Конспект урока литературы в 5 классе «Исполнение желаний в сказках и в жизни».

Конспект урока


Тема урока: «Исполнение желаний в сказках и в жизни».
Пояснительная записка:
У пятиклассников удивительно сочетаются наивный реализм и чуткость к художественному образу. На этом этапе развития детей больше всего волнует сюжет художественного произведения. Развивается образное мышление, формируется мировоззрение. Интерес к художественному произведению мотивируется ещё и тем, что ученик считает, что «все взаправду», художественный вымысел и собственно реальная жизнь синкретичны, т.е. не разделяются или почти не разделяются в его сознании. Происходит то же, что происходило в человеке на ранней (детской) стадии его исторического развития, когда сказка и миф были единственной реальностью, в которой жил человек. Возникая на границе очевидного - пережитого и вымышленного – априорного, сказка, безусловно призвана раздвигать рамки нашего эмоционального и интеллектуального опыта, провоцировать потенциальные и глубоко скрытые личностные свойства человека. Особенно это ярко проявляется в детском возрасте, когда человек так непосредственен, открыт, склонен так живо отдаваться игре воображения, когда в нем столько нерастраченных сил и доверия к миру.
Урок на тему: «Исполнение желаний в сказках и в жизни» является итоговым уроком второго цикла по программе В.Г.Маранцмана «Свобода сказки», где были изучены фольклорные и литературные сказки с целью показать ребятам наряду с художественным своеобразием национальных миров их удивительную общность, вызванную не только психофизиологическим сходством людей, но, прежде всего, сходством их общечеловеческих нравственных устремлений. Сказка дает автору и читателю ощущение безмерной свободы движения во времени и в пространстве, она несет в себе чудо переживания внутренней свободы. Сказки фольклорные сменяются литературными, чтобы ребята могли почувствовать единство писателя и народа и осознать творчество писателя как особое, индивидуальное сознание. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина в сопоставлении с народной русской сказкой и греческим мифом, своеобразие на этом фоне сказки Г.-Х.Андерсена и завершающая первый цикл сказочная повесть Н. В. Гоголя наиболее ярко раскрывают особенность фольклора и авторской литературы.
Вместе с тем в пределах одного сюжета выясняется разность авторских трактовок («Золушка» Ш. Перро и Е. Л. Шварца). Переход от сказок к лимерикам Э. Лира подчеркивает взаимосвязь и особенности жанров, возникающих из фольклора.
Круг внеклассного чтения связан с текстуально изучаемыми произведениями либо единством темы, либо именем писателя и дает возможность учителю наблюдать перенос результатов образования, прежде всего усвоение теоретико-литературных понятий, в сферу свободного чтения.
Особенно важно соединить понимание содержания с эстетическим вниманием к автору, слову, приемам, которыми пользуется художник, создавая мир заново и видя его своеобразие.
Осуществление этих целей должно быть неразрывно связано с собственным литературным творчеством учащихся. Не просто запомнить, что называется эпитетом или сравнением, не только научиться находить и объяснять их в произведении, но обязательно попытаться самому посмотреть на мир (цветок, дерево, небо, реку) глазами художника, передать другим свое видение такую задачу должен ставить учитель перед детьми, сочетая в едином процессе изучение произведения, теоретико-литературных понятий, собственное литературное творчество школьников.

Цель урока: подвести итог пройденному материалу в цикле «Свобода сказки».

Задачи:
Учебная: учащиеся должны уметь выявлять основную нравственную проблематику произведения; аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь;
Развивающая: выражать свои мысли и делиться впечатлениями; писать творческие работы (сочинения, рассказы, небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни));
Воспитательная: воспитание чувства ответственности за свои желания; уважения к собеседнику и умения слушать.
Аудитория: 5 класс.
Время: 1 урок, 45 минут.
Тип (форма урока) урока: урок внеклассного чтения.

Дополнительные материалы к уроку: интерактивная доска, мультфильмы по теме, иллюстрации из сказок в раздаточном материале.
Дети уже прошли авторские и народные сказки. Домашним заданием было принести свою любимую книгу сказок и сказать о ней несколько слов. Ответить на вопросы: «что такое сказка?» «Почему я люблю именно эту сказку» и «Что полезного я узнал из этой сказки».

Методы, приемы, технологии обучения:
Развитие устной и письменной речи учащихся,
свобода слова и выражения собственных эмоций,
творческий подход к домашнему заданию,
игра (конкурс-викторина), как проверка освоения учеником пройденного материала,
живой диалог учителя и учащегося,
показ мультфильмов – как пример интерпретации сказки,
написание сочинения на свободную тему по свежим впечатлением от сказок.

Основные этапы урока

Этап урока, время
Деятельность учителя
Предполагаемая деятельность ученика


Вводная часть
Организационный момент
5 минут

Учитель приветствует учеников


Дети рассаживаются, достают принесенные книжки со сказками



Основная часть
Живой диалог
10 минут









5 минут













Показ мультфильма
10 минут

Учитель предлагает начать урок с беседы о том, что такое сказка и о любимых сказках учащихся









На интерактивной доске указано несколько тезисов, которые послужат продолжением беседы:
а) скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты;
б) современная цивилизация - плод человеческих желаний;
в) всякое ли желание нужно обязательно исполнять.
Учитель спрашивает желающих высказаться по каждому из предложенных тезисов.

Перед просмотром учитель предлагает перечислить сказки, в которых исполняются желания;
Затем все вместе из перечисленных сказок выбирают одну сказку и смотрят её.

Дети дают определение, которое им известного с прошлых уроков. У каждого ученика есть возможность рассказать о своей любимой сказке и ответить на вопросы:
Почему я люблю именно эту сказку?
Что полезного я узнал из этой сказки?

