Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающегося при осмыслении текста и его интерпретации как одна из составляющих гимназического образования


Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающегося при осмыслении текста и его интерпретации как одна из составляющих гимназического образования
1. Введение
В условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, речь идёт о формировании у школьников ключевых компетенций, к числу которых относится коммуникативная образовательная компетенция. Актуальным становится использование в образовательном процессе методов и приёмов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Обучение осуществляется таким образом, что непосредственная деятельность обучающихся, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства не остаются за пределами Гимназии, а учитываются при организации общения на уроке и внеурочной деятельности. В процессе такого обучения дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учатся решать различные коммуникативные задачи, быть речевыми партнёрами – все это создаёт условия для повышения уровня культуры общения. При этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма полученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных учебных, жизненных и проблемных ситуациях.
Программа развития Гимназии, развивающая система Л.В.Занкова, по которой много лет работает начальная школа, нацелена на формирование ключевых компетентностей обучающихся и предполагает успешность и самореализацию гимназистов в разных видах деятельности.
Исходя из этого опыт «Формирование коммуникативных учебных действий обучающихся при осмыслении текста и его интерпретации как одна из составляющих гимназического образования» является актуальной в системе работы Гимназии.
Цель: создание условий по формированию коммуникативных универсальных действий обучающихся при работе над осмыслением текста и его интерпретацией.
Задачи:
1) изучение и анализ справочной, методической литературы по данной тематике;
2) поиск эффективных форм и методов формирования коммуникативных компетенций при работе с текстом;
3) разработка и внедрение в учебную деятельность системы заданий, направленных на формирование коммуникативных компетенций;
4) апробация диагностик по определению уровня сформированности коммуникативной компетенции.
Объект исследования – коммуникативные универсальные учебные действия.
Предмет исследования – изучение методических практик по формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающегося при осмыслении текста.
2. Понятие коммуникативной компетентности
Методологической основой исследования являются основополагающие подходы к теории речевой коммуникации М.Я.Демьяненко, К.А.Лазаренко, С.В.Кислой; теория коммуникативной деятельности А.А.Леонтьева, И.А.Зимней; компетенция общения Г.М.Жукова, Л.А.Петровской, Н.Д.Никандрова, И.Н. Горелова, А.В.Хуторского и др.
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии .
Коммуникативные УУД - это:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
умение строить монологическое высказывание;
владение диалогической формой коммуникации;
адекватное восприятие и передача информации в заданном формате.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования коммуникативной компетенции – обучение на основе общения. А. Сент-Экзюпери писал, что «самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения». Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие, и младший школьный возраст – важный этап в овладении письменной и устной речью.
Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к созданию множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Формирование коммуникативной компетентности приобретает особую значимость в современной ситуации развития общества. По мнению А.А.Леонтьева, осуществляя общение, обучающийся должен говорить не ради самой речи, а ради того, чтобы она оказала нужное воздействие.
При работе с пониманием, осмыслением и интерпретацией текста в начальной школе нами применяются технологии:
1) «Методика проведения компьютерных занятий на основе Системы интенсивного развития способностей (СИРС) для школьников 1-11 классов» (А.Н.Буров);
2) ИКТ – технологии: 
- материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
- http://school-collection.edu.ru/ 
- презентации, имеющиеся на образовательных сайтах. 
3) технология РКМЧП – «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер);
4) технология проектной и исследовательской деятельности (А.И.Савенков);
5) технология проблемного обучения (А.Дистервег);
6) коллективный способ обучения (В.К.Дьяченко);
7) технология продуктивного чтения (Бунеев).
3. Развитие способности понимания, осмысления и интерпретации текста в начальных классах
Текст представляет собой один из важнейших видов языковой коммуникации. Это своего рода диалог между говорящим и слушающим, пишущим и читающим. Диалог этот можно рассматривать как процесс столкновения картин мира автора и интерпретатора, поскольку понимание любого произведения обусловлено комплексом факторов социально-психологического и культурно-языкового характера. В процессе прочтения текста или диалога с текстом обучающийся пытается постичь смысл, заложенный автором в произведении, т. е. найти точки соприкосновения между своей и авторской картиной мира, между «своим» и «чужим».
