Доклад «Пути преодоления трудностей в обучении чтению и письму по системе Брайля слепых и слабовидящих школьников»

МК С(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа № 106 для слепых и слабовидящих детей»


Доклад
«Пути преодоления трудностей в обучении чтению и письму по системе Брайля
слепых и слабовидящих школьников»









Подготовила:
Крахмелец Людмила Александровна,
руководитель МО учителей начальных классов


Новокузнецк

Важной задачей школы № 106 является совершенствование системы помощи школьникам с глубокой патологией зрения. Обучение чтению и письму рельефно-точечным шрифтом Брайля признается одним из важнейших компонентов реабилитации незрячих, потому что невозможность чтения и письма создает не только информационный дефицит, но и психологический дискомфорт.
В настоящее время наблюдается тенденция к снижению мотивации и интереса к обучению по системе Брайля слабовидящих школьников. Опираясь на опыт работы, необходимо отметить, что рельефно-точечный шрифт – не только путь сохранения остаточного зрения, но и развитие интеллекта детей в процессе чтения и письма.
Научить ребенка системе Брайля – дело трудное для всех участников процесса: учитель – ученик – родитель. Только совместное желание и стремление помочь школьникам приводит к успеху в их воспитании, обучении и развитии.
Как помочь слепым и слабовидящим детям получить необходимые знания, освоить письмо и чтение по системе Л.Брайля? Такой вопрос задает каждый тифлопедагог, работающий в нашей школе.
Обучение слепых детей рельефному шрифту имеет свои особенности. Для успешного овладения чтением и письмом по системе Брайля огромное значение оказывает предварительная подготовительная работа.
Тифлопедагоги нашего учреждения нередко встречаются с проблемой: многие родители не хотят признавать необходимость подготовительной работы с ребенком-дошкольником перед началом обучения его системе Брайля. Им кажется, что он вполне готов к овладению чтением и письмом, но подготовительная работа нужна всем незрячим детям без исключения.
Для слепого ребенка осязание – главный фактор познания окружающего мира, так как посредством тактильного восприятия он получает основную информацию о форме предмета, структуре поверхности, температурных признаках, пространственном положении. Поэтому осязание при слепоте выступает как ведущий фактор компенсаторного развития незрячего.
Для восприятия шрифта Брайля необходимо развить осязание незрячего ребёнка в такой степени, чтобы он в дальнейшем смог овладеть чтением любого текста, работать с рельефно-графическим материалом, рельефно-точечным изображением.
На данном этапе подготовительной работы предлагаются различные игровые упражнения на развитие осязательного восприятия, мелкой моторики, задания на формирование образов предметов и развитие воображения. Умение ориентироваться на плоскости так же является одним из решающих факторов при овладении незрячим ребёнком письмом и чтением по системе Брайля.
Но и при достаточной подготовительной работе, использовании разнообразных приемов, заданий и упражнений освоение данной системы – сложный и трудоёмкий процесс. Чем лучше у ребенка развито образное мышление, тем меньше времени нужно на его подготовку к чтению и письму.
Таким образом, проблема усвоения системы Брайля может возникнуть в следствии:
несформированности образного мышления;
слабо развитого осязания.
Имея большой опыт в обучении письму и чтению по системе Л.Брайля, учителя начальных классов выявили ряд трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся при чтении рельефно-точечного шрифта и работе с тифлоприборами:
1. Соблюдать строку при письме на приборе.
2. Попадать грифелем в нужные точки шеститочия на приборе при письме.
3. Ориентироваться на приборе для письма.
4. Письмо и чтение "зеркальных" букв (е-и, д-ф, ж-х, з-ы, н-я, о-э, р-в, с-ш, т- ю, у-м, ъ-ь) и цифр (4-6, 5-9, 0-8).
5. "Переколы".
6. "Недоколы".
7. Делать пропуски между словами при письме.
8. Ориентироваться в числе клеточек при переносе.
9. Ориентироваться в учебнике, находить задание.
10. Обратная направленность письма и чтения.
11. Различать знаки препинания и буквы при чтении.
12. Проверять грифелем написанное.
13. Находить ошибки.
14. Исправлять ошибки при письме.
С учётом данных трудностей обучения письму и чтению по системе Л.Брайля были разработаны рекомендации по их преодолению. (Памятка)
Таким образом, правильное построение воспитательно-образовательного процесса, рациональное использование подобранных методов и приемов, взаимодействие педагогов и родителей обучающихся значительно повышает уровень усвоения школьниками системы Брайля.

Заголовок 1oђ Заголовок 315