхала на дьявольской смеси трехтонка.Леденистый брезент покрывал ее кузов -Драгоценные тонны замечательных грузов.Молчаливый водитель, примерзший к баранке,Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки,Вез он сало и масло, вез консервы и водку.И махорку он вез, проклиная погодку.Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.Был он худ. Был похож на голодную птицу.И казалось ему, что водителя нету,Что забрел грузовик на другую планету.Вдруг навстречу лучам -Синим, трепетным фарам-Дом из мрака шагнул, покорежен пожаром.А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,Снег летел как мука - Плавно, медленно сыто...- Стоп! - сказал лейтенант.- Погодите, водитель. Я, - сказал лейтенант, -здешний все-таки житель.- И шофер осадил перед домом машину, И пронзительный ветер ворвался в кабину.И вбежал лейтенант по знакомым ступеням. И вошел. И сынишка прижался к коленям. Воробьиные ребрышки.... Бледные губки... Старичок семилетний в потрепанной шубке....- Как живешь, мальчуган?Отвечай без обмана!...И достал лейтенант свой паек из кармана.Хлеба черствый кусок дал он сыну:- Пожуй- ка, - и шагнул он туда, где дымила "буржуйка".Там - поверх одеяла распухшие руки,Там жену он увидел после долгой разлуки.Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечиИ в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.Но не знал лейтенант семилетнего сына.Был мальчишка в отца - настоящий мужчина!И, когда замигал догоревший огарок,Маме в руку вложил он отцовский подарок.А когда лейтенант вновь садился в трехтонку: - Приезжай!- закричал ему мальчик вдогонку.И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,Он летел, как мука - плавно, медленно, сыто...Грузовик отмахал уже многие версты.Освещали ракеты неба черного купол.Тот же самый кусок – не надкушенный, Черствый -Лейтенант в том же самом кармане нащупал.Потому что жена не могла быть иноюИ кусок этот снова ему положила.Потому что была настоящей женою.Потому что ждала. Потому что любила.Грузовик по местам проносился горбатым,И внимал лейтенант орудийным раскатам,И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,Потому что солдатом он был настоящим. (В. Лифшиц "Баллада о черством куске")
Ребята,какие чувства и впечатления у вас остались?
Заполните "корзину чувств". Напишите снова, что вы испытываете, когда слышите слова война? Как изменились ваши чувства о войне после нашего классного часа?