Согласно концепции М.М.Бахтина, понимание текста включает в себя отдельные акты или уровни, каждый из которых выполняет свою функцию: восприятие текста; узнавание текста и понимание его общего значения в данном языке; понимание его значения в контексте данной культуры; активное диалогическое понимание его смысла, совпадающее с его формированием.
Понимание как деятельность человеческого мышления позволяет раскрывать существенные свойства предметов и явлений, постигать их смысл и значение. Понимание позволяет видеть причинно-следственные связи, выражать субъективную оценку правильности принятого решения. Понимание сопровождается чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.
Осмысление направлено на анализ собственных действий, анализ содержания знания и методов познания, на самопознание. Через осмысление происходит расширение сознания. Осмысление позволяет проникнуть в суть вещей, выделить смысл, суть понятия, события, явления, по смыслу воедино связать отдельные части чего-либо, выявить причину события и спрогнозировать его последствие.
Обучающиеся, находясь в учебной ситуации, вовлечены в процесс понимания предметного материала, осознания средств собственной учебной работы и границ их возможного применения. Это определяет возможность формирования новых способностей, приводящих к освоению новых способов, новых средств работы. Обучающиеся могут испытывать трудности в процессе понимания излагаемого учителем учебного материала, а учебный материал необходимо еще и осмыслить, т.е. соотнести с имеющимися знаниями и систематизировать. Без осмысления не бывает подлинного понимания и наоборот. Вне понимания и осмысления учебный процесс лишен всякого смысла и ведет лишь к бессмысленному загромождению памяти фактическими сведениями.
На определенных возрастных этапах способ понимания имеет различную степень развернутости «погружения» в текст и включает в себя следующее:
- самостоятельная выработка смысловой версии, позволяющей «схватить» текст как целое;
- понимание логической структуры текста;
- понимание авторской позиции;
- нахождение выхода из ситуации непонимания;
-углубление собственного понимания за счёт участия в диалоге, полилоге, дискуссии со сверстниками.
При понимании и осмыслении используются приемы развития коммуникативных способностей:
1) составление диалога (Е.Н.Пирожкова);
2) анализ текста (Е.Н.Пирожкова, В.И.Тимофеева, Л.В.Бахарева, И.В.Базюлькина, Е.И.Полежаева);
3) устные пересказы и рассказы (Р.В.Шепелева, Л.В.Бахарева, И.В.Базюлькина, Е.И.Полежаева);
4) словесное иллюстрирование (Е.Н.Пирожкова, Л.В.Бахарева, И.В.Базюлькина, Е.И.Полежаева);
5) создание речевых ситуаций (Л.В.Бахарева, И.В.Базюлькина, Е.И.Полежаева);
6) инсценирование (Р.В.Шепелева);
7) дискуссии (Г. Г.Мисаренко);
8) коллизии (И.В.Сергиенко).
Речевые высказывания, как анализируемые, так и создаваемые обучающимися, могут представлять собой такие типы текстов (или, по терминологии О.А.Нечаевой «функционально-смысловые типы речи») как повествование, описание, рассуждение. Каждый из перечисленных отличается определенными особенностями в содержании, структуре, языковом оформлении.
В своей работе мы используем приёмы над осмыслением текста:
1) моделирование структуры текста, например, с помощью памятки «Текст» - определи:
- тему (о чём будешь писать, говорить);
- главную мысль (что главное хочешь сказать);
- название (если его нет, то озаглавь), определи тему, главную мысль;
- содержание и порядок предложений (с чего начнёшь, как продолжишь, что потом скажешь нового, чем закончишь);
- план текста (нужно ли несколько частей, о чём будешь говорить в каждой, как озаглавишь их);
2) редактирование своего текста, например, по памятке «Редактор» - проверь:
- понятна ли тема, ясна ли главная мысль, передаёт ли их название текста, выделены ли красной строкой части текста;
- движется ли мысль от предложения к предложению, не нарушен ли их порядок;
- удачны ли начало и конец текста;
- правильно ли, точно ли выражены мысли;
3) составление текстов различных типов: описание, повествование и рассуждение, а также разных жанров: рассказ, пейзажная зарисовка, описание картины, статья в газету, письмо;
4) передача сюжета в диалогической форме;
5) пересказ, близкий к тексту или сжатый;
6) составление рассказа по аналогии с прочитанным;
7) работа с заголовком.
