авторская статья на тему: Формирование музыкальной культуры школьников, музыкального вкуса как части всей их духовной культуры.


   "Формирование музыкальной культуры школьников, музыкального вкуса как части всей их духовной культуры"
        На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, я, как учитель музыки, чувствую себя ответственным за музыкальное воспитание учащихся.
       Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем формированию в учащихся музыкальной культуры, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу.
        В целях формирования у учащихся любви и понимания музыки во всем ее богатстве ее форм и жанров, т.е. воспитания в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, стремлюсь увлечь учеников всем тем, что люблю сама, хочу, чтобы мои ученики с удовольствием приходили ко мне на уроки и в чем-то были похожи на меня. Ученики для меня во многом соратники, собеседники, друзья – люди, с которыми мне бесконечно интересно.
        Всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на нас музыка. Музыка – это не только развлечение, но и хорошее средство для воспитания психически здоровых людей. Поэтому я стремлюсь, чтобы на моих уроках дети не только нравственно обогащались, но и физически становились здоровыми. Для этого я использую специальные дыхательные упражнения, развивающие певческое дыхание и способствующие развитию легких. Все это благотворно влияет на здоровье детей.
Основой формирования музыкальной и духовной культуры школьников является восприятие музыки. В процессе восприятия музыки включается жизненный и музыкальный опыт школьников, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений. Это и опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства, и художественный опыт, связанный с исполнением музыки. Я стремлюсь на уроках научить детей по-настоящему слышать музыку, размышлять о ней. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Моя задача состоит в том, чтобы все 45 минут урока создавали ситуацию, способную формировать состояние человеческого открытия мира музыки. Всю свою работу на уроке строю так, чтобы музыка переживалась ребятами, чтобы не было равнодушных глаз, нейтральных поз, жестов, лиц у тех, кто слушает и исполняет музыку.
       В своей работе я использую такие методы музыкального обучения, которые направлены на решение поставленной задачи и организацию усвоения содержания, которые способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства. Это метод музыкального обобщения, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, метод драматургии. Для реализации всех методов музыкального обучения я на уроках музыки использую различные формы обучения. Одной из таких форм является хоровое пение, которое должно звучать эмоционально, чувственно, искренне. Положительно влияют на эмоциональность исполнения условные модели характера музыки, которые в процессе работы связываются с определенными певческими приемами. Так, печальная музыка чаще исполняется legato (легато), шутливая - staccato (стаккато) и т.д.
       На уроках музыки я использую различные формы обучения. Это слушание, исполнение, игра, решение музыкальных кроссвордов, комбинирование музыки с другими предметами (ИЗО, литература, история), для увеличения интереса к музыке использование новых форм работы (компьютер, синтезатор), творческие работы учеников, "Музыкальные копилки”, и другие формы. Для углубления интереса и знаний школьников в области музыкального искусства, использую такие формы внеклассной работы, как вокальный ансамбль, работа с солистами. Стараемся вместе с ребятами, поющими в ансамбле, принимать активное участие в проведении праздников, концертов, различных вечеров.
       Едва ли не главную роль в успехе концерта играет его программа. А программа определяется репертуаром ансамбля. Значение репертуара не исчерпывается необходимостью показа достижений коллектива. Не менее важную роль он играет в музыкальном образовании и в эстетическом воспитании его участников, в повышении их вокального мастерства, в развитии музыкального вкуса исполнителей и аудитории. При выборе репертуара я стараюсь учитывать ряд факторов. Песни должны быть, прежде всего, доступными для исполнения (диапазон, вокальные возможности исполнения). Выбирая репертуар для разучивания, каждый руководитель ансамбля должен думать об их художественной ценности. Юношеская вокальная группа, созданная в нашей гимназии, уже принимала участие в вокальных конкурсах и становилась призером и дипломантом.