Методическая разработка урока обучение грамоте 1 класс Гласные буквы Я, я. Россия — Родина моя.


Обучение грамоте 1 класс
Тема. Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя.
Цель: познакомить учащихся с буквами Я, я; совершенствовать навыки чтения; развивать фонематический слух, речь; воспитывать любовь к Родине.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать звуковой состав слова и записывать слово буквами; сопоставлять, анализировать, классифицировать звуки и буквы.
УУД:
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать последовательность действий.
Познавательные: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике; осуществлять поиск нужной информации в учебнике.
Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
Личностные: установка на общечеловеческие ценности и правила, определяющие отношение сверстников друг к другу, к окружающим людям, позитивное сотрудничество в разных ситуациях.
Ход урока.
Организационный момент. Подготовка к уроку.
Прозвенел звонок веселый.Мы начать урок готовы.Будем слушать, рассуждать,И друг другу помогать.
Подготовительные упражнения.
Чистоговорка. Ра – ра – ра – начинается игра.
Ры – ры –ры – у мальчиков шары.
Ро – ро – ро – у нас новое ведро.
Ри – ри – ри – на ветках снегири.
Ре – ре – ре – носим воду мы в ведре.
Дети хором читают слоги и запоминают предложения.
- какой звук учит правильно произносить эта чистоговорка?
- дать характеристику этому звуку ( [ р ] )
2) Дыхательное упражнение «Свеча».
3)Работа над скороговоркой. Соня – незнайка,
А Зина – зазнайка.
Выделить звуки из скороговорки, которые вызывают затруднение при быстром произношении. Дать их характеристику. ( [ с ] и [ з ] )
Актуализация знаний. Работа по ленте букв.
- назвать гласные буквы, которые мы изучили;
- почему буквы а, о, у, ы записаны на верхней строке ленты?
- какие гласные буквы обозначают мягкий согласный звук?
- назвать согласные буквы, которые мы изучили;
- почему буквы н, м, л, р, б, в, д, з записаны на верхней строке ленты? На нижней строке ленты?
- какая буква при произношении может обозначать два звука? (е)
- в каких случаях это происходит?
- что вы ещё знаете о букве е ? 4. Самоопределение к деятельности.
Как вы думаете, есть ли в русском языке ещё гласные буквы, которые при произноше-
нии могут обозначать два звука?
Сегодня вы познакомитесь с новой буквой – подружкой буквы е.
Постановка учебной задачи, пользуясь учебником стр. 111.
Изучение нового материала. Работа по учебнику стр. 110.
Прочитайте на стр. 110 тему нашей беседы. «Россия – Родина моя»
- что вы видите на иллюстрации?
- как называется наша страна?
- какой город является столицей России?
- какие государственные символы имеет наша страна?
- на каких видах транспорта можно путешествовать по нашей стране?
- ещё раз прочитайте предложение в верхней части страницы
- в каких словах нам встретилась буква я?
-знакомство с буквой я:
Я — бродяга с рюкзаком, Путешествует пешком.
- послушаем какие звуки обозначает она ( произносим нараспев звуки[ й `] и [ а ]
- определим позицию буквы я в словах Россия, моя ( стоит после гласной)
- Я – это гласная или согласная буква?
- всегда ли она обозначает два звука?
- работа над пословицей: Всякому мила своя сторона. Объяснить смысл пословицы.
Мы сегодня говорили о Родине. Родина – город, где ты родился, живёшь. Этот город для вас самый родной, самый красивый, самый дорогой. Поэтому и говорят: всякому мила своя сторона.
- назовите слова с буквой я и скажите сколько звуков она обозначает?
Всякому - буква я стоит после согласного звука [ с `] и обозначает 1звук [ а ].
Своя – буква я стоит после гласного звука и обозначает два звука[ й `] и [ а ].
Физминутка. Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже не ленись
Поклонись и улыбнись.
Закрепление изученного материала.
1) Работа над звуковыми схемами.
По одному ученику от ряда у доски строят звуковые схемы слов:
ЯМА РАЯ МЯТА
Каждый ученик у доски определяет позицию буквы я, сколько звуков она обозначает, сколько букв и сколько звуков в слове.
2) Чтение слогов на стр.111 в рамке, как произносим мы согласный звук в этих слогах?
Какую ещё работу может выполнять буква я? ( смягчает согласный звук)
- Прочитать правило на стр. 111 и ещё раз повторить, когда буква я обозначает 1 звук, а когда 2 звука.
3) Работа над текстом стр.111.
Чтение учителем. Жужжащее чтение. Чтение цепочкой.
Найти в тексте и прочитать слова с буквой я. Определить позицию и сколько звуков
она обозначает.
Беседа по содержанию.
- Как называется наша страна?
- Что посадим у дома?
- Какие деревья будут в саду?
- Кто будет этому рад?
8. Рефлексия – самооценка. Закончи высказывание.
Я узнал … . Я запомнил … .
Я научился … . 9. Итог урока.
- О чём мы говорили на уроке?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Кто понял секреты буквы я?
- Что вызвало затруднение?