Примеры заданий при работе над заголовком текста.
Перед чтением рассказа Н.Н.Носова «Огурцы» учитель задает следующие вопросы:
1. Вспомни, какие произведения Н.Н. Носова мы уже изучали.
2. Скажи, кто являлся главными героями этих произведений?
3. Как ты думаешь, о чём пойдет речь в этом произведении?
Чтение произведения. После чтения произведения учителем ребенку предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Совпало ли твое предположение о содержании текста перед его прочтением и после прочтения? Почему не совпало или совпало?
2. Прочитай текст небольшими фрагментами и озаглавь каждый фрагмент.
3. Название рассказа «Огурцы» выражает идею или тему произведения?
4. Придумай такое название рассказа, чтобы оно выражало основную идею произведения.
Таким образом, чтобы раскрыть смысл и, следовательно, понять текст, необходимо соответствующим образом интерпретировать его. Интерпретация текста представляет собой своеобразное взаимодействие двух миров: внутреннего мира литературного произведения и мира читателя. На основе интерпретации мы можем оценить степень и глубину понимания текста. Как показал теоретический и практический анализ, процесс интерпретации предполагает следующие этапы: догадка, предположение, выдвижение гипотезы; вывод следствий и их сопоставление с известными данными; согласование двух первых этапов, в результате чего постигается смысл текста.
Технология продуктивного чтения является ведущей и включает в себя три этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения,например:
I этап. Работа с текстом до чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт. Примеры заданий:
- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
- Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах);
1) слово, злое, доброе, калечит, лечит, а;
2) дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель этапа: понимание текста и создание читательской интерпретации, первичное чтение текста.
Чтение текста «с карандашом».
Определение основных понятий (без чтения всего текста).
Составление таблиц (выборочное чтение). 
Составление плана текста (для пересказа).
Поиск пропущенных слов. 
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста.
Например, в первом классе знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Косточка» начинается с заполнения первой части таблицы. Ребятам предлагаются следующие вопросы:
- В рассказе «Косточка» пойдет речь о сливах?
- Главный герой рассказа обманул своих родителей?
- Успел ли мальчик насладиться вкусом сливы?
Первая часть таблицы заполняется на первом этапе, когда даются несколько утверждений по еще не изученной теме, и обучающиеся выбирают утверждения, полагаясь на собственный опыт, а вторую часть таблицы после первичного чтения на втором этапе. Обучающиеся проставляют знаки «+» - если они согласны, «-» - не согласны, устно обосновывая свой ответ. После прочтения идет обсуждение, совпало ли первоначальное представление с последующим.
Данный прием позволяет обучающимся определить главную мысль рассказа.
Для формирования навыков осмысленного и вдумчивого чтения заполняется другая таблица. Обучающимся предлагается перечитать весь текст или его фрагмент. После анализа произведения гимназисты перечитывают рассказ В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным», отвечают на вопросы, а ответы - выдержки из текста (ни одним словом не отступая от оригинала) заносят в таблицу. Цель этой работы заключается в том, что обучающийся должен несколько раз перечитать текст, выбрать правильные, точные предложения и записать их в таблицу.
После проверки ответов делается вывод о том, какая проблема волнует автора, как поступать в ситуации сложных взаимоотношений детей и родителей.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Цель этапа: понять текст на уровне смысла, скорректировать читательскую интерпретацию, довести читательские впечатления до уровня законченной мысли.