Ученики тянут руки и делятся своими мыслями по каждому из пунктов.











Ученики вспоминают пройденный материал и те сказки, которые знают:
-«По щучьему велению»
-«Сказка о рыбаке и рыбке»
-«Алладин и волшебная лампа»
-«Старик Хоттабыч»
-«Конек-горбунок»
-«Цветик-семицветик»



Заключительная часть
Конкурс-викторина с обсуждением и призами
10 минут



























































Подведение итогов и объявление победителей.
3 минуты

Домашнее задание
2 минуты


























Бонус для тех, кто не торопится домой:
Просмотр мультфильма «
·Исполнение желаний»


Учитель делит класс на две команды и задаёт вопросы; при правильном ответе даёт символы определённых сказок (туфелька – символ «Золушки», лампа – «Алладин и волшебная лампа» и т.п.). У кого символов наберется больше, тот и победитель конкурса.

1)Сказка-это:
а) ложь
б) правда
с) урок

2)Чем больше у человека возможностей, тем больше у него должно быть:
а) силы
б) фантазии
в) ответственности

3)В какой сказке желания оборачиваются против самого желающего:
а) «Огниво»
б) «По щучьему велению»
в) «Сказка о рыбаке и рыбке».

4)Почему в сказках часто главного героя называют "дураком"?
Потому что он:
а) не умный,
б) неотесанный,
в) добрый

5)Вопрос для свободного ответа: Почему же "дураку" оказывают столько доверия, да еще, в конце концов, полцарства в придачу?

6) Если вам поручили доверить волшебную палочку, то кому бы из названых персонажей вы её доверили:
а) Емеле из сказки "По щучьему велению"
б) Ивану-дураку из сказки «Конек-горбунок»?
в) Мальчику Вольке из сказки "Старик-Хоттабыч"
Почему?

6) А себе вы доверили бы волшебную палочку? Если -да, то что бы вы сделали в первую очередь?
а) осчастливили себя
б) осчастливили остальных
в) ничего бы не стали менять.


Учитель благодарит всех за активное участие и хорошее знание сказок.

Написать творческую работу на понравившуюся тему:
сочинение о любимом сказочном персонаже,
размышления на тему «Почему же "дураку" оказывают столько доверия, да еще, в конце концов, полцарства в придачу?»
сочинение на тему: «Если бы у меня был цветик-семицветик или волшебная палочка»,
любая творческая работа по сказкам (рисунок, загадок, небылиц, диалогов, басен, киносценариев, стихотворений, баллад, сопоставление эпизодов произведения, размышление над событиями или героями произведений, отзыв о прочитанной книге,
поделка и пр.)

Учитель предлагает продолжить приятную беседу за чаепитием и просмотром мультфильма.

Вопросы построены так, что каждый ученик может поразмышлять и поделиться своим мнением, а также проверить свои знания по сказкам и их героям.
























































Дети получают сладкие призы.







    
Сказка:

1) Сказка фольклорная эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, быличка).

2) Сказка литературная эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «каза
·ть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVIIXIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века кощуна[источник не указан 709 дней].

Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.
Вопросы к конкурсу-викторине:
1)Сказка-это:
а) ложь
б) правда
с) урок

2)Чем больше у человека возможностей, тем больше у него должно быть:
а) силы
б) фантазии
в) ответственности

3)В какой сказке желания оборачиваются против самого желающего:
а) «Огниво»
б) «По щучьему велению»
в) «Сказка о рыбаке и рыбке».

4)Почему в сказках часто главного героя называют "дураком"?
Потому что он:
а) не умный,
б) неотесанный,
в) добрый

5)Вопрос для свободного ответа: Почему же "дураку" оказывают столько доверия, да еще, в конце концов, полцарства в придачу?

6) Если вам поручили доверить волшебную палочку, то кому бы из названых персонажей вы её доверили:
а) Емеле из сказки "По щучьему велению"
б) Ивану-дураку из сказки «Конек-горбунок»?
в) Мальчику Вольке из сказки "Старик-Хоттабыч"
Почему?

7) А себе вы доверили бы волшебную палочку? Если -да, то что бы вы сделали в первую очередь?
а) осчастливили себя
б) осчастливили остальных
в) ничего бы не стали менять.

Мультфильмы:
«По щучьему велению»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Алладин и волшебной лампе»
«Конек-горбунок»
«Цветик-семицветик»
Фильм:
«Старик-Хоттабыч» Ленфильм (1956).

Презентация. План урока + иллюстрации к сказкам.

Слова в завершении урока:

Желание - это то, что обязательно сбывается, потому что каждый миг мы строим по нему, соотносимся с ним, это наша несгибаемая воля. Ничего тут нет сверхъестественного: наш мир - это плод нашей воли и нашего представления о нем. Так что это первая причина, почему нужно заниматься собой - развивать себя, помогать близким и незнакомым людям, в этом и не считать это второстепенным и не главным. Это мироощущение, мировосприятие. Наше мировосприятие - проводник нашего желания. Любой вымысел может стать основой нашего мировосприятия. Любая сказка. Так мы устроены и ничего с этим не поделаешь. В сказке смыкаются и сливаются объективный внешний мир и внутренний субъективный. Этим пользуются не только хорошие люди-поэты, художники и писатели, но и дурные - те, кто желал бы нас прибрать к своим рукам и использовать в своих целях (террористы, нацисты). У каждого народа есть свои сказки, на которых воспитывают детей и возвышают свой дух.
Поэтому темой урока стала тема "исполнения желаний". Вспомните героев сказок, которых вы сегодня называли Человеческие желания подразумевают большую ответственность. Такова была моя главная мысль.