Этапы работы с текстом: 
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
2. Знакомство с писателем. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. 
4.Выполнение творческих заданий.
Творческие задания, которые мы предлагаем обучающимся на уроках, опираются на какую-либо сферу читательской деятельности гимназистов (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы):
«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:
- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
- Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
- Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
Составление кластера.
Составление синквейна.
Составление «Пирамиды критики».
Пирамида является основой для создания собственного связного текста. Вопросы – план текста. В пирамиде пишутся ключевые слова (в ответ на вопрос), где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей.
О чём произведение? (одно слово).
Какой у произведения характер? (два слова).
Место и время действия (три слова).
Главные события (четыре слова).
Главные герои, какие они? (пять слов).
Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов)
О чём произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку).
Ваша реклама (антиреклама), рекомендация книги (восемь слов).
Таким образом, технология продуктивного чтения формирует навык осмысленного и вдумчивого чтения, открывает возможность целостного видения произведения.
При формировании коммуникативных универсальных учебных действий при работе с текстом и его интерпретации особое внимание уделяется применению ИКТ – технологии. На уроках используются:
- материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
- http://school-collection.edu.ru/ 
- презентации, имеющиеся на образовательных сайтах. 
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - это видеофрагменты, литературоведческие справки, иллюстрации, репродукции картин, звуковые фрагменты, интерактивные задания.
Для обучающихся предлагаются следующие задания:
- создай информационный проект на основе материалов ЦОР (это задание формирует у школьников навыки нахождения, обработки, классификации, систематизации и презентации информации);
- найди ошибки в представленной презентации и доработай ее, изменив (тему исследования, аспект рассмотрения проблемы);
- проанализируй презентации и сформулируй предмет и объект исследования; выяви логику расположения слайдов;
 - сопоставь две презентации на одну тему и оцени полноту исследования, представленного каждой.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования и скрытым гимназическим пространством развитие коммуникативных компетенций продолжается и во внеурочной деятельности. Гимназисты на факультативных занятиях «Психология общения», «Я – исследователь», «Олимпиады, конкурсы, викторины», «Полезные привычки», в клубе «Я – читатель», «Развивающие игры» совершенствуют навыки общения, речевого этикета, стратегию и тактику диалогического и группового общения решают различные коммуникативные задачи, становятся полноправными речевыми партнерами. Все это способствует формированию коммуникативных учебных действий обучающихся при осмыслении текста и его интепретации.
5.Результативность представляемого опыта
Благодаря использованию методики проведения компьютерных занятий на основе Системы интенсивного развития способностей (СИРС) для школьников 1-11 классов были достигнуты высокие результаты в развитии быстрочтения.
Таблица 1
Норма чтения 1 класс 2011-2012г.
(количество обучающихся) 2 класс
2012-2013г.
(количество обучающихся) 3 класс
2013-2014г
(количество обучающихся) 4 класс
2014-2015г. (1четверть)
(количество обучающихся)
Выше нормы 7 9 9 12
Норма 10 10 11 9
Ниже нормы 8 6 5 3
Благодаря формированию коммуникативных умений наблюдается положительная динамика в осмыслении и интерпретации текста. Уровень сформированности коммуникативных УУД представлен таблице.
Уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий при работе с текстом.
Таблица 2
Коммуникативные универсальные
учебные действия,
отражающие умения работать с текстом 2011/12уч.г.
1 класс
(конец
года) 2012/13уч.г.
2 класс
(конец
года) 2013/14уч.г
3класс
(конец
года)
- вопринимать текст с учётом поставленной задачи,
находить в тексте информацию, необходимую для её решения 32% 48% 68%
- сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный);различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче 28% 40% 68%
- анализировать и исправлятьдеформированный
текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения 32% 48% 68%
- составлять план текста: делить его
на смысловые части,
озаглавливать каждую; пересказывать
по плану. 30% 48% 60%
- описывать объект: передавать его внешние характеристики,
используя выразительные средства языка 20% 48% 55%
- характеризовать качества, признаки объекта, относящие его определённому классу (виду) 15% 44% 65%
- характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведённой классификации 32% 52% 60%
- составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства 32%
44% 60%
Качество знаний обучающихся в 4 классе В увеличилось до 72% благодаря увеличению объема запоминаемой информации, повышению скорости поискового чтения, выносливости и скорости мыслительных процессов.
Таблица 3
2 класс
2011-2013г. 3 класс
2013-2014г. 4 класс (1 четверть)
2014-2015г
обученность 100% 100% 100%
качество 64% 68% 72%
Нами достигнуты следующие результаты:
высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
прочное и неформальное усвоение знаний;
повышение результативности обучения;
умение создавать гимназистами исследовательские и проектные работы, презентации;
умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Эффективность работы подтверждена результатами итоговой успеваемости (100%), наличием призеров, победителей и лауреатов Олимпиад, научно-практических конференций, творческих конкурсов школьного и городского уровня, сформированности коммуникативных и ключевых компетенций. Наблюдается позитивная динамика качества знаний (72%).
Гимназисты 4 класса В являются постоянными участниками международных и всероссийских дистанционных конкурсов:
2012-2013 г. - I место на городской олимпиаде по русскому языку «Юниор-2011», Юров Максим, II место на школьном уровне «Русский медвежонок», Макарова Дарья; I место на школьном уровне «Кенгуру», Назаргулов Рустам; I место на школьном уровне «Инфознайка», Клепинин Игорь; III место на школьном уровне «Человек и природа», Ляпитова Полина; диплом I степени на федеральном уровне «Золотое руно», Макарова Дарья; II место на школьной олимпиаде по окружающему миру, Ляпитова Полина; II место на школьной олимпиаде по литературе, Пузынина Софья; I место в школьной научно-практической конференции, проект «Старорусские единицы измерения длины», Бугайченко Елизавета; диплом II степени межрегионального фестиваля исследовательских работ «Открытие мира - 2013».
Заключение
Овладение коммуникативными УУД ведёт к формированию самостоятельности, успешному владению сложными коммуникативными навыками и умениями, знанию культурных норм в общении, освоению новых знаний. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.
Учитель теперь не урокодатель, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности.
Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.
Таким образом, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий при осмыслении текста и его интерпретации.
Список литературы
А.А.Леонтьев Язык, речь, речевая деятельность. Москва. Просвещение. 2007г.
А.В.Хуторской Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта. Народное образование 2013 №4
Л.А.Петровская Общение – компетентность – тренинг: избранные труды
Алексеева Л.Н. Способы работы с пониманием текста, его анализом и интерпретацией. Москва. Пушкинский институт. 2007г.
Под редакцией канд. Психол. Наук, зам. Директора НИИ ИСРОО О.И. Глазуновой, зав лабораторией НИИ ИСРОО Е.Ю. Ивановой. Сценарии занятий для детского сада и средней школы. Москва Пушкинский институт. 2010г.
Под редакцией канд. Психол. Наук, зам. Директора НИИ ИСРОО О.И. Глазуновой, зав лабораторией НИИ ИСРОО Е.Ю. Ивановой Инновационный технологический пакет перехода от школы знаний, умений и навыков к школе способностей: М.: Пушкинский институт, 2009г.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008г.
Селевко К.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2010 г.
Мошнина Р.Ш. Учитель в зеркале стандарта // Начальная школа (ПС). – 2009. - № 17.
Саломатина Л.С. Развитие коммуникативно-речевых компетенций младших школьников в овладении родным языком //Учёные записки Московского гуманитарного педагогического института. Т.7.-М.:МГПИ, 2009г.
http://festival.1september.ru/ Маслова Е.В. Формирование у младших школьников умения создавать повествовательный текст в жанре сказки // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», раздел «Преподавание в начальной школе».
http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС
http://festival.1september.ru/articles/411473/ - Проектная деятельность в начальной школе
http://mounoch8.ucoz.ru/publ/stati_Информационно - коммуникационные технологии в начальной школе. В чём их эффективность.